На каждом внеклассном занятии стараюсь решать задачи здоровьесберегающих технологий. Данное занятие также строится на принципах здоровьесберегающих образовательных технологий: принцип «Не навреди!», принцип сознательности и активности, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности и индивидуализации, принцип системного чередования нагрузок и отдыха, принцип формирования ответственности у учащихся за состояние нашей природы, принцип всестороннего и гармонического развития личности.
В своей педагогической практике постоянно использую игровые технологии, которые являются одним из средств поддержания и развития познавательного интереса. Игра служит активному обучению, нейтрализует перегрузки, способствует разрядке напряженности, создает благоприятную атмосферу учебной деятельности, повышает эффективность процесса обучения. Поэтому своё занятие я построила в виде игры: увлекательного познавательного путешествия по улицам и дорогам нашего города Салехарда, также по дорогам других городов России.
Следует также отметить, что отсутствие готового для запоминания или воспроизведения учебного содержания для учащегося, включающегося в игру, изменяет его позицию в учебном процессе, коренным образом меняя тип учения. Из догматического он преобразуется в эвристический, исследовательский, при котором новое знание открывается учеником самостоятельно или в совместном поиске с одноклассниками, учителем. Приняв правила дидактической игры и участвуя в ней, учащиеся встают перед необходимостью самостоятельного добывания знаний, действий, перестраивая ранее полученные и осуществляя перенос усвоенного на решение новых учебных задач, выполняя тем самым не только воспроизводящую, а еще и преобразующую деятельность. Большую помощь в этом оказали сказочные герои, которые познают правила дорожного движения вместе с учениками, а иногда сами ребята выступают в роли учителя, объясняя правила поведения на дороге Незнайке и Буратино.
Применение ИКТ на уроках позволяет усовершенствовать методы и организационные формы обучения, повысить качество обучения, в том числе за счет создания и использования программных средств нового поколения, позволяющих реализовать в учебном процессе большую часть дидактических возможностей ИКТ. Применение педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации способствует реализации принципиально нового подхода к обучению и воспитанию личности молодого человека, реализующего информационное взаимодействие в предметной среде, направленное:
- на формирование гармоничной, высокогуманной личности, в условиях информатизации и глобализации современного общества;
- на активизацию самостоятельной работы, на развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- на формирование мировоззрения индивидуума современного информационного общества;
- на формирование умения работать с различными источниками информации.
Учащиеся во время урока с удовольствием работают, в результате применения ИКТ учебное время урока организуется более рационально; для меня, как учителя, расширяются возможности в выборе средств и методов обучения; повышается мотивация учащихся и их активность на уроке, а как следствие и успеваемость. При этом практически не нарушается привычное течение и комфорт урока.
Таким образом, реализуя новый Стандарт, во главу ставлю деятельностный характер занятия, ставящий главной целью развитие личности.
Цель: обобщить знания учащихся по правилам дорожного движения через игровую деятельность.
Задачи:
- Выявить знания учащихся по правилам дорожного движения с последующей систематизацией и углублением их.
- Формировать навыки самостоятельного мышления, умения применять полученные знания на практике.
- Развивать познавательный интерес детей к изучению ПДД.
- Создать условия для проявления у учащихся познавательной активности, коммуникативных и общеучебных умений.
- Развивать исследовательские умения, логическое мышление, пространственное воображение, абстрактное мышление, творческие способности учащихся.
- Воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах городов и нашего села, культуру поведения в транспорте, коммуникабельность.
Актуальность:
По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:
- переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35-40%;
- неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25-30%;
- неподчинение сигналам светофора 10-15%;
- игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара 5-10%.
Как можно уберечь от необдуманных действий на
дороге?
Как не допустить рост ДТП с участием школьников?
Для этого необходимо рассматривать обучение
Правилам дорожного движения как часть
учебно-воспитательной работы школы. При этом
важнейшими условиями обучения должны являться
регулярность занятий, их непрерывность,
преемственность, систематичность. Наряду с
традиционными уроками необходимо проводить и
необычные занятия. Таким и является данное
внеклассное занятие, где обучающиеся
непосредственно сами являются активными
участниками движения – путешествия по улицам и
дорогам городов.
Методы: наглядно-иллюстративные, словесные,
эмоциональные, познавательные, социальные.
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, м/проектор, интерактивная доска, плакат с изображением дорожных знаков, карточки с изображением дорожных знаков, напольная игра для начальной школы по правилам дорожного движения, медали «Лучший знаток правил дорожного движения».
