Урок окружающего мира по теме «Крещение Руси»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Тип урока: урок открытия нового знания с использованием ИКТ

Цель урока: формирование представления о принятии христианства на Руси и огромной роли Крещения в истории русского государства.

Задачи урока:

  • продолжить знакомство с жизнью древних славян;
  • сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства;
  • развивать познавательную активность учащихся, речь учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;
  • прививать интерес к истории родного государства;
  • воспитывать уважение к прошлому своей страны.

Основные термины и понятия:крещение, христианство, символы христианской веры, держава

Ожидаемый результат:

  • Личностные результаты:
    • формирование чувства гордости за свою Родину;
    • соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе учебной деятельности
  • Метапредметные результаты:
    • установление причинно-следственных связей между явлениями;
    • составление рассказа по теме урока и формулирование ответов на вопросы;
    • фиксирование удовлетворённости/ неудовлетворённости своей работой на уроке
  • Предметные результаты:
    • формирование представления о Великом князе земли Русской – Владимире;
    • формирование умения рассказывать историю принятия христианства на Руси

Оборудование урока:презентация, ноутбук, экран, план-конспект, карточки для самостоятельной работы, «Библия», «словарь Ожегова», старинный крест, икона, карта «Древнерусское государство в IX-XI вв.»

ХОД УРОКА

I. Этап мотивации учебной деятельности

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Слайд № 1

– Проверьте, все ли готово у вас к началу урока?
– Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поприветствуем их.
– Начинаем урок со зрительной гимнастики.
– Как в древние времена называлась наша страна? (Древняя Русь)

– Сегодня мы совершим путешествие во времени и вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам-славянам…

Слайд № 2

II. Актуализация знаний

Цель: подготовить мышление учеников к самостоятельному построению нового знания и организовать фиксацию каждым учеником необходимости его построения.

Слайд № 3

– Тему урока вы определите сами, если правильно ответите на вопросы кроссворда.

  1. Как называется отдельная комната монаха? (Келья)
  2. Особо укреплённая часть города. ремль)
  3. Описание событий по годам называется … етопись)
  4. Древнее оружие: ремень для метания камней. (Праща)
  5. Чародеи и волшебники. (Кудесники)
  6. Как называется плата (деньгами или товаром), которую собирали победители с побеждённых народов. (Дань)
  7. Как на Руси называли воинов? (Вои)
  8. Собрание жителей для решения важных вопросов называется… ече)
  9. Как на Руси называли столицу Византии Константинополь? (Царьград)
  10. Постоянное войско князя называется … (дружина)
  11. Пригород, где жили ремесленники, торговые люди, рыбаки? (Посад)
  12. Привлечение жителей города и окрестных деревень для защиты от врагов в помощь княжеской дружине (Ополчение)

– Какова тема нашего урока? (Крещение Руси) Слайд № 4
– Что вы хотели бы узнать по этой теме?
– В конце урока вы должны знать о деятельности князя Владимира и уметь рассказать историю принятия христианства на Руси. Слайд № 5
– А также ответить на два главных вопроса: «Зачем Владимир крестил Русь?» и «Какое значение имеет христианство для Руси?»
– Крещение Руси связано с именем одного человека… Посмотрите на доску, что скажете?

На доске записаны имена:

Илья Муромец
Добрыня Никитич
Алёша Попович
Владимир Святославович

(Лишнее имя «Владимир Святославович», потому что он – князь, а Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич – былинные герои, богатыри)

Слайд № 6

– Действительно, Крещение Руси связано с именем князя Владимира Святославовича.

(Стих читает ребёнок)

Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И князь Владимир в ней.

III. Выявление места и причины затруднения

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

– Скажите, а кто такой князь? Чем он занимался? (Князь – правитель, он управляет каким-нибудь городом, устанавливает свои законы, следит за порядком)
– Каких первых русских князей вы знаете?

Слайд № 7

Работа с карточками (1 мин.) (см. Приложение 1)

– Проверим домашнее задание. На карточках соотнесите стрелкой годы правления князей.

862 – 879 г. Олег
882 – 912 г. Владимир
912 – 945 г. Ольга
945 – 964 г. Святослав
964 – 972 г. Игорь
980 – 1015 г. Рюрик

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

– Вернёмся к теме нашего урока. Записываем в плане-конспекте тему урока: «Крещение Руси». (см. Приложение 2)

– Посмотрите, по какому плану мы будем работать на уроке.

На доске записан план урока:

1) Что вы знаете о князе Владимире?
2) Во что верили наши предки?
3) Когда произошло Крещение Руси?
4) Какое значение имеет христианство для Руси?

V. Реализация построенного проекта

Цель: построение и фиксация нового знания.

– Давайте узнаем, а что за человек – князь Владимир? (Показать на 1 пункт плана)
Во время моего рассказа допишите недостающие даты в плане-конспекте.

На доске:

Родился Владимир – …
Получил в удел Великий Новгород – …
Бежал к варягам – …
Овладел Киевом –

Слайд № 8

Сообщение учителя: Владимир Святославович или Владимир – Красное Солнышко был третьим сыном князя Святослава и простой служанки Малуши, которая убирала в светлице княгини Ольги.
«Ольга в гневе на Малушу сослала её в дальнее село, где и родился великий князь, вероятно в 960 году. В 970 году, ещё ребёнком, Владимир получил в удел Великий Новгород (карта), куда был отпущен вместе с Добрыней, его дядей. Когда во время начавшейся в 977году междоусобицы старший брат Владимира убил среднего, князь бежал из Новгорода к варягам (карта) и вернулся в 980 году с большим отрядом воинов. Взяв в жёны невесту старшего брата, Владимир при помощи изменника – воеводы овладел Киевом и убил брата. После того «Начал княжить Владимир в Киеве один» (карта).

