Тип проекта: познавательно-исследовательский детско-родительский
Актуальность: У каждого человека
есть дом – место, где ему уютно и хорошо, где его
всегда ждут. Город и район, в котором мы живем,
это тоже наш дом, только общий.
Проведенный среди воспитанников опрос показал,
что у большинства исследуемых дошкольников
недостаточно сформированы знания о родном
городе. Дети сомневаются в ответах, недостаточно
владеют информацией, так как родители не имеют
возможности посещать культурные учреждения
города из-за высокой занятости.
Знакомство с родным городом, улицами, с
известными людьми, прославившими район, имеет
неоценимое значение для познавательного,
нравственного, социально-личностного
развития детей, формирует у детей чувства
восхищения, гордости и любви к родному краю,
помогает создавать условия для развития
гражданских чувств.
Грамотно выстроенный педагогический процесс
способен не просто дать полезную информацию,
но и сформировать познавательный интерес к
истории родного города, чувство уважения к его
жителям, гордость от осознания принадлежности к
своим землякам. Дошкольники должны
знать, как устроена жизнь в районе, о людях,
именами которых названы родные улицы, о
достижениях предков и современников. И тогда они
будут не только гордиться своим городом и
районом, но и заботиться о нем.
Цель: осуществить совместную деятельность детей и взрослых по изучению Ленинского района г. Красноярска, подвигов земляков-красноярцев, в честь которых названы улицы района.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить детей с улицами Ленинского района, названными в честь земляков-героев;
- расширить знания детей о подвиге земляков в Великой Отечественной войне;
- обогатить словарный запас детей следующими словами: боевой подвиг, долг перед Родиной, герой, память людская, фронт.
- познакомить детей с различными источниками нахождения информации.
- Развивающие:
- развивать у дошкольников самостоятельность, коммуникативные качества, умение добывать знания;
- создать предметное пространство для организации познавательно-исследовательской деятельности в рамках тематики проекта.
- Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за нашу Родину;
- воспитывать у дошкольников чувства гордости и сопричастности к подвигу страны через поддержание интереса к истории своего города;
- обогатить детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города.
Исполнители проекта: педагогический коллектив ДОУ, дети 6-7 лет, родители.
Этапы реализации:
I. Подготовительный – март
II. Основной – октябрь-апрель
III. Заключительный – май
Работа с родителями – открытые занятия, составление рассказов, участие в реализации проекта, организация экскурсии.
Ожидаемые результаты:
- Для детей:
- сформированность нравственно-патриотических чувств к истории, культуре, природе Ленинского района;
- развитость связной монологической и диалогической речи воспитанников.
- словарный запас детей пополнится следующими словами: боевой подвиг, долг перед Родиной, герой, память людская, фронт;
- дети запомнят названия пяти улиц района: Борисевича, Храпова, Цукановой, Ивченко, Давыдова;
- в результате реализации проекта у детей сформируются интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость, воспитанники овладеют знаниями о городе Красноярске, о земляках, прославившихся подвигами военных лет, вербальными и невербальными средствами общения и способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, правилами поведения в общественных местах.
- Для педагогов:
- на этапах реализации проекта педагоги разработают авторские конспекты бесед с детьми: «История нашего города», «Современный Красноярск», «Достопримечательности нашего города», «Район, в котором мы живем», «Памятные места нашего города», «Какие улицы нашего района мы знаем?», «Какие улицы названы в честь земляков-красноярцев?».
- повышение педагогической компетентности и мотивации при организации воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
- Для родителей:
- активное участие родителей в тематических праздниках и выставках, проводимых в рамках реализации проекта;
- оказание помощи в организации и проведении экскурсий и целевых прогулок.
- Организованный коллективный субботник.
Продукт: карта Ленинского района с обозначением улиц, названных в честь героев красноярцев.
Данный проект может быть реализован в дошкольных образовательных учреждениях различных типов, предусматривает творческий подход к реализации с учетом регионального компонента.
Содержание проекта
Этапы:
I. Подготовительный этап
1. Составление плана проекта.
2. Подготовка теоретического и практического материала.
II. Основной этап
Познание:
- Проведение цикла познавательных занятий и бесед на темы: «История нашего города», «Достопримечательности нашего города», «Район, в котором мы живем», «Какие улицы нашего района мы знаем?», «Какие улицы названы в честь земляков красноярцев?»
