Тип урока: | урок систематизации полученных знаний. |
Цель, задачи: |
|
Необходимое оборудование: |
|
Планируемые результаты урока | |
личностные | Знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. |
предметные | Обобщить и закрепить: – навыки правописаний жи-ши; – навыки определения мягких и твёрдых согласных и гласных в слова; – умение чётко выражать свои мысли; – умение работать в группе и самостоятельно. |
метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД) |
Умение договариваться и слушать друг друга, развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных знаний умений; учить планировать свою деятельность, формировать навыки контроля и самоконтроля. |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Взаимоконтроль и самооценка с
помощью цветных кругов. Понимание школьниками задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи Самостоятельная постановка школьником учебных задач и планирование своей деятельности. |
Литература и Интернет-ресурсы: | |
Основная | Методическое пособие Русский язык 2 класс |
Дополнительная | Методическое пособие. Современные
технологии проведения урока в начальной
школе с учетом введения ФГОС. Москва,2012 Урок в развивающем обучении. Москва, 2010 Как проектировать УУД в начальной школе. Просвещение, 2011 |
Интернет-ресурсы | http://st.free-lance.ru/users/diz/upload/fileHxR7xZ.jpg –
солнышко www.fonogramm.net – «Выглянуло солнышко» – минусовка (детские песни) |
ЭОР | Уроки Кирилла и Мефодия (русский язык)2 класс |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
1. Организационный момент. |
|
Личностные УУД Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, мотивация к деятельности, личностный смысл учения Регулятивные УУД Целеполагание, планирование учебной деятельности Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|
2. Мобилизующий этап | – Запишите число, классная работа. – Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их. (Слайд 2)
|
Дети читают девиз, обсуждают его значение. | |
3. Каллиграфическая работа | Минутка чистописания Жж – Отгадайте букву, которую мы будем сегодня писать. Её вы найдёте в нескольких словах нашего девиза. Она обозначает согласный, звонкий парный, всегда твёрдый звук. Что это за буква? (Буква ж) Пропишите строчку Жж – Произнесите звук, который обозначает эта буква. С каким звуком он образует пару, и по какому признаку? (Со [ш] – по звонкости – глухости) У. Составьте и запишите слоги данных букв с гласными: А И У Е Ы (Слайд 3) 1 вариант – с буквой Ж – жа жи жу же; 2 вариант – с буквой Ш – ша ши шу ше. Это будет вторая строчка нашего чистописания. Обратите внимание на соединения букв. У. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Сколько получилось у вас слогов? / 8 / А если 10 – то почему? Кто попался? – Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание слов с сочетаниями жи-ши) (Слайд 4) Задачи урока: – Чему будем учиться на уроке? (Писать слова с этими сочетаниями) (Слайд 5) У. Давайте повторим, что мы уже знаем из собственного опыта о правописании сочетания жи-ши. (Слайд 6) Проблема (коллизия) У. Интересно, но мы же еще с первого класса знаем, что эти звуки всегда твердые, и их ничто не смягчает, а пишем букву И, которая показывает на мягкость согласного звука. Что же получается, слышим Ы, а пишем И? Кто же это придумал? Кто создал нам такую проблему? Я попросила ребят найти ответ на этот сложный вопрос. Кто поможет нам разрешить эту проблему? |
Дети: Буква Ж обозначает согласный, звонкий парный, всегда твёрдый звук, образует пару со звуком [ш] – по звонкости – глухости
Работа в парах, взаимопроверка.
Д. жи-ши пиши с буквой И.
Д. Я подготовила информацию о данных звуках. Эти буквы имеют долгую и трудную биографию. Из «Справочника по истории орфографии» я узнала, что они когда – то были мягкими и в древних текстах слова с этими буквами выглядели так: мужь, жир, лечю. (выставить слова). В современном русском языке эти звуки стали твердыми, а графическое написание осталось прежним. В связи с исторической путаницей появилась путаница орфографическая. И поэтому ученые-лингвисты договорились, что жи и ши будем писать с И и внесли это как орфограмму в русский язык. (Слайд 8) |
Регулятивные УУД –действие
целеполагания Познавательные УУД Регулятивные УУД –действие самоконтроля, взаимоконтроль и взаимооценка Личностные УУД – действие
смыслообразования,
Познавательные УУД –выделение и формулирование познавательной цели
Познавательные УУД |
4. Словарно-орфографическая работа Цели:
введение познавательного материала,
повышающего интерес к уроку; |
– Обратите внимание на доску ВЕР ЖИ НА ШИ ПРУ ДА СТРИ Ё РО КИЙ ВЁТ К – Что написано на доске? – Какое задание можно придумать с этими слова? У. Сегодня у нас в гостях колючий, но
очень мудрый ёжик. (Картинка ёжика) Он будет
давать нам различные задания, мы должны
постараться выполнить без ошибок. (Слайд 10) |
Д. Разделить их на все
возможные группы. (1. жи-ши; 2. 3 слога – 2 слога; 3.
