Клубный час по профориентации, посвященный выбору профессии "Хочу – могу – надо"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Коррекционная педагогика


Цель: стимулирование детей к поиску информации о профессиях, к осознанному выбору профессии

Задачи:

  • сформировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;
  • расширить представления детей о различных профессиях.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа с детьми: предложить 2-3 воспитанникам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии.

Ход клубного часа

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим клубный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии. Тема: “ХОЧУ, МОГУ, НАДО” и начать наше занятие я хочу с четверостишия:

У меня растут года -
Будет мне семнадцать,
Кем работать мне тогда?
Чем заниматься?”

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

- Что же такое профессия? На экране написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

Дети дают ответы

Давайте, теперь сравним ваши ответы и определения из словарей.

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

Выбор профессии - сложная и ответственная задача.

Игра “Визитка”

Многие люди при первом знакомстве друг с другом оставляют свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На экране записаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.

Перед Вами набор слов. Вам надо разделить эти слова по основным понятиям. На доске прикреплены 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека. Вы должны выбрать название, которое имеет отношение к той или иной профессии

Групповая работа по теме “Самые нужные профессии”

Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.п.?

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список “Самые модные профессии”.

Вторая группа - “Профессии, которые всегда нужны”.

Послушаем, что у вас получилось.

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т.п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Профессиональные училища и специальности

А сейчас мы немного поговорим с Вами о тех училищах, в которых получают профессию ваши старшие товарищи.

Вам, ребята, предлагается ограниченный спектр профессий, которые вы можете получить в учреждениях начального профессионального образования. Среди них можно назвать швейное, столярное, слесарное, строительное дело.

В основном мы взаимодействуем с таким училищами как БОУ НПО “Профессиональное училище № 51”, БОУ НПО “Профессиональное училище № 18”, БОУ НПО “Профессиональное училище № 14”, БОУ СПО “Омский техникум строительства и лесного хозяйства”. Именно в этих учебных заведениях есть коррекционные группы.

Плотник

Плотник - одна из распространенных строительных профессий. Это профессия широкого профиля. Специалист выполняет работы, связанные с обработкой древесины и изготовлением из нее разнообразных деталей, изделий и строительных конструкций.

До недавнего времени все работы, связанные с использованием древесины, подразделяли на плотничные и столярные. Теперь эти две профессии слились воедино.

Профессия плотника необходима везде. Он может работать на стройках городов, в строительных организациях сельского строительства, в строительно-ремонтных организациях, в ремонтных цехах заводов, на деревообрабатывающих комбинатах, в жилищно-строительных конторах при домоуправлении.

СТОЛЯР

Столяр - профессия многогранная, включающая самые разнообразные профессиональные умения. Наиболее массовыми являются профессии столяров в жилищном строительстве и мебельном производстве. В особую немногочисленную группу выделяются столяры-краснодеревщики, в работе которых преобладают художественные тенденции.

Результатом работы столяра являются различные столярные изделия, которые делятся по конструктивному признаку. К столярным изделиям брусковой конструкции относятся беговые лыжи, сапожная колодка, воздушный винт самолета, корпус деревянного ватерпаса; к столярным изделиям каркасной конструкции - оконные переплеты, ширмы, кровати, лестничные ограждения и пр.; к столярным изделиям каркасно-обшивной конструкции - стулья, кресла, диваны, филенчатые дверные полотна, корпуса легких судов и др.; к столярным изделиям бескаркасной конструкции - щитовые двери, столярные ящики, шкафы и письменные столы щитовой конструкции.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

Ошибки выбора профессии

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: “Доволен ли ты избранной профессией?” И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной дороге. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

Формула выбора профессии

Скажите, что же такое эти три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего клубного часа: “хочу”, “могу” и “надо”?

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

  • хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
  • могу - это все, что мне по силам, по способностям;
  • надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные стремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

Кто из вас хочет продемонстрировать, как работает формула выбора профессии?

Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора

Соотношение между “хочу” и “могу” - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

И все-таки, чтобы Ваш выбор был правильным, я раздам Вам вот такую памятку рекомендаций выбора профессий.

Социальный педагог перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы и дописывает на доске после трех слов называния классного часа: “ = осознанный выбор профессии”.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию, Вы не выбрали, Вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний

Спасибо вам за внимание.

Приложение.