Цели:
- Образовательные:
- обеспечить понимание понятия «выразительные средства музыки»;
- изучить понятие штрихи, уметь применять их на практике;
- отрабатывать умения и навыки работы с нотным материалом.
- Развивающие:
- способствовать формированию интереса к музыке через понимание роли выразительных средств, при исполнении музыкального произведения.
- Воспитательные:
- формировать основу общекультурной компетентности (культуру слушателя) и культуру исполнителя (совокупность знаний, навыков элементов культурного опыта).
Оборудование:
- Музыкальный инструмент фортепиано.
- Средства мультимедиа (экран, проектор, ноутбук).
- Диск «Авторская мультимедийная презентация «Выразительные средства музыки. Штрихи»
Этап занятия |
Ход занятия с описанием активных методов обучения |
Описание |
Органи зационная часть |
Проблемный метод. Приём выяснения и определения хода занятия «Выразительные средства» Микроцель: активизировать внимание на восприятии учебного материала. Необходимые материалы: Средства мультимедиа (аппаратура экран) Слайды 1,2 |
|
Создание ситуации успеха
(доброжелательность) – Здравствуйте, наши
уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на
открытом занятии с обучающейся 1 класса
Масленниковой Соней. Мы покажем Вам
индивидуальный урок по фортепиано. Ибряев Константин "Здравствуй, Родина моя"
– Сонечка, понравилось тебе стихотворение? (Да) А вот сейчас, я ещё раз прочитаю его, и ты, пожалуйста, скажи какой вариант тебе понравилось больше и почему (читаю с выражением, интонацией). |
Анализирует два варианта стихотворения «Здравствуй, Родина моя». Выбирает из предложенных вариантов наиболее выразительный, эмоциональный. | |
Да, мне тоже больше понравился второй
вариант, т.к. он был прочитан с выражением,
интонацией. А что такое выразительность,
интонация, как ты думаешь? Что значит прочитать
стихотворение с выражением? Правильно, а с помощь чего на письме обозначают «интонацию», что для этого используется? Да правильно, знаки препинания помогают нам прочитать стихотворение с выражением. Видя восклицательный или вопросительный знак, мы сразу изменяем интонацию голоса. Хорошо, а скажи, пожалуйста, в музыке есть знаки препинания, есть выразительные средства, интонация? (скорее всего да) А давай проверим, мы сейчас послушаем песню «Здравствуй, Родина моя», и у тебя будет первое задание. Правильно ответив на вопросы этого задания, ты сможешь заработать один балл. А в конце занятия мы суммируем все баллы, и оценим твою работу на занятии. Вот вопросы 1 задания:
– Молодец, и за первое задание ты получаешь 1 балл. Да, конечно и в музыке есть выразительные средства при помощи, которых мы изменяем силу звукоизвлечения и мелодия приобретает свой характер, свой стиль. И как ты предположила, тема сегодняшнего занятия «Выразительные средства». Но так как эта тема очень обширная, то сегодня мы познакомимся с одним из разделов темы «Штрихи». И так, тема сегодняшнего занятия: «Выразительные средства музыки. Штрихи». |
Предполагаемые ответы обучающейся: мне
понравился второй вариант стихотворения, потому
что он был прочитан с выражением. Отвечает на вопросы 1 задания. |
|
Методы организации и
осуществления учебно-познавательной
деятельности: беседа. Приём погружения в тему «Вхождение в тему занятия» Микроцель: изложение темы занятия в контексте компетентностного подхода: «Выразительные средства музыки», озвучивание ожидаемо результата: изучить что входит в понятие выразительные средства и применить полученные знания при игре музыкальных произведений. Необходимые материалы: Средства мультимедиа. Слайд 3. Создание ситуации успеха (доброжелательность) Любую работу мы должны распланировать, т. е. составить план работы. Посмотри внимательно на нашу тему занятия и сейчас мы с тобой попробуем определить цели. Я говорю тебе свои цели, а ты пробуешь сформулировать свои. Готова? (слайд 3) Образовательная цель:
Развивающая цель: способствовать формированию интереса к музыке через понимание роли выразительных средств, при исполнении музыкального произведения. Воспитательная цель: формировать основу общекультурной компетентности (культуру слушателя) и культуру исполнителя (совокупность знаний, навыков элементов культурного опыта). |
Планирует свою дальнейшую деятельность, ставит цель, способы достижения цели и предполагаемый результат (Предполагаемые ответы обучающейся) | |
А какой же должен быть результат в конце урока? Да, правильно, мы должны изучить понятие: Выразительные средства музыки, штрихи. И уметь применять их, при исполнение музыкальных произведений. | – Понять что такое средства
музыкальной выразительности – понять что такое штрихи – уметь работать с нотами – Какая роль выразительных средств в музыке – Исполнять и слушать классическую музыку |
|
Актуализация опорных знаний | Методы организации и
осуществления учебно-познавательной
деятельности: практический Приём « Я – исполнитель» Микроцель: вспомнить ранее изученные произведения Необходимые материалы: нотные издания для 1 класса, музыкальный инструмент – фортепиано (слайд 4). |
|
– В начале нашего занятия я хочу с тобой немного поиграть. Давай представим, что мы находимся в большом концертном зале, все наши гости превратились в слушателей, а ты? Правильно – исполнитель, а ещё и ведущий концерта – конферансье. Постарайся сейчас вспомнить правила исполнителя, а также вспомнить произведения, которые мы разучивали ранее, объявить их и исполнить. | Практическое задание: объявление и исполнение ранее изученных произведений: «Ивушка» р.н.п., П.И.Чайковский «Мой Лизочек», К.Черни «Этюд» | |
Создание ситуации успеха
(скрытая инструкция) – Итак
внимание! Выступает Масленникова София. |
Анализ исполненных произведений. | |
Озвучивает правила для исполнителя. | ||
Метод воспроизведение
ранее усвоенных знаний Приём «Что ты
знаешь о средствах музыкальной выразительности» |
Да, мне знакомы слова: мелодия, ритм. | |
Проблемно-поисковый метод
(опережающее задание на дом) Приём рассказ-рассуждение
«Что такое мелодия, ритм в музыке» Создание ситуации успеха (авансирование) Молодец, ты очень хорошо подготовила свой рассказ, а теперь на примере своих музыкальных произведений «Мой Лизочек», «Ивушка», «Этюд», расскажи, как изменяется мелодическая линия и ритмический рисунок. Да, молодец, ты всё правильно сделала. |
Поисковое задание, находит
ресурс для выполнения. Навыки систематизации. Анализирует свои музыкальные произведения с позиции мелодического развития и ритмического рисунка. |
|
Проблемный метод Приём:
«Что я знаю?» |
Читает, все средства музыкальной выразительности и делит их на знакомые и не знакомые в две колонки. | |
Проблемный метод Приём: «Новые слова» Микроцель: познакомить с новыми музыкальными терминами. Необходимые материалы: Средства мультимедиа анимированный слайд 7. Задание 3. Найди и назови незнакомые слова
Тебе понравились стихи, а ведь это всё ШТРИХИ! Молодец, да это слова: стаккато, легато, нон легато. Это не просто слова, это музыкальные термины которые относятся к одному общему понятию – штрихи! И сейчас мы с тобой познакомимся, что такое штрихи, узнаем разновидности штрихов, и научимся применять их. |
Слушает стихотворение, находит незнакомые слова. | |
Формирование новых понятий и способов действий | Методы организации и
осуществления учебно-познавательной
деятельности: теоретический Приём:
«Объяснение нового материала» – Ты когда-нибудь задумывалась над тем, что делает нашу речь неповторимой, ни на кого не похожей? А с помощью чего мы различаем, что над нами подшучивают, нам угрожают, ласкают речью? Мы можем говорить плавно, томно, можем колко, язвительно. Так и в музыке. Игра без штрихов – бездушна, бесхарактерна. Такая игра не зацепит струнки души у слушателя. Это как слушать длинную монотонную речь. – Итак, что же такое штрихи? Штрихи бывают разные. И каждому штриху
соответствует определенный знак, который и
указывает, как именно надо играть ноту: коротко,
длинно, тяжело.
С названиями этих штрихов мы уже познакомились, читая стихотворение. Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение. Слайд 9. Итак, легато (итал.
