Предлог как служебная часть речи

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (581 кБ)


ТИП УРОКА:повторительно-обобщающий.

Цель урока:

  • обобщить и углубить знания по теме;
  • сформировать навыки правописания производных предлогов, разграничения омонимичных частей речи;
  • учить соотносить синонимичные конструкции;
  • совершенствовать речевые,орфографические навыки;
  • подготовиться к ЕГЭ.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Образовательные: овладение исследовательскими навыками при работе с языковым материалом; использование конструкций с предлогами в конкретной речевой ситуации с соблюдением грамматической, орфографической и пунктуационной норм языка.
  • Воспитательные: воспитание языковой культуры и интереса к русскому языку; формирование навыков контроля и cамоконтроля, коммуникативных качеств личности учащихся.
  • Развивающие: развитие культуры речи, логического мышления, творческих способносстей учащихся; расширение кругозора.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, “Пособие для занятий по русскому языку в старших классах” (В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока и его целей

- Сегодня у нас урок по теме “Предлог как служебная часть речи”. (Слайд 2)

Цель  урока - обобщить и систематизировать знания,полученные в 5-9 классах по данной теме; совершенствовать устную и письменную речь; подготовиться к ЕГЭ.

III. Словарно-синематическая работа

1. Запись в словарик “Произноси правильно” (Слайд 3)

- Спишите слова,поставьте в них ударения.Объясните значения.

ГазопровОд, магнитопрОвод, дремОта, каталОг, жалюзИ, срЕдства, астронОм, христианИн, крестьЯнин, фОрзац, апострОф, досУг, фенОмен, еретИк.

2. Занимательная лингвистика

Решить шарады (Слайды 4 и 5)

Я состою из трёх частей:
В предлогах две найдутся части,
А третьей потчевал гостей
Герой одной известной басни.
В какие ни приду места,
Несу я гибель урожаю,
Но поднимаются леса,
Мне путь к посевам преграждая! (За-с-уха.)

Мой первый слог-
Союз известный и предлог,
Ищи другой слог в огороде,
А целое в стрелковом взводе. (А-в-томат.)

IV. Лингвистическая разминка

1. Списывание с заданием

Списать,расставить знаки препинания, объяснить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки.(Слайд 6)

Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро,с фланелью на шее, одна из тех матушек,небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок,а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов.

Эх,кони,кони,что за кони!

2. Дополнительное задание

- Объясните постановку знаков препинания в записанных предложениях.

- Из какого произведения взяты данные предложения?

- Чей портрет дан в первом предложении?

- К какому типу текста относится каждое из этих предложений?

V. Работа по теме урока(Слайд 7)

- При правописании каких орфограмм необходимо было определять часть речи?

- На какие группы делятся все части речи?

- Составьте обобщающую схему “Части речи”, иллюстрируя каждую часть речи примерами.

- По какому принципу происходит деление частей речи на эти группы?

- Назовите служебные части речи.Приведите примеры из записанных предложений.

- Какова роль предлогов?

- Найдите и выделите в прямоугольники все предлоги, использованные в первом предложении.

- Какие это предлоги по своему составу?

- Какие ещё есть?

- А по происхождению какие?

- В чем отличие производных предлогов от непроизводных?

- Из какой части речи образован предлог спустя? Какой фразеологизм знаете с этим словом?

- Ещё из каких частей речи образуются предлоги? Назовите группы производных предлогов по образованию.

VI. Проверка домашнего задания

- Какие предлоги вы использовали в упр.311?

- Какие это предлоги по происхождению и образованию?

- С каким падежом употребляется каждый из этих предлогов?

- Как называются такие предлоги?

- Какие ещё есть?

- Какие из предлогов употребляются только с одним падежом,какие- с несколькими?

VII. Работа по конструированию предложений

- Прочитайте текст. Перестройте предложения,использовав предлоги, синонимичные конструкциям в скобках. (Слайды 8 и 9)

- Какие это предлоги?

Главенствующее место в архитектурном ансамбле Кремля занимает колокольня, _____ (81-метровой высоты) прозванная в народе “Иваном Великим”._________(несколько веков) она господствовала над столицей. Нужно иметь в виду, что по царскому указу в Москве запрещалось строить здания, превосходящие её высотой.____________(много лет) колокольня служила ещё и дозорной вышкой.Этот уникальный памятник архитектуры возвел в 1501-1508 годах итальянский зодчий Бон Фрязин, но через столетие по приказу Бориса Годунова колокольня была ещё надстроена.

Ответ:в связи с 81-метровой высотой; в течение нескольких веков; в продолжение многих лет.

VIII. Повторение и углубление ранее изученного материала

1. Творческий диктант

Заменить производные предлоги непроизводными. Записать в два столбика.

В течение дня(за); сидеть возле костра(у); пойти вместо брата(за); бросился навстречу матери(к);спустя несколько лет(через);стоять около стола(у);

ввиду приближения каникул(из-за); договориться насчёт ремонта(о).

- Как называются пары таких предлогов?

2.Тренировочные задания

2.1. Найти предлог,который пишется слитно.(Слайд 10)

  • (в) целях защиты
  • (в) течение урока
  • (со) стороны друга
  • (в) следствие града
  • (в) продолжение дня

Ответ:вследствие.

2.2. Исправить ошибки в предложных словосочетаниях. (Слайд11)

  • согласно приказа(приказу)
  • по окончанию школы(по окончании)
  • наперекор желания(желанию)
  • скучаю по вам(по вас)

Назвать способ связи слов в словосочетании скучаю по вас.

