Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Правописание слов с сочетаниями жи–ши». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: урок систематизации полученных знаний.
Цель, задачи:
  • создать  условия для закрепления правила  правописания  сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении практических заданий;
  • способствовать развитию  интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся,  самооценки  и  взаимооценки;
  • развивать  орфографическую  зоркость, зрительную  память, мышление, речь учащихся;
  • воспитывать чувство дружбы, товарищества, доброты, взаимопомощи.
Необходимое оборудование:
  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • конверты  со  словами  для  составления  пословиц;
  • карточки  с  заданиями разноуровневой дифференциации.
Планируемые результаты урока
личностные Знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
предметные Обобщить и закрепить:
– навыки правописаний жи-ши;
– навыки определения мягких и твёрдых согласных и гласных в слова;
– умение чётко выражать свои мысли;
– умение работать в группе и самостоятельно.
метапредметные
(регулятивные УУД,
познавательные УУД,
коммуникативные УУД)
Умение договариваться и слушать друг друга, развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных знаний умений; учить  планировать свою деятельность, формировать навыки контроля и    самоконтроля.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения Взаимоконтроль и самооценка  с помощью цветных кругов.
Понимание школьниками задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи
Самостоятельная постановка школьником учебных задач и планирование своей
деятельности.
Литература и Интернет-ресурсы:
Основная Методическое пособие Русский язык 2 класс
Дополнительная Методическое пособие. Современные технологии проведения урока  в начальной школе  с учетом введения ФГОС. Москва,2012
Урок в развивающем обучении. Москва, 2010
Как проектировать УУД в начальной школе. Просвещение, 2011
Интернет-ресурсы http://st.free-lance.ru/users/diz/upload/fileHxR7xZ.jpg – солнышко
www.fonogramm.net – «Выглянуло солнышко» – минусовка (детские песни)
ЭОР  Уроки Кирилла и Мефодия (русский язык)2 класс

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

  Личностные УУД
Умение соотносить  поступки и события с принятыми этическими принципами, мотивация к деятельности, личностный смысл учения
Регулятивные УУД
Целеполагание, планирование учебной деятельности
Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Мобилизующий этап – Запишите число, классная работа.
– Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их. (Слайд 2)

Ум и сердце в работу вложи.
Каждой минутой своей дорожи,
Думай, старайся, красиво пиши!

Дети читают девиз, обсуждают его значение.
3. Каллиграфическая работа Минутка чистописания  Жж 
– Отгадайте букву, которую мы будем сегодня писать. Её вы найдёте в нескольких словах нашего девиза. Она обозначает согласный, звонкий парный, всегда твёрдый звук. Что это за буква? (Буква ж)
Пропишите строчку  Жж
– Произнесите звук, который обозначает эта буква. С каким звуком он образует пару, и по какому признаку? (Со [ш] – по звонкости – глухости)
У. Составьте и запишите слоги  данных букв с гласными: А  И  У  Е  Ы  (Слайд 3)
1 вариант – с буквой Ж – жа  жи    жу  же;
2 вариант – с буквой Ш – ша  ши  шу  ше.
Это будет вторая строчка нашего чистописания. Обратите внимание на соединения букв. У. А теперь поменяйтесь  тетрадями и проверьте друг друга. Сколько получилось у вас слогов? / 8 / А если 10 – то  почему? Кто попался?
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание слов с сочетаниями жи-ши) (Слайд 4)
Задачи урока:
– Чему будем учиться на уроке? (Писать слова с этими сочетаниями) (Слайд 5)

У. Давайте  повторим, что мы уже знаем  из собственного  опыта о правописании сочетания жи-ши. (Слайд 6)

Проблема (коллизия)

У. Интересно, но мы же  еще с первого класса знаем, что эти звуки всегда твердые, и их    ничто не смягчает, а пишем букву И, которая показывает на мягкость согласного звука. Что же получается, слышим Ы, а пишем И? Кто же это придумал? Кто создал нам такую проблему? Я попросила ребят найти ответ на этот сложный вопрос. Кто  поможет нам разрешить эту проблему?

 

 

Дети: Буква Ж обозначает согласный, звонкий парный, всегда твёрдый звук, образует пару  со звуком [ш] – по звонкости – глухости 

 

 

 

 

Работа в парах, взаимопроверка.

 

 

Д. жи-ши пиши с буквой И.
В сочетании  жи-ши
Только и всегда пиши.
Знаем твердо в  жи и ши (Слайд 7)
Пишем только букву И.

 

Д. Я подготовила информацию о данных звуках. Эти буквы имеют долгую и трудную биографию. Из «Справочника по истории орфографии» я узнала,  что они когда – то были мягкими и в древних текстах слова с этими буквами выглядели так: мужь, жир, лечю. (выставить слова).  В современном  русском языке эти звуки стали твердыми, а графическое написание осталось прежним. В связи с исторической путаницей появилась путаница орфографическая. И поэтому ученые-лингвисты договорились,  что жи и ши будем писать с И  и внесли это как орфограмму в русский язык. (Слайд 8)

Регулятивные УУД  –действие целеполагания

Познавательные УУД
анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения объектов

Регулятивные УУД  –действие самоконтроля, взаимоконтроль и взаимооценка

Личностные  УУД  – действие смыслообразования,
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

 

 

Познавательные УУД  –выделение и формулирование познавательной цели

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД
установление причинно-следственных связей

4. Словарно-орфографическая  работа

Цели: введение познавательного  материала, повышающего интерес  к уроку;
развитие  интеллектуальных умений учащихся.

