Пояснительная записка
Данное занятие и презентация могут быть
использованы учителями-логопедами в
коррекционной работе с обучающимися 2-4-х классов
с нарушениями устной и письменной речи при
изучении темы «Состав слова» на втором этапе
коррекционной работы. Необходимо учитывать
программу обучения по русскому языку, т.к. для 2
класса материал может быть предложен только
обзорно.
Задания рассчитаны на разный уровень подготовки
обучающихся, подобраны игры на развитие
слухового и зрительного внимания, памяти,
мышления. Поэтому могут быть использованы как
в полном объеме, так и по отдельности.
При использовании презентации по отдельным
разделам, есть варианты использования
индивидуальных карточек с заданиями, которые
прилагаются в приложении.
Цели:
- Коррекционно-образовательные:
- уточнение знаний о суффиксе, как значимой части слова; о его значении (добавляет смысловой оттенок);
- о его месте в слове (стоито после корня);
- о его графическом обозначении.
- Коррекционно-развивающие:
- формирование и совершенствование навыка образования существительных, обозначающих профессии или род деятельности человека с помощью суффиксов -чик-, -щик-, -ист-, -арь-, -тель-;
- формирование умения подбирать слова к заданным схемам, составлять слова и предложения по схемам и схемы слов и предложений с суффиксами;
- обогащение и активизация словаря по теме «Профессии»;
- формирование умения адекватно использовать слова с изучаемыми суффиксами в самостоятельной речи обучающихся; развитие слухового и зрительного внимания, зрительной и слуховой памяти, фантазии, творческого мышления, пространственной ориентировки.
- Воспитательные:
- расширение кругозора о разнообразии профессий; воспитание стремления к здоровому образу жизни и трудолюбию.
Оборудование: основное, карточка с головоломкой (друдлом ), ребусы («Профессии»),индивидуальные карточки с заданиями, «сухой бассейн», массажные тренажеры «каштан», мультимедийное оборудование, презентация, карточки с именами существительными, прилагательными, таблицы со схемами предложений , образное изображение корня и суффикса.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
– Энергизатор,упражнение №10 «Пожелание».
– Разгадывание Друдла (головоломки) (Приложение 1)
Слайд 2
– Ребусы. (Приложение 2)
Логопед: Сядет тот, кто расшифрует слово и объяснит его значение (на доске карточка с ребусами)
Слайды 3 (4, 5, 6, 7, 8)
Логопед: Назовите одним словом. (Профессии)
II.Основная часть
1) «Путаница» На доске карточки с деформированными словами (Приложение 3).
Логопед: Суффиксы поменялись местами. Расставьте их по местам. Правильно прочитайте слова.
Слайыд 9 (10, 11, 12, 13)
Логопед: Как вы думаете: от каких слов
они образовались? (Барабан, аптека, летать,
шахматы).
Логопед: Какая часть слова помогла нам
образовать эти слова? (Суффиксы)
Логопед: Верно, с помощью суффиксов
образуются новые слова. Суффиксы -чик-,
-щик-, -арь-, -ист- помогают
образовать слова, обозначающие профессии или род
деятельности человека.
2) «Найди ошибку».
На доске две схемы слова:
- корень + суффикс и
- суффикс + корень
Логопед: Выберите подходящую схему слова, Обоснуйте свой выбор. Вспомните стихотворение о суффиксе.
Ты стоишь за корешком,
Дружишь с русским языком.
Можешь слово изменять
И значенье добавлять.
Слайд 14.
Логопед: Какие суффиксы сегодня будут
дежурить на занятии?
Запишите тему занятия: «Суффиксы профессий»
3) «Шифровальщики»
Логопед диктует слова, а учащиеся записывают только суффиксы, выделяют их красной ручкой.
Звонарь, связист, лётчик, стекольщик, пекарь, разведчик, носильщик, пианист, пахарь, косарь, журналист, библиотекарь.
Слайд 15 или устная проверка: один из обучающихся диктует, все проверяют, делают (если есть ошибки) исправления зеленой ручкой. На полях ставят «+», если верно, «–», если неверно.
Физминутка
5) «Составь слова».
Логопед: С помощью корня и суффикса составьте слова.
Обходит какой-нибудь объект – …, вставляет стекла – …, ходит в разведку – …, грузит товары – …, мешает бетон – …, управляет самолетом – …, играет на барабане – …, кладет камень – … .
Слайды 16, 17, 18, 19.
6) «Четвертый лишний»
Из «сухого бассейна» каждый обучающийся достает «каштанчик» с индивидуальным заданием внутри.
Логопед: Найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.
Слайд 20.
Логопед: С помощью какого суффикса образованы эти слова? (Суффикс -тель-)
7) «Составь словосочетание»
Логопед: Составьте словосочетания подобрав к имени существительному подходящее имя прилагательное.
Слайд 21 или Логопед выставляет карточки со словами на наборное полотно, где расположены прилагательные (добрый, опытный, внимательный, музейный, мудрый, известный)
8) «Запиши по памяти»
Логопед: Запишите по памяти получившиеся словосочетания, выделите суффикс -тель- красной ручкой.
Слайд 22.
9) Составь предложение с корнем -БАРАБАН- .
Слайд 23.
10) «Составь предложения по схеме».
Логопед: Составьте по схеме предложения с суффиксам -ист-, -щик-, -тель-.
Слайд 24.
Упражнения для глаз «Разведчики»
Логопед: Вы – разведчики, по моей команде выполняете движения только глазами.
1, 2, 3, 4, 5 – будем мы с тобой играть.
1, 2, 3, 4, 5 – глазки будут отдыхать, глазки надо закрывать.
5, 4, 3, 2, 1 – открываем правый глаз,
5, 4, 3, 2, 1 – открываем левый глаз.
Посмотрите влево, посмотрите вправо, посмотрите вверх, посмотрите вниз.
11) Текст (индивидуальные карточки) или Слайд 25
Логопед: Прочитайте предложения. С помощью дежурных суффиксов образуйте слова в скобках. Выделите суффиксы красной ручкой.
12) «Проверь себя». Слайд 26
III. Итог
– Какие суффиксы дежурили? (-чик-, -щик-, -арь-,
-ист-,-тель-).
– Для чего нужны эти суффиксы? (Для образования
новых слов, обозначающих профессии людей).
Рефлексия
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Какое задание вызвало затруднения?
– Закройте глаза, представьте себя через
несколько лет. Кем бы вы хотели стать?
– Прочитайте каждую третью букву и расшифруйте
слово.
РВМЕФОБНЛКЖОТЕДСХЦЯПЫ! ( МОЛОДЦЫ)!
Cлайд 27