Ход занятия:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Все в сборе? Очень хорошо. Сегодня мы отправляемся в путешествие по улицам и дорогам нашего замечательного города Салехарда. (Стук в дверь).
1-2 слайды.
К нам просится гость.
Отгадайте, кто же он?
Вам, ребята, он знаком,
Нас встречает огоньком,
И на всех глядит в упор –
Очень строгий … (Светофор)
3 слайд.
Светофор:
Здравствуйте, ребята!
Я и вежливый и строгий,
Я известен на весь мир!
Я на улице широкой
Самый главный командир.
Все меня, конечно, знают.
Да и как меня не знать.
Все отлично понимают
Всё, что я хочу сказать.
4 слайд.
– А готовы ли вы, ребята к сегодняшнему путешествию?
Дети: Да!
Учитель: Конечно, ведь в сегодняшней встрече участвуют знатоки правил дорожного движения. Вот послушай!
1 ученик:
Внимание: глядит в упор
На вас трёхглазый светофор –
Зелёный, жёлтый, красный глаз
Он каждому даёт приказ.
2 ученик (поднимает красный кружок):
Хоть у вас терпенья нет, |
5 слайд. |
3 ученик (поднимает жёлтый кружок): Жёлтый
свет – предупрежденье: |
6 слайд. |
4 ученик (поднимает зеленый кружок): Зелёный
свет открыл дорогу: |
7 слайд. |
8 слайд.
Светофор: Молодцы, знаете мои сигналы.
А знаете ли вы: первый светофор изобретен в 1868
году в Лондоне. Это был большой фонарь с двумя
фильтрами: зелёный и красный. Цвета менялись
полицейским с помощью ручного привода.
Первый сигнальный светофор – в 1919 году в США.
А вот первый светофор в России – мой прадедушка
– был в форме трехцветного круга. Регулировщик
поворачивал стрелку на нужный цвет, и машины
выполняли его указания. Но такой светофор был
неудобен, поэтому прослужил недолго.
Ему на смену пришли новые светофоры.
Светофор: А кто из вас, ребята, знает, почему меня назвали светофором?
Учитель: Для ответа на твой вопрос мы с ребятами обратимся к толковому словарю.
Ученица: Это слово стоит из двух частей: “свет” и “фор”. “Свет” – это всем понятно. А “фор”? “Фор” произошло от греческого слова “форос”, что означает “несущий” или “носитель”. А все вместе, светофор – значит “носитель света”, “несущий свет”. Он и, верно, несет свет 3-х цветов: красного, желтого, зеленого. Танец «Светофорный»
9-10 слайды.
Учитель: А теперь хорошо вам знакомые зеленые, желтые, красные цвета светофора приглашают вас потанцевать. Только танец этот “светофорный”. Если мигает зеленый братец, танцуйте веселее, если вперед выходит желтый братец – подождите, посмотрите по сторонам: налево и направо! Ну, а если красный – замри – “нельзя идти на красный свет”!!!
Учитель: Молодцы! Танец был замечательный.
11 слайд.
5 ученик:
На улице ты не один,
Рядом с тобою много машин!
Шум, движенье, гул моторов.
Сразу можно растеряться,
Коль в сигналах светофора
Не умеешь разбираться.
Учитель: Ребята, кто знает, какой транспорт мы встречаем на наших улицах.
12 слайд.
(Обучающиеся находят соответствие видов транспорта, соединяют линиями на интерактивной доске).
Учитель: А кем вы, ребята, являетесь на улицах?
13 слайд.
Учитель: Кто нам поможет перейти улицу?
14 слайд.
Учитель: Ребята, как правильно перейти дорогу?
15 слайд.
Учитель: По разным областям науки и техники издаются различные книги, в том числе и энциклопедии. Есть энциклопедия медицинская, техническая, сельскохозяйственная и т.д. Но до сих пор, к сожалению, нет энциклопедии по правилам дорожного движения. А это совершенно необходимо. Врачи, инженеры, рабочие, артисты, школьники каждый день становятся то пешеходами, то пассажирами. Ведь по улицам и дорогам ходят все. Но есть книги, выпущенные специально для обучающихся школ по правилам дорожного движения. И я хочу вас с ними познакомить.
Выставка книг по правилам дорожного движения. (краткий обзор книг)
16 слайд.
