Открытый урок по математике «Математический паноптикум» (Умножение десятичных дробей на натуральные числа). 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • повторить понятие произведения десятичной дроби на натуральное число,
    • уметь умножать десятичную дробь на натуральное число,
    • в том числе и на 10, 100, 1000 и т.д.
  • Воспитательные:
    • воспитывать познавательный интерес и любознательность, любовь к животному миру,
    • воспитать ответственное отношение к учебному труду, волю и настойчивость,
    • формировать целостное и гармоничное понимание и восприятие мира.
  • Развивающие:
    • развивать умение обобщать, систематизировать на основе сравнения, делать вывод,
    • развивать наглядно-действенное творческое воображение,
    • развивать познавательный интерес.

Методы и приемы: эвристический.

Форма организации труда: индивидуальная, фронтальная, парами.

Оборудование: магнитная доска, раздаточный материал, карточки, 3 таблицы.

  Структура урока Формы этапов урока
  Организация урока  
I Постановка цели урока Неожиданный момент урока. Удивляй!
II Этап обобщения. 1. Письменная работа
2. Работа с карточками
3. Игра между командами – эстафета «Кто быстрей?»
4. Веер устных упражнений
5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой и самоконтролем.
6. Самостоятельная работа парами.
III Подведение итогов урока  
IV Информация о домашнем задании  

ХОД УРОКА

I.  Неожиданный момент урока. Удивляй!

– Чем мы сегодня будем заниматься?
– Отгадать тему урока вы можете по тексту, за одно повторим умножение десятичной дроби на натуральные числа. 

1. Вычислите: 3,34+28,7

1)32,04     2)31,41     3)31,04     4)62,1

2. Вычислите:6,35–3,5

1)2,85     2)3,3     3)6     4)3,85

3. Округлить до десятых: 6,7483

1) 6,8     2) 6,75     3) 6,7     4) 6,749

4. Округлить до сотых:0,56501

1) 0,6     2) 0,75     3) 0,565     4) 0,56

5. Вычислите: 0,34 * 4

1) 13,6     2) 0,136     3) 136     4) 1,36

6. Вычислите: 0,45 * 3

1) 0,135     2) 1,35     3) 13,5     4) 135

7. Вычислите: 0,523 * 10

1) 52,3     2) 0,0532     3) 5,23     4) 4230

8. Вычислите: 3,647 * 100

1) 0,3647     2) 36,47     3) 364,7     4) 3647

9. Вычислите: 1,69 * 1000

1) 169      2) 169000     3) 16,3     4) 1690

– Решаем задачи на листках, и зарисовываем себе в тетрадь  рисунок, который стоит рядом с правильным ответом (слайды 4, 5). Проверяем с шифратором (рис. 1), который у нас уже есть.

– Все совпадает. Молодцы!

Рис. 1

– Далее отгадываем тему урока. С шифратора (рис. 2), (слайд 7), который на слайде  находим буквы соответствующие и записываем в свои листы с шифратором. Заметьте, вам дана одна буква последняя «М».

– Читаем получившееся слово – «ПАНОПТИКУМ».

Рис. 2

Ответ: математический паноптикум.

«Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа» (В.А.Обручев)

Справка.

Паноптикум – собрание уникальных предметов, редкостей.

– Сегодня вы узнаете много нового и интересного о животных. На многие вопросы ответы вы получите не в готовом виде, а выполнив предварительно математическое задание.

II. Этап обобщения

1. Письменная работа (слайд 9)

1) найдите 3,51х, если х=10;                           Т
2) найдите 0,0051х, если х=100;                     К
3) найдите 26,47х, еслих=1000.                      И

– Находим ответы и записываем соответствующие буквы в таблицу. И вы получите название самого большого животного.

0,51 26470 35,1
к и т

– Да, синий кит самое большое животное в мире. Он весит более 150 тонн. (слайд.10.) А длину его мы узнаем, решив следующую задачу.

2. Работа с карточками (слайд 11)

– Работаем с карточками, которые у вас есть. Решаем первую задачу, ответ пишем во вторую, решаем вторую, пишем ответ в третью и так далее. Последний ответ будет длиной кита в метрах.

– Значит длина кита 33,5 метра.

3. Игра-эстафета «Кто быстрее?»

– Далее речь пойдет о птицах.
Делимся на две команды. Одна команда решает первую калонку задач, а другая – вторую в тетрадях, находят в циферблате часов (рис. 3) (слайды 12, 13) соответствующую букву записывают себе в тетради ответ.