одушевлённые – неодушевлённые) Какое слово
можно считать лишним? (ёжик)– звуков больше, чем
букв) – Составьте предложение, используя это слова по схеме: (Какой?)___________ ______________ (где? В чем?) _____________ (Колючий ежик живет в лесу.) – Запишем в тетради с проговариванием. – Какие орфограммы встретились в предложении? Подчеркните. Разбор слова ёжик (й о ж ы к)
Взаимопроверка. (Слайды 16-18) |
Общеучебные УУД Понимание школьниками задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи Самостоятельная постановка школьником учебных задач Регулятивные УУД – действие целеполагания, планирования |
5. Физкультминутка (Слайд 19) Игра |
У. Жи – наклон влево; ши – наклон вправо; нет сочетаний – приседаем. (Снежинка, пушинка, хлопок, вышивка, циркуль, машина, широкий, циркач, жидкость, | Дети внимательно слушают и выполняют упражнение. |
Регулятивные УУД – действие
планирования, целенаправленная организация, планомерное формирование деятельности ученика. |
6. Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации . | 2. Возьмите карточки. Выберите уровень:
красный – сложнее, зеленый – легче, синий –
самый легкий. Задания на карточках: (Приложение 1) Уровень 1 (синий) Уровень 2 (зелёный) Уровень 3 (красный) |
1. Работа с интерактивной доской.(два
ученика работают у доски)
Проверка: прочитайте слова, которые вы вставили. (Ответ: широкие, жирный, пушистые.) (Слайд 20)
|
Познавательные УУД– действия
сравнения и анализа (умение находить
закономерности), формирование умения делать умозаключения
Регулятивные УУД Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, создание алгоритмов деятельности, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих принципы правописания изучаемых орфограмм, структурирование знаний |
7. Работа в группах | На каждой парте лежит конверт. Дети
объединяются в группы по 4 человека, достают из
конвертов карточки со словами и составляют
пословицы: (Приложение 2) 1. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись. 2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 3. Дерево держится корнями, а человек друзьями. 4. Друг познаётся в беде. 5. Старый друг лучше новых двух. 6. Человек без друзей, что сокол без крыльев. 7. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. (Слайд 21) |
Проверка: прочитать пословицу, назвать
слово с изучаемой орфограммой, объяснить смысл. У. О чем эти пословицы? Д. О дружбе. У. Как выдумаете, почему в фольклоре так много пословиц о дружбе? Д. Очень важно иметь в жизни много друзей, уметь самому быть хорошим, верным, надёжным другом. У. Запишите, понравившуюся вам пословицу. |
Познавательные УУД – анализ, синтез, выбор оснований и критериев для анализа, подведение под понятие, выделение следствий, построение логической цепи рассуждений, постановка и решение проблемы Личностные УУД Нравственно-этическая ориентация, обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные
УУД – действия самоконтроля |
8. Фронтальное закрепление темы. (Слайд 22-26) | Работа с интерактивной доской. | Работа в группах | Коммуникативные УУД признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения |
9. Итог урока. (Слайд 27) | Над чем мы сегодня работали? Что мы знаем точно? Запишите домашнее задание: стр. 113 упр. 166 (Слайд 28) |
Фронтальная работа с самоконтролем и самооценкой | Познавательные УУД Умение анализировать, сравнивать. |
10. Рефлексия (Слайд 29) | Какую цель мы с вами ставили на уроке? У. – Кто считает, что у него все получилось, поставьте – У кого получилось, но не все – Кому еще нужно поработать – Молодцы, ребята!Спасибо за работу! (Слайд 30) |
Рефлексия учебной деятельности | Общеучебные УУД Структурирование знаний Рефлексия способов действия, их контроль и оценка, критичность. Оценка усвоения общего способа действий как результата решения учебных задач. Регулятивные УУД – учащиеся осваивают способ определения границы «знаю – не знаю», «умею – не умею», самооценка, самоконтроль, саморегуляция |