3. Вопросы для закрепления материала

- Как должны заканчиваться суждения?

  • Предлоги(в)виде, (в)связи, (в)продолжени.., (в)течени.., (в)заключени.. пишутся ______. (Раздельно)
  • Три последних предлога и вследстви.., наподоби.. имеют на конце букву ______. (е)
  • Сложные предлоги из(за), из(под), по(над), по(за) пишутся______.(Через дефис)
  • Предлоги, образованные на основе наречий (навстречу, вблизи, внизу, сбоку, вдоль, поперек), пишутся______.(Слитно)
  • Предлоги согласно, благодаря, вопреки, навстречу, наперекор употребляются с_______ падежом. (Дательным)
  • Наречие (в)последстви.. пишется_______(слитно),оканчивается на_______.(-ии)
  • Предлог по со значением “после чего-нибудь” употребляется с_______ падежом. (Предложным)

IX. Отработка умения определять омофоны

- В русском языке существуют омофоны, слова,которые имеют одинаковую фонетическую структуру, но относятся к разным частям речи. Это связано с процессом перехода слов из одной части речи в другую. Определить,к какой части речи они принадлежат,можно только в контексте. Умение не смешивать производные предлоги с самостоятельными частями речи, от которых они образованы, помогает правильно определить написание.

- Запишите предложения и определите,к каким частям речи относятся одинаково звучащие слова.(Слайд 11)

  • В следствии обнаружены досадные ошибки.
  • В следствие включены новые документы.
  • Экскурсию отложили вследствие непогоды.

- На какие вопросы отвечают данные омофоны и какими членами предложения являются?

- Определите падеж слова “следствие” в первых двух предложениях.

- Какая это часть речи?

- Можно ли вставить имя прилагательное между предлогом в и этим существительным?

- Чем можно заменить слово “вследствие” в 3-м предложении? Какая это часть речи?

X. Закрепление

1. Распределительный диктант

Первый вариант записывает предложения с предлогами,а второй - c омонимичными им частями речи.Подбирают синонимы к предлогам.

  • Я купил вазу наподобие шара.

Решали задачу на подобие треугольников.

  • Мы условились насчет похода.

Деньги поступили на счёт банка.

  • Он бегает по утрам вокруг дома.

Говори прямо, не надо ходить вокруг да около.

  • Несмотря на усталость, мы двинулись в путь.

Пешеход шел, не смотря по сторонам.

  • Напротив окна вырос тополь.

Дом напротив недавно отремонтировали.

- Сделайте синтаксический разбор последних двух предложений.

2. Тестирование

Задание 1.

- Укажите ряд с производными предлогами. (Слайд13)

  1. В течении реки, положить на счёт, иметь в виду.
  2. Внутри дома, вблизи города, вокруг оси.
  3. Смотреть вокруг,идти впереди,жить напротив.

Ответ:второй.

Задание 2. (Карточка 1)

- В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  • Была грустная августовская ночь-грустная,(по)тому что уже пахло осенью и лето спешило (на)встречу первым сентябрьским холодам.
  • (Во)круг беседки посадили сирень, и (в)течение целого месяца мы ощущали её аромат.
  • Следует иметь(в)виду,что многие физические явления связаны с нагреванием, охлаж- дением и зависят так(же) от перехода из одного агрегатного состояния в другое.
  • (За)тем поворотом стоит наша часть,(по)этому комендантские патрули попадались нам всё чаще.

Ответ:в первом.

Задание 3. (Карточка 2)

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы,объяснить правописание н и нн.

  • Оказавшись (в) заключени_, преступник выглядел испуган_о.
  • Собрание было организован_о директором. Оно прошло организован_о.(В) заключе-ни_ встречи было сказан_о (на)счет налогов.
  • (В) последстви_ полотно, соткан_ое известным мастером, было продан_о за неслыхан_о большую сумму. Средства, получен_ые (в)следстви_ аукциона, были переведен_ы (на)счет президента компании.(Не)смотря на это, он остался недоволен и (в) течени_ целого года обижался.

Ответ:в заключении, испуганно, организовано, организованно, в заключение, сказано, насчёт, впоследствии, сотканное, продано, неслыханно, полученные, вследствие, переведены, на счёт, несмотря на, в течение.

3. Выводы

- В чём отличие производных предлогов от непроизводных?

- Как отличить производный предлог от схожего с ним сочетания? (Слайд 14)

XI. Домашнее задание

- Дома вам предстоит повторить тему “О-Ё после шипящих”, поработать с блоком “Правописание предлогов” и выполнить упражнение. (Карточка 3)

1. Обж_ра печалился (в) течени_ ночи, потому что есть хотел очень.

2. (В) продолжени_ суток страдал ухаж_р, когда в новой машине отказал мотор.

3. (В)заключени_ вечера наш дириж_р приказал оркестру сыграть маж_р.

4. (На) счет дороги не переживал ш_фёр, хотя за рулём был стаж_р.

5. (В) следстви_ по делу о подж_ге дома рассматривали характеристики моих ч_порных знакомых. (В) последстви_ их отпустили домой, прич_м горяч_ огорч_нных собой.

6. Парч_вый костюм отнюдь не деш_вый, (в) следстви_ чего не найдёшь его в городских трущ_бах.

XII. Подведение итогов

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Всё ли было понятно?

XIII. Комментирование оценок