– Обратите внимание на доску

ВЕР ЖИ НА ШИ ПРУ ДА СТРИ  Ё РО КИЙ ВЁТ К

– Что написано на доске?
– Составьте слова из этих букв и слогов. (Работа в парах)
(Слайд 9) (Вершина, шина, пружина, стрижи, ёжик, широкий, живет)

– Какое задание можно придумать с этими слова?

У. Сегодня у нас в гостях колючий, но очень мудрый ёжик. (Картинка ёжика) Он будет давать нам различные задания, мы должны постараться выполнить без ошибок. (Слайд 10)
1. Отгадать загадки: (мыши, ландыши, жираф, машина, лужи, шишки) (Слайды 11-15)
2. Диктант по картинкам: (шишки, ужи, груши, карандаши, лыжи, крыши)

Д.  Разделить их на все возможные группы. (1. жи-ши; 2. 3 слога – 2 слога; 3. одушевлённые – неодушевлённые) Какое слово можно считать лишним? (ёжик)– звуков больше, чем букв)
– Составьте предложение, используя это слова по схеме:
(Какой?)___________ ______________ (где? В чем?)
_____________ (Колючий ежик живет в лесу.)
– Запишем в тетради с проговариванием.
– Какие орфограммы встретились в предложении? Подчеркните.
Разбор слова ёжик (й о ж ы к)

 

 

 

Взаимопроверка. (Слайды 16-18)

Общеучебные УУД
Понимание школьниками задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи
Самостоятельная постановка школьником учебных задач
Регулятивные УУД – действие целеполагания, планирования
5. Физкультминутка (Слайд 19)
Игра
У. Жи – наклон влево; ши – наклон вправо; нет сочетаний – приседаем. (Снежинка, пушинка, хлопок, вышивка, циркуль, машина, широкий, циркач, жидкость,  

Дети внимательно слушают и выполняют упражнение.

Регулятивные УУД – действие планирования,
целенаправленная организация, планомерное формирование деятельности ученика.
6. Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации . 2. Возьмите карточки. Выберите уровень: красный – сложнее, зеленый – легче, синий – самый легкий.

Задания на карточках: (Приложение 1)

Уровень 1 (синий)
Стр.111 упр.163, списать, вставить пропущенные буквы.

Уровень 2 (зелёный)
Подберите подходящее по смыслу слово. Обозначьте орфограмму ЖИ – ШИ.
Летучие … . Душистые … . Колючие … .
Слова для справок: Мыши, ландыши, ежи.

Уровень 3 (красный)
Замените выделенное слово близким по значению словом. Обозначьте орфограмму ЖИ – ШИ.
просторные улицы, толстый кот, мохнатые ели.

1. Работа с интерактивной доской.(два ученика работают у доски)

 

 

Проверка: прочитайте слова, которые вы вставили. (Ответ: широкие, жирный, пушистые.) (Слайд 20)

 

 

Познавательные УУД– действия сравнения и анализа (умение находить закономерности),
формирование умения делать умозаключения

 

Регулятивные УУД
формирование действия планирования
(рифмовка – алгоритм действий)

Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, создание алгоритмов деятельности, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих принципы правописания изучаемых орфограмм, структурирование знаний

7. Работа в группах На каждой парте лежит конверт. Дети объединяются в группы по 4 человека, достают из конвертов карточки со словами и составляют пословицы: (Приложение 2)
1. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Дерево держится корнями, а человек друзьями.
4. Друг познаётся в беде.
5. Старый друг лучше новых двух.
6. Человек без друзей, что сокол без крыльев.
7. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. (Слайд 21)
Проверка: прочитать пословицу, назвать слово с изучаемой орфограммой, объяснить смысл.
У. О чем эти пословицы?
Д. О дружбе.
У. Как выдумаете, почему в фольклоре так много пословиц о дружбе?
Д. Очень важно иметь в жизни  много друзей, уметь самому быть хорошим, верным, надёжным другом.
У. Запишите, понравившуюся вам пословицу.
Познавательные УУД –
анализ, синтез, выбор оснований и критериев для анализа, подведение под понятие, выделение следствий, построение логической цепи рассуждений, постановка и решение проблемы
Личностные УУД
Нравственно-этическая ориентация, обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные УУД – действия самоконтроля
Коммуникативные УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение делать умозаключения

8. Фронтальное закрепление темы. (Слайд 22-26) Работа с интерактивной доской.    Работа в группах Коммуникативные УУД
признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения
9. Итог урока. (Слайд 27) Над чем мы сегодня работали?
Что мы знаем точно?
Запишите домашнее задание: стр. 113   упр. 166 (Слайд 28)
Фронтальная работа с самоконтролем и самооценкой Познавательные УУД
Умение анализировать, сравнивать.
10. Рефлексия    (Слайд 29) Какую цель мы с вами ставили на уроке?
У. – Кто считает, что у него все получилось, поставьте  
– У кого получилось, но не все  
– Кому еще нужно поработать
– Молодцы, ребята!Спасибо за работу! (Слайд 30)
Рефлексия учебной деятельности Общеучебные УУД
Структурирование знаний
Рефлексия способов  действия, их контроль и оценка, критичность.
Оценка усвоения общего способа действий как результата решения учебных задач.
Регулятивные УУД – учащиеся осваивают способ определения границы «знаю – не знаю», «умею – не умею», самооценка, самоконтроль, саморегуляция