- Рассказ воспитателя об истории Ленинского района
- Беседа «Никто не забыт, ничто не забыто»
- Презентация «Героические подвиги людей в годы войны»
- Работа со схемой микрорайона – упражнения в ориентировке (Приложение 1)
- Консультация для родителей «Воспитание маленького патриота»; (Приложение 2)
Социализация:
- Показ презентации на тему «Мой Красноярск»
- Рассматривание открыток, фотографий Ленинского района
- Совместное оформление фотовыставки «Как служили наши деды»
Коммуникация:
- Составление творческих рассказов «Мой Ленинский район» (с использованием картинно-графической схемы) (Приложение 1)
- Экскурсия в музей боевой славы МОУ СШ № 148
- Пешая экскурсия по улице Борисевича
- Экскурсия в музей «Мемориал Победы»
Чтение художественной литературы:
- Знакомство с детской художественной литературой о Великой Отечественной войне:
- Е. Благина «Шинель», А.Митяев «Дедушкин орден», Ю.Коваль «Выстрел», К.Чибисов «Вечный огонь», Е.Карасев «Город – герой»
- «Наши отважные земляки Красноярцы» (Приложение 3)
- Разучивание стихов о ВОВ»
- Рассматривание альбома «Награды Родины», плакатов военного времени
Безопасность:
- Беседа о правилах поведения на улице
- Д/игра «Назови домашний адрес»
- Изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевой игры «Пешеходы и пассажиры»
- Изготовление знаков дорожного движения
Художественное творчество:
- Аппликация «Мой район», «Дома на нашей улице»
- Рассматривание карты Ленинского района»
- Рисование «Моя улица», «Чтобы не было войны»
- Изготовление макета «Улица, на которой я живу"
- Сочинение на тему «Моя малая родина» (Приложение 4)
Игровая деятельность:
- Д/и «Путешествие по району»
- Разрезные картинки, пазлы
- Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Гараж», «Магазин» и др
- Игра-викторина с родителями «Знаете ли вы Ленинский район?»
Трудовая деятельность:
- Оформление фотоальбома «Ленинский район»
- Рисование на тему «Я рисую свою улицу»
- Проведение субботника с родителями (уборка участков, озеленение территории ДОУ)
Музыка:
- Проведение тематических праздников: «День защитника Отчества», «День Победы»
Предметно-пространственная среда:
- Оформление мини-центра «Наш Ленинский район (карта и фотографии Ленинского района, графическая схема микрорайона, макет «Улица, на которой я живу», коллаж детского художественного творчества «Мой район», альбом «Земляки герои»);
- Организация развивающей среды в ходе цикла занятий по ознакомлению детей с правилами дорожного движения через создание макета «Улица, на которой я живу», оформление «дорожного перекрестка» знаками дорожного движения, рабочей формой, жезлом регулировщика и игрушечными машинами;
- Оформление тематической выставки детской художественной литературы о Великой Отечественной войне.
III. Заключительный этап
Трудовая деятельность:
- Изготовление карты Ленинского района с обозначением улиц, названных в честь героев красноярцев.
Защита проекта (слайд 1):
Мы приглашаем в гости
Вас В любимый наш район, Недлинным будет наш рассказ, И эти строки все о нем. |
(слайд 2) |
Про Ленинский район скажу, Про Родину мою! Я всем на свете докажу, Как свой район люблю. |
(слайд 3) |
Здесь улиц много знаменитых, И посмотреть в округе много чего есть. Здесь имена героев не забыты, И улицы наречены в их честь. |
(слайд 4) |
Марии Цукановой – память людская, Геройски на фронте погибла она. Солдатов лечила собой прикрывая, Так многие жизни Мария спасла. |
(слайд 5) |
Иван Борисевич – солдат знаменитый! Сражался с врагами сержант молодой. Не счесть, сколько танков им было подбито, Поклон ему низкий, он вечно герой! |
(слайд 6) |
Леонида Храпова – солдата Помнят люди, подвиг не забыт. Жизнь свою отдал, чтоб когда-то Мы с тобою в мире могли жить. |
(слайд 7) |
На фронте служил Давыдов Семен, Командовал целой дивизией он. Геройские подвиги он совершил, Медали за храбрость он получил. |
(слайд 8) |
Михаилу Ивченко –
поклон В окопе вражеском погиб солдат отважный. Был вражеским сожжен огнем, И удостоен звания героя дважды. |
(слайд 9) |
Теперь мы улицы в районе знаем, На нашей карте можем показать. Мы изготовили ее руками, Чтоб улицы – герои знать. |
(слайд 10) |
Людская память вечно помнит милых Отцов, дедов, любимых сыновей. Забыть она солдат войны не в силах, Что жизнь отдали Родине своей. |
(слайд 11) |
Теперь мы знаем все
улицы, В районе, в котором живем, Гордись своим именем, улица! Гордись земляками район! |
(слайд 12) |
Список литературы:
- «Мой Красноярск». Народная энциклопедия. htt:// region.krasu.ru/;
- «Красноярские кварталы» сл. Н. Анишина, муз. Н. Черемных.