Программные задачи:
- Продолжать учить действию построения пространственной модели отношений между понятиями в форме классификационного дерева. (Познание)
- Закреплять действие по использованию модели классификационных отношений между понятиями. (Познание)
- Активизация в речи детей слов: «деревья», «береза», «ель», «сосна», «похожи», «больше», «меньше», «ствол», «ветви», «листья», «точки», «линии», «вверху», «внизу»; «я думаю так потому, что…». (Коммуникация).
- Находить пропущенное звено в логической цепочке, аргументируя свой ответ, контролировать свои действия и действия партнеров. (Социализация)
- Воспитывать интерес к учебе в школе. (Социализация)
Предварительная работа: разучивание физкультминутки «Звери делают зарядку», игры с настольной игрой «Что за чем?».
Оборудование:
- раздаточный – по 3 карточки с изображением деревьев (ель, сосна, береза) на каждого ребенка, карточка с условным изображением деревьев, карточка с изображением цветка ромашки, листы бумаги, простые карандаши по числу детей;
- демонстрационный – доска, мел;
- интерактивная доска;
- слайды с изображением тетушки Совы со звуковым письмом, Кикиморы болотной, слайд с изображением ели, сосны, березы, слайд с изображением цветка ромашки, слайд с заданием, выполненным Кикиморой болотной, слайд с моделью в виде логического древа, 8 слайдов для игры «Найди, что пропущено?», слайд «Веселая зарядка», слайды с заданиями от тетушки Совы, призы – закладки для книг.
Ход занятия:
Дети сидят за столами.
Воспитатель: Ребята, недавно я узнала о том, что в лесу мудрая тетушка Сова открыла школу для лесных обитателей. В ней лесные жители обучаются разным наукам. Тетушка Сова прислала вам звуковое письмо. (Слайд 1 с изображением мудрой Совы, звуковое письмо).
Сова: Ребята, я приглашаю вас в мою лесную школу. Я хочу посмотреть, какие вы прилежные ученики. Я приготовила для вас несколько заданий, которые вы должны выполнить. У меня есть ученица, которая не очень любит учиться. (Слайд с изображением Кикиморы Болотной) Это Кикимора болотная, она будет выполнять некоторые задания вместе с вами. Если вы справитесь со всеми заданиями, то я вас приму в свою школу.
Воспитатель: Вы согласны, ребята? (Да) (2 Слайд – 1 задание)
– Ребята, 1 задание такое: нужно изобразить предметы в виде рисунка.
– Ребята, посмотрите на столы и на доску (Перед детьми карточки с изображением деревьев, на доске слайд с изображением деревьев) Что изображено у вас на картинках? (Береза, сосна, ель) Как можно назвать эти картинки одним словом? (Деревья) А чем похожи между собой все деревья? (У всех деревьев есть ствол, ветви, листья, корни, они растут в земле.) Как можно изобразить березу, ель, сосну на листочках? (Точками) Где мы нарисуем эти точки? (Внизу) Как можно изобразить все деревья? (Точкой) Где? (Вверху) Соедините точки линиями. Почему мы их соединили? (Потому, что береза, сосна , елка – деревья.)
Дети рисуют модель у себя на листочках, воспитатель проверяет, исправляет, ребенок, который справился первый, рисует модель у доски.
Воспитатель: Лена, чего больше всех деревьев или берез? (Всех деревьев) Дима, чего меньше всех деревьев или сосен? (Сосен) Где мы рисуем то, чего больше? (Вверху) А чего меньше? (Внизу, точки рисуем на одном уровне)
– Посмотрите, что нарисовано на картинке, которая осталась? (Ромашка) А где мы нарисуем ромашку? (Внизу) А можно соединить ромашку с этой верхней точкой? (Ответы детей) А давайте посмотрим, как это задание выполнила Кикимора болотная. (Слайд с моделью, которую рисовала Кикимора, точка с цветком соединена с точкой все деревья.)
– Ребята, правильно выполнила задание Кикимора болотная? (Нет) Почему ромашку нельзя соединить с верхней точкой? (Потому, что верхняя точка обозначает все деревья, а ромашка – цветок) А где мы нарисуем точку – все цветы? (Вверху) С чем мы ее соединим? (С точкой – ромашка)
Дети достраивают модель у себя на листочках.
Воспитатель: Молодцы, дети, справились с 1 заданием и исправили ошибку Кикиморы. А теперь 2 задание. (Слайд со 2 заданием)
– Дети, мы должны подобрать слова вот к этому рисунку (Модель, в виде логического древа, 2 точки внизу, одна вверху, соединенные линиями).
Воспитатель называет, что обозначает верхняя или нижние точки, дети подбирают слова (Задания для всех детей).
– Молодцы, ребята, постарались, а теперь настала пора для отдыха. Когда лесные жители устают учиться, они делают зарядку. Выходите, тоже сделаем зарядку.
Воспитатель проводит физкультминутку «Звери делают зарядку».
Звери делают зарядку – (ходьба на месте, руки
на поясе.)
Кто вприскочку, (прыжок вверх.)
Кто вприсядку, (присесть, руки вперед.)
Кто-то плечи поднимает, (вставая, поднять плечи)
Кто-то плечи опускает, (опустить плечи.)
Сделаем руками взмах, (махнуть руками.)
Вправо мах и влево мах, (маховые движения
ногами вправо, влево.)
Полуприсед, (полуприсед, руки на поясе.)
присед (присесть.)
Наклон, (наклон вперед, руки в стороны.)
Всем спортсменам шлем поклон. (Подняться на
носки, руки вверх, наклон вперед с касанием
руками пола.)
Стройными, красивыми все хотим мы стать,
Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять. (Ходьба
по кругу, остановиться, сделать из рук круг.)
Воспитатель: Отдохнули, а теперь опять в школу. Садитесь за парты.
(Слайд – игра с пазлами «Что здесь пропущено?»)
– Следующее задание от тетушки Совы. Посмотрите на эти пазлы. (Слайд с 1 заданием) Вы должны догадаться, чего здесь пропущено и объяснить, почему вы так решили. (Первый слайд – Кикимора путает детей, подбирает предмет неправильно, дети исправляют.)
Воспитатель показывает слайды по (числу детей), дети ищут ответ, объясняют его, затем на экране появляется слайд с правильным ответом. Дети помогают своим товарищам, если те затрудняются.
– Молодцы, ребята, все задания выполнены правильно, а заодно и Кикимора поучилась у вас. Давайте вспомним, чем мы занимались в школе тетушки Совы? (Слайд с тетушкой Совой, ответы детей) А что вам больше всего понравилось? (Ответы детей) Мудрая Сова благодарит вас, принимает вас в свою школу и дарит вам закладки для книг. (Воспитатель раздает детям призы, занятие закончено.)