Открытый урок чтения «Ю.Ермолаев "Два пирожных"». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Направление: формирование школьника как субъекта учебной деятельности.

Приоритетная цель: развитие личности ребёнка, формирование положительной мотивации учащихся

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Цели:

  • Образовательные:
    • формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;
    • отрабатывать умения анализировать текст, обобщать, делать выводы;
    • формирование навыка осознанного, выразительного чтения;
    • формирование умения определять жанр и тему литературного произведения.
  • Развивающие:
    • развитие умения выразить в устной речи впечатление от прочитанного;
    • развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения;
    • развитие внимания к внутренней жизни главных героев произведения;
    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    • развивать и совершенствовать важнейшие интеллектуальные качества ребёнка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, сообразительность.
  • Воспитательные:
    • формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка;
    • обогащение нравственного опыта младших школьников;
    • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире;
    • воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки; учить детей сотрудничать.

Оборудование:

  • Литературное чтение. Учебник для 2 класса.  Часть 2. /Кубасова О.В.– Смолненск: Ассоциация XX Iвек, 2012.
  • Литературное чтение: рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса. Часть 1/ Кубасова О.В.– Смолненск: Ассоциация XXI век, 2012.
  • Мультимедийная установка

На доске эпиграф: Макаренко А.С. «По-настоящему ведёт за собой та книга, из которой читатель делает выводы сам».

ХОД УРОКА

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты: формируемые УУД
I. Мотивационно-ориентировочная часть

Эмоциональный настрой.

Звучит отрывок из песни «Улыбка». Слайд 2

– Я вижу, что у вас у всех хорошее настроение Я очень рада, что сегодняшний наш урок начинается с хорошего настроения.  Радостное настроение почему? Разумом не поняли, а заулыбались. А почему?
– Хотите, чтоб урок был интересным и познавательным?
– Тогда начнём. Сайд 3

 

–  Наверное, потому что звучала  чудесная музыка.

Личностные: формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Зарядка для диктора – Как всегда,  начинаем  с зарядки для диктора.
Зачем её проводим?
– Какой сейчас изучаем раздел по чтению?
– Значит, скороговорку скажем не только быстро, но и выразительно
– Скажем сою любимую скороговорку своему соседу.
– Готовим речевой аппарат к работе.

«Читаем выразительно»

Учащиеся работают в паре

Личностные
Регулятивные
Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.
Целеполагание Перед нами сегодня новое произведение
– Какие задачи поставим на урок?

Слайд 4

– А какие бы виды работы вам были интересны? Слайд 5

– Познакомиться с автором
– Познакомиться с произведением
– Определить жанр произведен.
– Проанализировать  главных  героев
– Определить главную мысль

– Игра «Радиотеатр»
– Составление синквейна
– Работа с пословицами
– Работа в группах

Регулятивные:
планирование своих действий в соответствии с поставленной зад
Регулятивные:
формулирование темы урока, принятие  и сохранение  учебной цели  и задачи.
Дополнять высказанные мнения по существу получен­ного задания
II. Операционноисполнительная часть

1. Знакомство с автором

– Определяем автора. Найдите и прочитайте автора и название произведения Слайд 6

НАРЕРМОЛАЕВПАК
ЧСДВАПИРОЖНЫХЕД

Слайд 7

– Что вы про него уже знаете? Слайд 8

 

 

Ермолаев Юрий
Два пирожных

 

Юрий Ермолаев –  современный детский писатель.
Он родился в 1921 году в Москве.
С успехом окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером его не покидала мечта стать детским писателем

Познавательные: развитие операций мышления
«В гостях у автора» –  А сейчас ещё одна небольшая страничка  Слайд 9
– Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Первая книга рассказов "Почему рассердились бумажные полоски" вышла в 1960 году. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах. Слайд10
Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они всегда верят в справедливость
– С каким произведением этого автора мы уже знакомы?
– О чём он был?
 

 

 

 

– Рассказ «Угодили»
– О взаимоотношениях в семье, об отношении к бабушке

2. Подготовка к восприятию – В произведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить  Слайд11
– Кто сегодня «дежурный по словарю»?
Вам задание, узнать значения таких слов, как  «крендельки» «Африка», «тропические лианы»
«Дежурные по словарю» –  пара –  работают с Большим толковым словарём Ожегова и находят значения нужных слов Познавательные:
воспроизведение  по памяти информации, осуществление расширенного поиска информации
3. Словарная работа – Если по ходу чтения вам встретятся слова, значения которых вы хотите узнать или уточнить, куда будем обращаться?
– Какие книги вы будете искать?