Задачи:

1) 32 – 4 = 5                                  1) 22 * 2 = 8
2) 81 – 5 = 3                                  2) 32 + 3 = 12
3) 42 – 32 = 7                                3) 8 + 21 = 10
4) 52 – 24 = 1                                4) 42 : 8 = 1
5) 32 + 2 = 11                                5) 32 – 5 = 4
6) 22 + 5 = 9                                  6) 52 – 18 = 7
                                                      7) 4 – 2 = 2

Рис. 3

Ответ: колибри и страус.

–  Что мы нашли? Знакомы ли вам эти названия? Это  название самой крупной и самой маленькой птицы.
– Самая крупная птица в мире – страус, самая мелкая – колибри. (Слайд 14)

4. Веер устных игровых заданий

1. Страус не летает, но зато быстро бегает, являясь рекордсменом по бегу среди птиц.  Какова наибольшая скорость страуса, если 210 км. он пробежит за 3 часа (слайд 15)?

Вспоминаем формулу: S = vt

V = S : t = 210 : 3 = 70

Ответ: 70 км/ч

2. Страусов добывают и разводят на фермах ради мяса и перьев. Узнайте массу страуса в кг., решив следующую задачу. (Слайд 16)

 4,5 * 10 * 2 = 90 кг.

5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой и самоконтролем

Самая мелкая птичка на Земле немного больше шмеля. Колибри яркая и красивая птичка. Массу колибри в граммах вы узнаете, решив следующие задачи, и найдя их в дереве (слайды 17,18). Оставшееся число будет массой.

3,6 * 3 =  10,8
0,25 * 4 = 1
0,05 * 10 = 0,5
2,6 * 5 =  13
0,125 * 100 = 12,5
0,02 * 15 = 3
0,004 * 6 = 0,024

Колибри весит всего 22 грамма.

6. Самостоятельная работа парами (слайд 19)

Задачами  зашифровано слово. Найти эти числа, заменить их буквами и прочитать его.

8,9 * 9 =

Р

6,42 * 10 =

В

4,55 * 6 =

А

2,035 * 100 =

А

0,0071 * 1000 =

Н

Шифратор.

64,2

27,3

80,1

203,5

7,1

В

А

Р

А

Н

Ответ: варан.

Варан – самая крупная ящерица в нашей стране. (слайд.20.)

III. Подведение итогов урока

– Какой? Где? Когда? Сколько?
Сегодня мы с помощью математики через повторение ответили на часть вопросов. Узнали много нового и интересного.
Вознаграждением за ваш труд будет развитие сообразительности и, смекалки, радость от познания нового.

– Давайте дополним и общим наши знания.

1. Синий кит самое большое животное. Их детеныши больше слона. Они могут по 3 месяца не спать, 6 месяцев не есть, только это не значит, что им не надо еды.
2. Страус самая большая птица. Перья страуса имеют большую ценность. Перья, окрашенные в розовый цвет, стали деталью модных женских туалетов.
Страус не летает, но зато быстро бегает, являясь рекордсменом по бегу среди птиц. Могучая лапа служит страусу неплохим оружием – одним ударом он может не только свалить человека с ног, но и убить его. В минуту опасности страус развивает такую скорость, что догнать его даже на отличном скакуне невозможно.
Мясо страусов обладает высокими вкусовыми качествами. Употребляют в пищу и яйца страуса. Одно яйцо страус заменяет 25 куриных яиц.
3. Колибри самая маленькая птица. Его длина 5,5 см. большинство их видов можно встретить в Америке. Есть более 300 видов.
4. Варан – самая крупная ящерица в нашей стране, живет в пустыне Средней Азии. Численность их в течение длительного времени сокращалась. На 2 квад. км приходится 1-2 особи. Человек вылавливает варанов с целью получения кожи, из прочной и красивой кожи варана шьют обувь и сумочки.

В настоящее время охота на варанов запрещена. За размеры и хищничество варана называют крокодилом пустыни. Варан переносит до 20 укусов кобры, может жить в условиях повышенной радиации. Слюна варана токсична, добыча парализуется мгновенно.

IV. Информация о домашнем задании

– Самим найти что-нибудь интересное и попробовать сделать такие задачи, которые сегодня решали. Потом поделиться с одноклассниками, решать их обменявшись.

– Спасибо за урок!