Учитель: С малых лет до самой старости люди ездят в трамваях, автобусах, машинах, переходят через улицы. Они становятся то водителями, то пассажирами, то пешеходами. И значит, они всю жизнь, сдают экзамены на право называться дисциплинированными водителями (пусть даже велосипеда), дисциплинированными пассажирами, дисциплинированными пешеходами. Экзамен по ПДД каждый из нас сдает всю свою жизнь. Здесь каждая “двойка” может обернуться травмой или даже гибелью. Так пусть все наши ученики 1-д класса всю жизнь будут круглыми отличниками по правилам дорожного движения!
Учитель: Ребята, к сегодняшнему уроку вы приготовили прекрасные рисунки по ПДД.
Выставка детских рисунков по ПДД.
17 слайд.
Учитель: У меня для вас тоже есть сюрприз – новый дорожный знак.
18 слайд.
Как вы считаете, что он значит? Как его можно назвать?
Дети: “Улыбка”.
Учитель: А где его можно установить? Можно ли в нашем классе? Конечно, да. Ведь сегодня мы подружились и с дорожными знаками, и со Светофором. А с чего начинается дружба? Конечно, с улыбки и с песни.
Песня о правилах дорожного движения
1. Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам,
Но нельзя по дороге бежать.
Тротуар – пешеходам, а машине – дорога.
Это правило все должны знать.
Припев: Если красный – путь опасный,
Если жёлтый – подожди.
А зелёный, значит можно
Нам дорогу перейти.2. Знак дорожный подскажет, запретит и укажет
Пост ГАИ, переход и объезд.
Тем, кто это не знает, мы подскажем, ребята:
Вы учите, вот вам наш совет!
Припев: Знаки разные, все прекрасные,
Как друзей их надо знать.
Знаки разные, все прекрасные,
Мы их будем соблюдать!
Появляется Незнайка, он идёт по дороге, ударяя мячом.
19 слайд.
Незнайка:
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой.
Не угнаться за тобой!
Светофор забирает у Незнайки мяч.
На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
Незнайка: А почему это нельзя играть на дороге? (Ответы детей). Слайды 20-21.
Незнайка:
Ну, теперь мне всё понятно,
Лучше я пойду обратно.
Лучше книжку полистаю
И немного почитаю.
(Достаёт книгу, идёт и читает.)
2 ученик:
Эй! Незнайка! Погоди!
Дело кончится печально,
Может быть немало бед.
Ведь дорога – не читальня
И не место для бесед!
Мальчик подбегает к Незнайке, берёт у него книгу.
3 ученик:
Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Её переходи!
4 ученик:
И там, где днём трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить зевая!
Нельзя считать ворон!
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно.
Её переходи!
Вбегает Буратино.
22 слайд.
Учитель: Кто ты?
Буратино: Я – Буратино – сын папы Карло! Хочу вместе с вами путешествовать!
1 ученик: А ты знаешь правила дорожного движения?
Буратино: Конечно, знаю! Ещё как знаю!
2 ученик: Ну что же, сейчас проверим. Скажи, пожалуйста, как надо переходить дорогу?
Буратино: Как? Как? Бегом! Пока милиционер не видит!
Учитель: Ребята, он правильно ответил?
Дети: НЕТ!
Учитель: А как надо?
23 слайд.
3 ученик:
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасёт!
4
ученик: Правильно. А тебе, Буратино, второй
вопрос. Как следует себя вести, если ты вышел из
автобуса, и тебе надо перейти на другую стороны
улицы?
Буратино: Да проще простого – пролезть между
колёсами.
Учитель: Ай-ай-ай! Ребята, поможем Буратино, а то он совсем запутался.
Ответы детей:
– надо подождать, пока автобус отойдёт,
– внимательно посмотреть по обеим сторонам
дороги и затем переходить,
– а если рядом есть пешеходный переход, надо
переходить только по переходу.
1 ученик: А теперь, Буратино, ответь на последний вопрос: можно ли играть на проезжей части?
Буратино: Смотря во что. В шахматы нельзя.
1 ученик: А почему?
Буратино: Машины мне фигуры посбивают. А вот в хоккей можно. Ещё как!
Дети: НЕТ!
24 слайд.
2 ученик:
Правил дорожных на свете не мало.
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движения
Знать, как таблицу,
Должны умноженья.
Никогда не играй рядом с дорогой!!!
Буратино: Спасибо вам, ребята! Я понял, что плохо не знать правила дорожного движения. Я рад, что повстречался с вами. Теперь я обязательно выучу все правила дорожного движения и буду их соблюдать.
Светофор: Хорошо, Буратино. Оставайся с нами. И вместе с Незнайкой вы выучите правила дорожного движения. В этом вам помогут наши ученики 1-д класса. Сейчас мы ребятам загадаем загадки. А за правильный ответ вы, ребята, получите от жюри дорожный знак.
(На картоне изображены дорожные знаки, которые вручают ученикам за каждый правильный ответ.)
25 слайд.
1. Знак "Дети":
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
Ответы детей.
26 слайд.
2. Знак "Обгон запрещен":
Знак любителей обгона
Объявляет вне закона.
В этом месте, сразу ясно,
Обгонять других опасно!
Ответы детей.
27 слайд.
3. Знак "Пешеходный переход":
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
Ответы детей.
28 слайд.
4. Знак "Движение без остановки запрещено":
Ты, шофер, не торопись,
Видишь знак, остановись!
Прежде чем продолжить путь,
Осмотреться не забудь.
29 слайд.
5. Знак "Подземный пешеходный переход":
Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!
Ведущий: Молодцы, ребята!
Буратино и Незнайка: А у нас ещё есть несколько вопросов. Помогите нам, ребята!
Буратино: Как нужно идти по тротуару?
Дети: Придерживаясь правой стороны.
1 ученик:
И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным пешеходом
Разрешается!
30-31 слайды.
Незнайка: Как нужно переходить улицу?
Дети: По пешеходному переходу, по подземному переходу, на зелёный сигнал светофора.
3 ученик:
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете
За-пре-ща-ет-ся!
При зеленом даже детям
Разрешается!
Буратино: Как нужно переходить улицу с двухсторонним движением?
Дети: Сначала посмотреть налево, потом направо. Дойти до середины дороги и подождать зелёный сигнал светофора.
32 слайд.
Незнайка: Какие вы знаете правила поведения в транспорте?
Дети: Уступать старшим место, вести себя культурно.
2 ученик:
Если входишь ты в автобус
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно
За-пре-ща-ет-ся!
Уступать старушке место
Разрешается!
Буратино: Ребята, а если на дороге случилась беда, чем вы поможете?
33 слайд.
Дети: Позвонить 03 и 02. Вызвать скорую помощь и милицию.
Светофор: Молодцы ребята! Теперь я
спокоен ребята за вашу безопасность. Всегда
соблюдайте правила дорожного движения!
Для учеников 1-д класса я открываю страну
светофорных наук, где вы покажите свои знания
правил дорожного движения, ну, и, конечно, узнаете
ещё много нового.
34 слайд.
Проводится напольная игра «Правила дорожного движения»
35 слайд.
Рефлексия. 36-37 слайды.
Подводятся итоги викторины, конкурса рисунков, результаты игры. Награждение победителей. (У кого из обучающихся оказывается больше дорожных знаков, тот – победитель, которому вручается медаль «Лучший знаток правил дорожного движения!»).
Детям знать положено
Правила дорожные!
Ты, дружок, доверься им:
Будешь цел и невредим!
Использованная литература:
1. Авто-изо-обозрение – серия плакатов худ.
Б.Эренбурга.
2. “Дорогу осилит идущий” дорожная грамота в 100
вопросах и ответах (рекомендации). Москва , 2000г.
3. “Рекомендации по организации работы по
предупреждению транспортного травматизма среди
детей и подростков ”. Уфа, 2001 г.
4. “Светофор” (рассказы, стихи, сказки, очерки).
Составитель Г.Юрмин. Москва. “Детская
литература”, 1976 г.
5. “Светофор” – сборник песен о ПДД. (Слова В.
Мурзина, муз. С.Миролюбова) “Башкирское книжное
изд-во”. 2002г. Уфа.
6. Е.С. Смушкевич “Мы идем по улице” (методические
рекомендации к изучению ПДД в 1-м классе).
Магнитогорск, 2003 г.
7. “Правила дорожного движение для учащихся 1-го
класса “И.Э. Руюлях. Москва. “Просвещение”. 2009 г.
8. “Тили-тили-тилим-бом! Или приключение
снеговика”. Вопросы в картинах для почемучек.
Худ. Ю. Первышин. Автор текста Ю. Подкорытов.
Челябинск., 2010г.
9. “Хозяин дороги” – дидактический материал по
правилам уличного движения. Ростов-на-Дону. 2009 г.
10. “Школа пешехода”. М.Кривин и О.Ольгин. Изд-во
“Малыш”, 2005г.