Читай слова слитно      Слайд 12
Читай целыми словами    Слайд 13

– Проверяем  словарную работу

–  Можно спросить у взрослых, поискать сведения в библиотеке, интернете.
–  Энциклопедия .

Учащиеся, которые работали со словарём, представляют информацию

4. Подготовительные упражнения   Слайды 14-16
Антиципация – По названию произведения, словам  предположите, о чем пойдет речь. Учащиеся строят свои гипотезы Познавательные:
умение прогнозировать содержание читаемого.
5. Первичное восприятие Произведение читает учитель, учебники закрыты.    
Проверка первичного восприятия. – Подтвердились ли ваши предположения?
– Какие чувства вы испытали?
– Понравились вам сёстры?
УДИВЛЕНИЕ, НАПРЯЖЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ, ТРЕВОГА, РАДОСТЬ, НЕГОДОВАНИЕ, ОГОРЧЕНИЕ Коммуникативные:
определение эмоционального характера  текста;  умение осознавать авторское и собственное отношение к персонажам.
6. Вторичное чтение и анализ. – Давайте еще раз перечитаем текст и определим жанр этого произведения Произведение, какого жанра мы прочитали? Слайд 17

–  Обоснуйте каждый признак произведения

Это рассказ.

Признаки рассказа

1. Повествование о реальных событиях.
2. Небольшой объём.
3. Немного действующих лиц.
4. Описание одного эпизода

Познавательные:
умение различать жанры произведений
Физкультминутка  для глаз Слайд 18   Личностные
7. Анализ произведения – Продолжим работу над реализацией поставленных целей. Слайд19
– Проанализируем главных героев. Слайд 20
– О чём попросила мама дочек? Слайд20
–  Почему девочки не хотели помогать маме?По щелчку появляются фразы: читала книгу, лепила из пластилина/    Слайд20
–  Какой выбор сделала каждая  из сестер? (По щелчку появляются фразы: чтение книги, помощь маме) Слайд20
– Какими  по характеру были  сестры?    Слайд 20
– Почему Наташа съела два пирожных?   Слайд20
– Какой урок хотела дать мама  дочке
 

– Наташа –  себялюбивая, ленивая, нечуткая
– Ольга – трудолюбивая, отзывчивая,доб
рая, внимательная, ответственная
– Оля съела два пирожных, потому что за старание ее отблагодарила мама, а старшая сестра так и не пришла на помощь

– Возможно, Наташа так поступала не в первый раз. Видимо, ее нечуткость к близким людям проявлялась не один раз

Коммуникативные:
соблюдение  правил общения,  умение строить монологическое
высказывание
Личностные:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей Познавательные:
установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
допускать возможность
существования у людей различных точек зрения
8. Работа в парах.
Игра «Радиотеатр» (ТПО   с. 76)
Слайд 21      Слайд 22
–  Отметь, где, чьи слова Слайд 23
– То, что не нужно читать вслух (пояснения автора), возьми в скобки
Слайд 24       Слайд 25
Учащиеся работают в парах, готовятся читать отрывок по ролям. Коммуникативные:
развитие умений работать в статичных парах, распределять роли
Физкультминутка   Слайд 26   Личностные :
9. Работа в группах. Составление синквейна. Слайд 27 2 группы составляют синквейн об Оле,
2 группы составляют синквейн  о Наташе
Познавательные:
сочинение  небольшого текста  на заданную тему.
Коммуникативные:
согласование  усилий  по решению учебной задачи, умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности,
учитывать другие мнения
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную цель и задачу.
10. Домашнее задание  Слайд 28
Домашнее задание на выбор:
– Составить  синквейн к слову Семья
– Выразительное чтение  рассказа
– Подобрать  пословицы к этому произведению
  Личностные
Познавательные:
III. Рефлексивно-оценочная часть

Обобщение ответов

– Чему учит нас этот рассказ?    В рассказе есть  прямые советы, как поступать?
И неспроста  на доске сегодня появилось высказывание замечательного человека Макаренко  А.С. «По-настоящему ведёт за собой та книга, из которой читатель делает выводы сам»
– О чём сегодня задумались после чтения этого произведения?
Слайд 29
  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • Я попробую…
  • Урок дал мне для жизни…
– Автор показывает жизненную ситуацию. Читая, мы осуждаем одних, поддерживаем  и волнуемся за других.   Личностные:
формирование нравственных ценностей учащихся
Познавательные:
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные:
аргументирование своей позиции, умение строить монологическое
высказывание
Личностные:
формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия
Слайд 30 В Природе  есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце.
– Кому подарим эту звездочку, полную любви, нежности, ласки?
– Спасибо всем за работу.
Личностные:
формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты