Направление: формирование школьника как субъекта учебной деятельности.
Приоритетная цель: развитие личности ребёнка, формирование положительной мотивации учащихся
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Цели:
- Образовательные:
- формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;
- отрабатывать умения анализировать текст, обобщать, делать выводы;
- формирование навыка осознанного, выразительного чтения;
- формирование умения определять жанр и тему литературного произведения.
- Развивающие:
- развитие умения выразить в устной речи впечатление от прочитанного;
- развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения;
- развитие внимания к внутренней жизни главных героев произведения;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- развивать и совершенствовать важнейшие интеллектуальные качества ребёнка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, сообразительность.
- Воспитательные:
- формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка;
- обогащение нравственного опыта младших школьников;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире;
- воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки; учить детей сотрудничать.
Оборудование:
- Литературное чтение. Учебник для 2 класса. Часть 2. /Кубасова О.В.– Смолненск: Ассоциация XX Iвек, 2012.
- Литературное чтение: рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса. Часть 1/ Кубасова О.В.– Смолненск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Мультимедийная установка
На доске эпиграф: Макаренко А.С. «По-настоящему ведёт за собой та книга, из которой читатель делает выводы сам».
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД |
I. Мотивационно-ориентировочная
часть Эмоциональный настрой. |
Звучит отрывок из песни «Улыбка». Слайд
2 – Я вижу, что у вас у всех хорошее
настроение Я очень рада, что сегодняшний наш урок
начинается с хорошего настроения. Радостное
настроение почему? Разумом не поняли, а
заулыбались. А почему? |
– Наверное, потому что звучала чудесная музыка. |
Личностные: формирование
положительного отношения к процессу
познания, нравственных ценностей учащихся:
доброжелательности, доброты, любви Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
Зарядка для диктора | – Как всегда, начинаем с зарядки
для диктора. Зачем её проводим? – Какой сейчас изучаем раздел по чтению? – Значит, скороговорку скажем не только быстро, но и выразительно – Скажем сою любимую скороговорку своему соседу. |
– Готовим речевой аппарат к работе. «Читаем выразительно» Учащиеся работают в паре |
Личностные Регулятивные Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах. |
Целеполагание | – Перед нами сегодня новое
произведение – Какие задачи поставим на урок? Слайд 4 – А какие бы виды работы вам были интересны? Слайд 5 |
– Познакомиться с автором – Познакомиться с произведением – Определить жанр произведен. – Проанализировать главных героев – Определить главную мысль – Игра
«Радиотеатр» |
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной зад Регулятивные: формулирование темы урока, принятие и сохранение учебной цели и задачи. Дополнять высказанные мнения по существу полученного задания |
II. Операционноисполнительная часть
1. Знакомство с автором |
– Определяем автора. Найдите и
прочитайте автора и название произведения Слайд
6 НАРЕРМОЛАЕВПАК Слайд 7 – Что вы про него уже знаете? Слайд 8 |
Ермолаев Юрий
Юрий Ермолаев – современный детский
писатель. |
Познавательные: развитие операций мышления |
«В гостях у автора» | – А сейчас ещё одна небольшая
страничка Слайд 9 – Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Первая книга рассказов "Почему рассердились бумажные полоски" вышла в 1960 году. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах. Слайд10 Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они всегда верят в справедливость – С каким произведением этого автора мы уже знакомы? – О чём он был? |
– Рассказ «Угодили» |
|
2. Подготовка к восприятию | – В произведении встретятся новые или
малознакомые слова, значения которых нужно
уточнить Слайд11 – Кто сегодня «дежурный по словарю»? Вам задание, узнать значения таких слов, как «крендельки» «Африка», «тропические лианы» |
«Дежурные по словарю» – пара – работают с Большим толковым словарём Ожегова и находят значения нужных слов | Познавательные: воспроизведение по памяти информации, осуществление расширенного поиска информации |
3. Словарная работа | – Если по ходу чтения вам встретятся
слова, значения которых вы хотите узнать или
уточнить, куда будем обращаться? – Какие книги вы будете искать? Читай
слова слитно Слайд 12 – Проверяем словарную работу |
– Можно спросить у взрослых,
поискать сведения в библиотеке, интернете. – Энциклопедия . Учащиеся, которые работали со словарём, представляют информацию |
|
4. Подготовительные упражнения | Слайды 14-16 | ||
Антиципация | – По названию произведения, словам предположите, о чем пойдет речь. | Учащиеся строят свои гипотезы | Познавательные: умение прогнозировать содержание читаемого. |
5. Первичное восприятие | Произведение читает учитель, учебники закрыты. | ||
Проверка первичного восприятия. | – Подтвердились ли ваши предположения? – Какие чувства вы испытали? – Понравились вам сёстры? |
УДИВЛЕНИЕ, НАПРЯЖЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ, ТРЕВОГА, РАДОСТЬ, НЕГОДОВАНИЕ, ОГОРЧЕНИЕ | Коммуникативные: определение эмоционального характера текста; умение осознавать авторское и собственное отношение к персонажам. |
6. Вторичное чтение и анализ. | – Давайте еще раз перечитаем текст и
определим жанр этого произведения Произведение,
какого жанра мы прочитали? Слайд 17 – Обоснуйте каждый признак произведения |
Это рассказ. Признаки рассказа 1. Повествование о реальных событиях. |
Познавательные: умение различать жанры произведений |
Физкультминутка для глаз | Слайд 18 | Личностные | |
7. Анализ произведения | – Продолжим работу над реализацией
поставленных целей. Слайд19 – Проанализируем главных героев. Слайд 20 – О чём попросила мама дочек? Слайд20 – Почему девочки не хотели помогать маме?/ По щелчку появляются фразы: читала книгу, лепила из пластилина/ Слайд20 – Какой выбор сделала каждая из сестер? (По щелчку появляются фразы: чтение книги, помощь маме) Слайд20 – Какими по характеру были сестры? Слайд 20 – Почему Наташа съела два пирожных? Слайд20 – Какой урок хотела дать мама дочке |
– Наташа – себялюбивая, ленивая,
нечуткая – Возможно, Наташа так поступала не в первый раз. Видимо, ее нечуткость к близким людям проявлялась не один раз |
Коммуникативные: соблюдение правил общения, умение строить монологическое высказывание Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей Познавательные: установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения |
8. Работа в парах. Игра «Радиотеатр» (ТПО с. 76) |
Слайд 21 Слайд 22 – Отметь, где, чьи слова Слайд 23 – То, что не нужно читать вслух (пояснения автора), возьми в скобки Слайд 24 Слайд 25 |
Учащиеся работают в парах, готовятся читать отрывок по ролям. | Коммуникативные: развитие умений работать в статичных парах, распределять роли |
Физкультминутка | Слайд 26 | Личностные : | |
9. Работа в группах. Составление синквейна. | Слайд 27 | 2 группы составляют синквейн об Оле, 2 группы составляют синквейн о Наташе |
Познавательные: сочинение небольшого текста на заданную тему. Коммуникативные: согласование усилий по решению учебной задачи, умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
10. Домашнее задание | Слайд 28 Домашнее задание на выбор: – Составить синквейн к слову Семья – Выразительное чтение рассказа – Подобрать пословицы к этому произведению |
Личностные Познавательные: |
|
III. Рефлексивно-оценочная часть Обобщение ответов |
– Чему учит нас этот рассказ?
В рассказе есть прямые советы, как поступать? И неспроста на доске сегодня появилось высказывание замечательного человека Макаренко А.С. «По-настоящему ведёт за собой та книга, из которой читатель делает выводы сам» – О чём сегодня задумались после чтения этого произведения? Слайд 29
|
– Автор показывает жизненную ситуацию. Читая, мы осуждаем одних, поддерживаем и волнуемся за других. | Личностные: формирование нравственных ценностей учащихся Познавательные: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: аргументирование своей позиции, умение строить монологическое высказывание Личностные: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия |
Слайд 30 | В Природе есть солнце. Оно
светит и всех любит и греет. Давайте сотворим
солнце в себе. Закройте глаза, представьте в
своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно
направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы
чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем
лучик, который несёт мир. Звёздочка опять
увеличилась. Направляем лучик с добром,
звёздочка стала ещё больше. Я направляю к
звёздочке лучики, которые несут здоровье,
радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь
звёздочка становится большой, как солнце. – Кому подарим эту звездочку, полную любви, нежности, ласки? – Спасибо всем за работу. |
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты |