ТИП УРОКА:повторительно-обобщающий.
Цель урока:
- обобщить и углубить знания по теме;
- сформировать навыки правописания производных предлогов, разграничения омонимичных частей речи;
- учить соотносить синонимичные конструкции;
- совершенствовать речевые,орфографические навыки;
- подготовиться к ЕГЭ.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Образовательные: овладение исследовательскими навыками при работе с языковым материалом; использование конструкций с предлогами в конкретной речевой ситуации с соблюдением грамматической, орфографической и пунктуационной норм языка.
- Воспитательные: воспитание языковой культуры и интереса к русскому языку; формирование навыков контроля и cамоконтроля, коммуникативных качеств личности учащихся.
- Развивающие: развитие культуры речи, логического мышления, творческих способносстей учащихся; расширение кругозора.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, “Пособие для занятий по русскому языку в старших классах” (В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока и его целей
- Сегодня у нас урок по теме “Предлог как служебная часть речи”. (Слайд 2)
Цель урока - обобщить и систематизировать знания,полученные в 5-9 классах по данной теме; совершенствовать устную и письменную речь; подготовиться к ЕГЭ.
III. Словарно-синематическая работа
1. Запись в словарик “Произноси правильно” (Слайд 3)
- Спишите слова,поставьте в них ударения.Объясните значения.
ГазопровОд, магнитопрОвод, дремОта, каталОг, жалюзИ, срЕдства, астронОм, христианИн, крестьЯнин, фОрзац, апострОф, досУг, фенОмен, еретИк.
2. Занимательная лингвистика
Решить шарады (Слайды 4 и 5)
Я состою из трёх частей:
В предлогах две найдутся части,
А третьей потчевал гостей
Герой одной известной басни.
В какие ни приду места,
Несу я гибель урожаю,
Но поднимаются леса,
Мне путь к посевам преграждая! (За-с-уха.)Мой первый слог-
Союз известный и предлог,
Ищи другой слог в огороде,
А целое в стрелковом взводе. (А-в-томат.)
IV. Лингвистическая разминка
1. Списывание с заданием
Списать,расставить знаки препинания, объяснить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки.(Слайд 6)
Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро,с фланелью на шее, одна из тех матушек,небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок,а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов.
Эх,кони,кони,что за кони!
2. Дополнительное задание
- Объясните постановку знаков препинания в записанных предложениях.
- Из какого произведения взяты данные предложения?
- Чей портрет дан в первом предложении?
- К какому типу текста относится каждое из этих предложений?
V. Работа по теме урока(Слайд 7)
- При правописании каких орфограмм необходимо было определять часть речи?
- На какие группы делятся все части речи?
- Составьте обобщающую схему “Части речи”, иллюстрируя каждую часть речи примерами.
- По какому принципу происходит деление частей речи на эти группы?
- Назовите служебные части речи.Приведите примеры из записанных предложений.
- Какова роль предлогов?
- Найдите и выделите в прямоугольники все предлоги, использованные в первом предложении.
- Какие это предлоги по своему составу?
- Какие ещё есть?
- А по происхождению какие?
- В чем отличие производных предлогов от непроизводных?
- Из какой части речи образован предлог спустя? Какой фразеологизм знаете с этим словом?
- Ещё из каких частей речи образуются предлоги? Назовите группы производных предлогов по образованию.
VI. Проверка домашнего задания
- Какие предлоги вы использовали в упр.311?
- Какие это предлоги по происхождению и образованию?
- С каким падежом употребляется каждый из этих предлогов?
- Как называются такие предлоги?
- Какие ещё есть?
- Какие из предлогов употребляются только с одним падежом,какие- с несколькими?
VII. Работа по конструированию предложений
- Прочитайте текст. Перестройте предложения,использовав предлоги, синонимичные конструкциям в скобках. (Слайды 8 и 9)
- Какие это предлоги?
Главенствующее место в архитектурном ансамбле Кремля занимает колокольня, _____ (81-метровой высоты) прозванная в народе “Иваном Великим”._________(несколько веков) она господствовала над столицей. Нужно иметь в виду, что по царскому указу в Москве запрещалось строить здания, превосходящие её высотой.____________(много лет) колокольня служила ещё и дозорной вышкой.Этот уникальный памятник архитектуры возвел в 1501-1508 годах итальянский зодчий Бон Фрязин, но через столетие по приказу Бориса Годунова колокольня была ещё надстроена.
Ответ:в связи с 81-метровой высотой; в течение нескольких веков; в продолжение многих лет.
VIII. Повторение и углубление ранее изученного материала
1. Творческий диктант
Заменить производные предлоги непроизводными. Записать в два столбика.
В течение дня(за); сидеть возле костра(у); пойти вместо брата(за); бросился навстречу матери(к);спустя несколько лет(через);стоять около стола(у);
ввиду приближения каникул(из-за); договориться насчёт ремонта(о).
- Как называются пары таких предлогов?
2.Тренировочные задания
2.1. Найти предлог,который пишется слитно.(Слайд 10)
- (в) целях защиты
- (в) течение урока
- (со) стороны друга
- (в) следствие града
- (в) продолжение дня
Ответ:вследствие.
2.2. Исправить ошибки в предложных словосочетаниях. (Слайд11)
- согласно приказа(приказу)
- по окончанию школы(по окончании)
- наперекор желания(желанию)
- скучаю по вам(по вас)
Назвать способ связи слов в словосочетании скучаю по вас.
