Логопедическое занятие для учащихся 2–4-х классов "Суффиксальное образование имен существительных, обозначающих профессии или род деятельности человека (суффиксы -чик-, -щик-, -ист-, -арь-, -тель-)"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (669 кБ)


Пояснительная записка

Данное занятие и презентация могут быть использованы учителями-логопедами в коррекционной работе с обучающимися 2-4-х классов с нарушениями устной и письменной речи при изучении темы «Состав слова» на втором этапе коррекционной  работы. Необходимо учитывать программу обучения по русскому языку, т.к. для 2 класса материал может быть предложен  только обзорно.
Задания рассчитаны на разный уровень подготовки обучающихся, подобраны  игры на развитие  слухового и зрительного внимания, памяти, мышления. Поэтому могут  быть использованы как в полном объеме, так и по отдельности.
При использовании презентации по отдельным  разделам, есть варианты использования индивидуальных карточек с заданиями, которые прилагаются в приложении.

Цели:

  • Коррекционно-образовательные:
    • уточнение знаний о суффиксе, как значимой части слова; о его значении (добавляет смысловой оттенок);
    • о его месте в слове (стоито после корня);
    • о его графическом обозначении.
  • Коррекционно-развивающие:
    • формирование и совершенствование навыка образования существительных, обозначающих профессии или род деятельности человека с помощью суффиксов -чик-, -щик-, -ист-, -арь-, -тель-;
    • формирование умения подбирать слова к заданным схемам, составлять слова и предложения по схемам и схемы слов  и предложений с суффиксами;
    • обогащение и активизация словаря по теме «Профессии»;
    • формирование умения адекватно использовать слова с изучаемыми суффиксами в самостоятельной речи обучающихся; развитие слухового и зрительного внимания, зрительной и слуховой памяти, фантазии, творческого мышления, пространственной ориентировки.
  • Воспитательные:
    • расширение кругозора о разнообразии профессий; воспитание стремления к здоровому образу жизни и трудолюбию.

Оборудование: основное, карточка с головоломкой (друдлом ), ребусы («Профессии»),индивидуальные  карточки с заданиями, «сухой бассейн», массажные тренажеры «каштан», мультимедийное оборудование,  презентация, карточки с именами существительными, прилагательными, таблицы со схемами предложений , образное изображение корня и суффикса.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

– Энергизатор,упражнение №10  «Пожелание».

– Разгадывание Друдла (головоломки) (Приложение 1)

Слайд  2

– Ребусы. (Приложение 2)

Логопед: Сядет тот,  кто расшифрует слово и объяснит его значение (на доске карточка с ребусами)

Слайды  3 (4, 5, 6, 7, 8)

Логопед: Назовите одним словом. (Профессии)

II.Основная часть

1) «Путаница» На доске карточки с  деформированными словами (Приложение 3).

Логопед: Суффиксы поменялись местами. Расставьте их по местам. Правильно прочитайте слова.

Слайыд 9 (10, 11, 12, 13)

Логопед: Как вы думаете: от каких слов они образовались? (Барабан, аптека, летать, шахматы).
Логопед: Какая часть слова помогла нам образовать эти слова? (Суффиксы)
Логопед: Верно, с помощью суффиксов образуются новые слова. Суффиксы   -чик-, -щик-, -арь-, -ист- помогают  образовать слова, обозначающие профессии или род деятельности человека.

2) «Найди ошибку».

На доске две схемы слова: 

  • корень + суффикс и
  • суффикс + корень

Логопед: Выберите подходящую схему слова, Обоснуйте свой выбор. Вспомните стихотворение о суффиксе.

Ты стоишь за корешком,
Дружишь с русским языком.
Можешь слово изменять
И значенье добавлять.

Слайд 14.

Логопед: Какие суффиксы сегодня будут дежурить на занятии? 
Запишите тему занятия: «Суффиксы профессий»

3) «Шифровальщики»

Логопед диктует слова, а учащиеся записывают только суффиксы, выделяют их красной ручкой.

Звонарь, связист, лётчик, стекольщик, пекарь, разведчик, носильщик, пианист, пахарь, косарь, журналист, библиотекарь.

Слайд  15 или устная проверка: один из обучающихся диктует, все  проверяют, делают (если есть ошибки) исправления зеленой ручкой. На полях ставят «, если верно, «–», если неверно.

Физминутка

5) «Составь слова».

Логопед: С помощью корня и суффикса составьте слова.

Обходит какой-нибудь объект – …, вставляет стекла – …, ходит в разведку – …, грузит товары – …,   мешает бетон – …, управляет самолетом – …, играет на барабане – …, кладет камень – … .

Слайды 16, 17, 18, 19.

6) «Четвертый лишний»

Из «сухого бассейна» каждый обучающийся достает «каштанчик» с индивидуальным заданием внутри.

Логопед: Найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.

Слайд  20.

Логопед: С помощью какого суффикса образованы эти слова? (Суффикс -тель-)

7) «Составь словосочетание»

Логопед: Составьте словосочетания подобрав к имени существительному подходящее  имя прилагательное.

Слайд  21 или Логопед выставляет карточки со словами на наборное полотно, где расположены прилагательные (добрый, опытный, внимательный, музейный, мудрый, известный)

8) «Запиши по памяти»

Логопед: Запишите по памяти получившиеся словосочетания, выделите суффикс -тель-  красной ручкой.

Слайд 22.

9)  Составь предложение с корнем -БАРАБАН- .

Слайд  23.

10) «Составь предложения по схеме».

Логопед: Составьте по схеме предложения с суффиксам  -ист-, -щик-, -тель-.

Слайд 24.

Упражнения для глаз  «Разведчики»

Логопед:  Вы – разведчики, по моей команде выполняете движения только глазами.

1, 2, 3, 4, 5 – будем мы с тобой играть.
1, 2, 3, 4, 5 – глазки будут отдыхать, глазки надо закрывать.
5, 4, 3, 2, 1 – открываем правый глаз,
5, 4, 3, 2, 1 – открываем левый глаз.

Посмотрите влево, посмотрите вправо, посмотрите вверх, посмотрите вниз.

11) Текст (индивидуальные карточки)  или Слайд 25

Логопед: Прочитайте предложения. С помощью дежурных суффиксов образуйте слова в скобках. Выделите суффиксы красной ручкой.

12) «Проверь себя».  Слайд 26

III. Итог

– Какие суффиксы дежурили? (-чик-, -щик-, -арь-, -ист-,-тель-).
– Для чего нужны эти суффиксы? (Для образования новых слов, обозначающих профессии людей).

Рефлексия

– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Какое  задание вызвало затруднения?
– Закройте глаза, представьте себя через несколько лет. Кем бы вы хотели стать?
– Прочитайте каждую третью букву и расшифруйте слово.

РВМЕФОБНЛКЖОТЕДСХЦЯПЫ! ( МОЛОДЦЫ)!

Cлайд 27