legato «связанный») – это связное исполнение
музыки. Играя legato, следует внимательно
прислушиваться к тому, как один звук сменяется
другим, к плавному и равномерному распределению
звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень
важно при игре legato направлять внимание на
выработку навыков связывания звуков без лишних
движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия
пальцев. Слайд 10. Нонлегато (итал. nonlegato «раздельно») применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах не обозначается никак. Как правило в начале обучения ученики играют именно nonlegato. При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания. Слайд 11. Стаккато (итал. staccato
«отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение
звуков. Является антиподом legato. Мастерство
игры данного штриха заключается в сокращении
продолжительности звучания и в увеличении пауз
между ними без перемены в темпе. Этот штрих
придает произведению тонкость, легкость,
грациозность. При исполнении staccato мы
используем быстрые и резкие приёмы
звукоизвлечения. Палец ударяет по ноте и сразу
отпускает её. Этот приём можно сравнить с
печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей
зерна. Слайд 12. Портаменто (итал. portamento «перенос») – способ певучего исполнения мелодии. Звуки извлекаются подобно nonlegato, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах обозначается маленькой горизонтальной черточкой под или над нотой. Слайд 13. Маркато (итал. marcato «выделяя, подчеркивая») штрих более жесткий, чем legato. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко. Обозначается знаком, похожим на галочку. Слайд 14. Стаккатиссимо (итал. staccatissimo «очень отрывисто») представляет собой разновидность стаккато (острое стаккато). Играется очень коротко и максимально отрывисто. Специфическая особенность стаккатиссимо – сокращение длительности звука более чем наполовину. Обозначается знаком, напоминающим тонкий треугольник. |
Внимательно слушает теоретический материал. |
Применение знаний, формирование умений и навыков | Методы организации и
осуществления учебно-познавательной
деятельности: обобщение Приём: «От
частного – к общему!» Соня, вот сейчас ты познакомилась с понятием штрихи, а теперь давай сыграем в игру. Я тебе даю карточки с лепестками, и такой же цветочек на нашем экране. А задание будет следующее: выбрать из предложенных терминов, те, что относятся к понятию «штрихи». Я знаю, что у тебя всё получиться. Создание ситуации успеха (авансирование) – И объясни, почему ты так сделала. А теперь: внимание! Проверяем, что получилось у тебя и что на нашем слайде! Всё правильно, ты просто умница! За это ты получаешь 1 балл. |
Систематизация и обобщение всех
представленных штрихов Выполняет проблемное, творческое задания |
Методы организации и
осуществления учебно-познавательной
деятельности Приём: «Что за штрих?» А как ты думаешь, можно услышать штрихи? Давай, попробуем, а задание у тебя будет следующее: Определить, каким видом штриха исполняется музыкальное произведение, и проверить себя, нажав кнопку. Молодец, и за это задание ты получаешь 1 балл. |
Проблемно-поисковое задание, в знакомых детских песенках определяет штрихи на слух. | |
Методы организации и
осуществления учебно-познавательной
деятельности: практический Приём: «Угадай название музыкального произведения» Микроцель: послушав произведение, определить характер Необходимые материалы: Средства мультимедиа, Средства мультимедиа анимированный, аудио слайд, оформленный при помощи ИКТ технологий. Слайд 17. Соня, а как ты думаешь, можно ли, услышав музыкальное произведение догадаться о его названии, характере? Давай попробуем? Прослушав произведение, ты пробуешь определить характер и угадать название произведения, а потом можешь исполнить его. Хорошо? Приготовилась? Молодец, ты хорошо справилась с заданием и постаралась точно передать штрихи и характер музыки, за это задание ты получаешь 1 балл. |
Работа с нотным материалом. Проблемно – поисковое, творческое задание, определяет название и характер произведения на слух и по нотному тексту. | |
Подведение итогов | Метод контроля и
самоконтроля Приём рефлексии «Моё занятие» Микроцель: оценить свою работу (самоанализ); отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале занятия. Необходимые материалы: слайд №18. Понравилось ли тебе сегодняшнее занятие? Все ли задачи, которые ты ставила перед собой, выполнены? Расскажи, что тебе больше всего понравилось на занятии. Какое самое интересное задание? Закончи, пожалуйста, предложение:
– Мне понравилось, как ты сегодня работала на занятии. Создание ситуации успеха (высокая оценка деятельности) – Я думаю, что все те знания, которые ты получила на занятии, помогут тебе в дальнейшей работе над музыкальными произведениями. |
Рефлексия. Обучающаяся оценивает свою работу (самоанализ) . |
Метод контроля и
самоконтроля Приём рефлексии «Моя оценка» Как ты помнишь, в течение занятия, у тебя было 7 заданий, и за каждое задание ты получала 1 балл, и сейчас ты попробуешь поставить себе оценку за занятие, посмотри внимательно на слайд и скажи, какую оценку ты себе сегодня поставишь. Правильно, это 5, отлично. Молодец! Создание ситуации успеха (высокая оценка деятельности). |
Обучающаяся оценивает свою работу. | |
Домашнее задание | Метод самоконтроля Приём
«Что я буду делать дома?» Создание ситуации успеха (скрытая инструкция, доброжелательность) |
Записывает домашнее задание, задаёт интересующиеся вопросы. |