3. Вопросы для закрепления материала
- Как должны заканчиваться суждения?
- Предлоги(в)виде, (в)связи, (в)продолжени.., (в)течени.., (в)заключени.. пишутся ______. (Раздельно)
- Три последних предлога и вследстви.., наподоби.. имеют на конце букву ______. (е)
- Сложные предлоги из(за), из(под), по(над), по(за) пишутся______.(Через дефис)
- Предлоги, образованные на основе наречий (навстречу, вблизи, внизу, сбоку, вдоль, поперек), пишутся______.(Слитно)
- Предлоги согласно, благодаря, вопреки, навстречу, наперекор употребляются с_______ падежом. (Дательным)
- Наречие (в)последстви.. пишется_______(слитно),оканчивается на_______.(-ии)
- Предлог по со значением “после чего-нибудь” употребляется с_______ падежом. (Предложным)
IX. Отработка умения определять омофоны
- В русском языке существуют омофоны, слова,которые имеют одинаковую фонетическую структуру, но относятся к разным частям речи. Это связано с процессом перехода слов из одной части речи в другую. Определить,к какой части речи они принадлежат,можно только в контексте. Умение не смешивать производные предлоги с самостоятельными частями речи, от которых они образованы, помогает правильно определить написание.
- Запишите предложения и определите,к каким частям речи относятся одинаково звучащие слова.(Слайд 11)
- В следствии обнаружены досадные ошибки.
- В следствие включены новые документы.
- Экскурсию отложили вследствие непогоды.
- На какие вопросы отвечают данные омофоны и какими членами предложения являются?
- Определите падеж слова “следствие” в первых двух предложениях.
- Какая это часть речи?
- Можно ли вставить имя прилагательное между предлогом в и этим существительным?
- Чем можно заменить слово “вследствие” в 3-м предложении? Какая это часть речи?
X. Закрепление
1. Распределительный диктант
Первый вариант записывает предложения с предлогами,а второй - c омонимичными им частями речи.Подбирают синонимы к предлогам.
- Я купил вазу наподобие шара.
Решали задачу на подобие треугольников.
- Мы условились насчет похода.
Деньги поступили на счёт банка.
- Он бегает по утрам вокруг дома.
Говори прямо, не надо ходить вокруг да около.
- Несмотря на усталость, мы двинулись в путь.
Пешеход шел, не смотря по сторонам.
- Напротив окна вырос тополь.
Дом напротив недавно отремонтировали.
- Сделайте синтаксический разбор последних двух предложений.
2. Тестирование
Задание 1.
- Укажите ряд с производными предлогами. (Слайд13)
- В течении реки, положить на счёт, иметь в виду.
- Внутри дома, вблизи города, вокруг оси.
- Смотреть вокруг,идти впереди,жить напротив.
Ответ:второй.
Задание 2. (Карточка 1)
- В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
- Была грустная августовская ночь-грустная,(по)тому что уже пахло осенью и лето спешило (на)встречу первым сентябрьским холодам.
- (Во)круг беседки посадили сирень, и (в)течение целого месяца мы ощущали её аромат.
- Следует иметь(в)виду,что многие физические явления связаны с нагреванием, охлаж- дением и зависят так(же) от перехода из одного агрегатного состояния в другое.
- (За)тем поворотом стоит наша часть,(по)этому комендантские патрули попадались нам всё чаще.
Ответ:в первом.
Задание 3. (Карточка 2)
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы,объяснить правописание н и нн.
- Оказавшись (в) заключени_, преступник выглядел испуган_о.
- Собрание было организован_о директором. Оно прошло организован_о.(В) заключе-ни_ встречи было сказан_о (на)счет налогов.
- (В) последстви_ полотно, соткан_ое известным мастером, было продан_о за неслыхан_о большую сумму. Средства, получен_ые (в)следстви_ аукциона, были переведен_ы (на)счет президента компании.(Не)смотря на это, он остался недоволен и (в) течени_ целого года обижался.
Ответ:в заключении, испуганно, организовано, организованно, в заключение, сказано, насчёт, впоследствии, сотканное, продано, неслыханно, полученные, вследствие, переведены, на счёт, несмотря на, в течение.
3. Выводы
- В чём отличие производных предлогов от непроизводных?
- Как отличить производный предлог от схожего с ним сочетания? (Слайд 14)
XI. Домашнее задание
- Дома вам предстоит повторить тему “О-Ё после шипящих”, поработать с блоком “Правописание предлогов” и выполнить упражнение. (Карточка 3)
1. Обж_ра печалился (в) течени_ ночи, потому что есть хотел очень.
2. (В) продолжени_ суток страдал ухаж_р, когда в новой машине отказал мотор.
3. (В)заключени_ вечера наш дириж_р приказал оркестру сыграть маж_р.
4. (На) счет дороги не переживал ш_фёр, хотя за рулём был стаж_р.
5. (В) следстви_ по делу о подж_ге дома рассматривали характеристики моих ч_порных знакомых. (В) последстви_ их отпустили домой, прич_м горяч_ огорч_нных собой.
6. Парч_вый костюм отнюдь не деш_вый, (в) следстви_ чего не найдёшь его в городских трущ_бах.
XII. Подведение итогов
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Всё ли было понятно?
XIII. Комментирование оценок