– Давайте проверим, правильно ли вы записали даты?
– Во время правления Владимира Святославовича все сильные государства того времени исповедовали одну из религий. Слайд № 9
– А во что верили наши предки? Какую веру захотел принять князь Владимир и почему? Как менялась Древняя Русь после Крещения?
– Ответы на эти вопросы нам дадут ребята после работы в группах. Каждая группа готовит ответ на свой вопрос. (см. Приложение 3)

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Работа в группах (3-5 мин.)

– Итак, переходим ко 2 пункту плана.
– Ребята из первой группы, расскажите, во что верили наши предки?

Слайды № 10-11

– Подумайте, а как можно было сплотить народы Древней Руси для того, чтобы противостоять врагу? (Наши предки были язычниками, потому что они верили в разных богов. Народы Древней Руси можно сплотить, если они будут верить в одного бога, и иметь одинаковые представления о добре и зле.)
– Никто не хотел родниться с нашими предками, не хотел помогать воевать с враждебными государствами. А ведь в то время на Русь часто нападали, к тому же она была раздроблена на княжества. Чтобы объединить Русь и суметь противостоять врагу, Владимир решил принять веру, но не знал какую. Он стал расспрашивать у других народов об их вере.
– Какую веру предпочёл князь Владимир и почему, расскажут ребята из второй группы.

Слайд № 12

– Почему Владимир решил принять христианство? (Князь Владимир решил принять христианскую веру, потому что, во-первых, ему понравился рассказ грека; во-вторых, его бабушка, княгиня Ольга была первой правительницей, принявшей христианство на Руси; в-третьих, князь хотел жениться на сестре византийского царя Анне, которая была христианкой.)
– Князь Владимир выбрал христианство. К чему призывает христианская вера? Давайте прочитаем в учебнике, с.47, последний абзац.
– Что вы узнали из текста? (Жить в мире и согласии, быть честными, почитать старших, жить скромно, терпеливо сносить трудности жизни)

Слайд № 13

– Посмотрите на 10 заповедей христиан. Что запомнили?
– Когда же произошло Крещение Руси? Переходим к третьему пункту плана.
– Кого из вас крестили? Кто из вас знает, что такое «крещение»?

Слайд № 14

– В словаре Ожегова написано… Прочитайте и допишите эти определения на своих листках.
«Крещение – христианский обряд принятия кого-нибудь в число верующих, приобщение к церкви и наречение личного имени…Обряд крещения – принятие веры через окропление водой. Крест, а также икона – символы христианской веры. (Показать крест, икону VIII века)
– Как вы думаете окрестить целый народ – это легко?
– Послушайте отрывок из легенды о том, как князь Владимир крестил народ и ответьте, когда произошло это событие? (Сообщение ученика) (см. Приложение 4)

Слайды № 15-16

– Кто из вас внимательный, так в каком году произошло Крещение Руси? (988 г)

Физкультминутка:

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
На берег поднялись крутой
И отправились домой.

– Русь приняла христианство. Как вы думаете, произошли ли в стране какие-нибудь изменения после Крещения?
– Переходим к четвёртому пункту плана. О том, как менялась Древняя Русь после принятия христианства, расскажут ребята из третьей группы.

(Дополнительно – с. 47, 2 абзац сверху)

Слайды № 17-18

– Какой вывод сделала ваша группа? (Князю Владимиру удалось объединить некоторые славянские племена, укрепить Древнерусское государство. Русь превратилась в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.)

Держава (от др.-рус. дьржа — владычество, могущество. Термин, которым обозначается независимое, самостоятельное государство.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

– Продолжаем составлять таблицу. Сравниваем и дописываем, какие изменения, произошли в Древней Руси после принятия христианства. Слайд №19

– Давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Предлагаю выполнить тест. Успехов вам! (см. Приложение 5)

Слайды № 20-25

– Проверьте себя, оцените. Слайд № 26
– У кого так же? Кто допустил ошибки? Кто затруднялся?

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

– Обратимся к вопросам, которые были поставлены в начале урока, и ответим, зачем Владимир крестил Русь? (для объединения государства и принятия единой веры)
– Какое значение имеет христианство для Руси?
– Допишите в планах-конспектах. (Значение христианства: объединив разрозненные племена в единое государство и приняв единую веру, Русь превратилась в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.)

Слайд № 27

Историки называли князя Владимира Великим. Церковь – святым равноапостольным.
Поэтическая память народа – Владимиром Красным Солнышком. Он сумел из разрозненных княжеств создать единую, могучую Святую Русь. Именем князя Владимира назван Орден русской православной церкви.

IХ. Рефлексия учебной деятельности

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

– Какова была тема нашего урока?
– Какую цель вы сегодня ставили себе на урок?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Оцените свою работу. Выберите тот значок, который соответствует вашей работе на уроке, и обведите его:

– Встаньте те, кому было интересно на уроке …, а теперь – кому скучно?
– Кому было легко узнавать новое, а кому трудно?

Домашнее задание: Стр 46-50, вопрос № 3. По желанию: найти ответ на вопрос: «Почему князя Ярослава народ называл Мудрым»?

– Я думаю, что вы после этого урока, вы станете еще более внимательны друг к другу и к своим родным. Пусть любовь поможет сохранить вашу духовную жизнь, ваши души.
– Спасибо за работу!