Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства - начинает формироваться уже в младшем школьном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего народа. Нельзя быть патриотом, не чувствуя дух наследия, идущего из глубины веков, не соблюдая традиций, живущих в памяти народа, не ощущая связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки.
25 ноября объявлен в нашей республике Днём Олонхо. Этот эпос, признанный ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального достояния человечества, отобразил историческую и бытовую жизнь, мировоззрение якутского народа. Трудно переоценить огромное значение Олонхо в патриотическом воспитании, и моя задача как учителя национальной культуры прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания истории своего народа на основе этого эпоса. Как известно, Олонхо - большое по объёму и сложное по содержанию произведение. Каким же образом строится работа по его изучению на уроках культуры народов РС (Я)?
В соответствии с учебным планом данный предмет преподаётся со 2 по 11 классы, и на каждой возрастной ступени свои задачи в изучении Олонхо. Например, учащиеся начальных классов знакомятся с миром олонхо "Нюргун Боотур Стремительный", узнают о сказителях Олонхо, героях эпоса. В этом возрасте дети заинтересованно слушают о трёх мирах (верхнем, среднем и нижнем) и их жителях, им становится доступным понятие Аал Луук масс - Древо жизни. Конечно же, такие занятия создают благодатную почву для бесед с детьми о любви к близким, о почитании и уважении к людям старшего поколения, непримиримости к лжи и злу.
Изучение Олонхо в среднем звене школы способствует раскрытию творческого потенциала детей. На занятиях учащиеся слушают аудиозаписи и смотрят фильмы об олонхо, знакомятся с жизнью и творчеством известных олонхосутов Якутии. Вслушиваясь в содержание эпоса, школьники не только учатся понимать его, но и создают свои интерпретации произведения. Это чтение адаптированных переводов олонхо "Подвиги богатырей срединного мира", постановка театрализованных представлений, изготовление поделок по мотивам эпоса.
В старших классах подробно изучается якутский героический эпос "Нюргун Боотур Стремительный", воссозданный П.А. Ойунским. На этой ступени изучения учащиеся не только читают, но и анализируют олонхо, выполняют творческие задания, например, составляют сценарии и создают фильмы. Задачи, которые я ставлю перед собой на данном этапе: воспитание у учащихся чувства гордости за народ саха, создавший и сохранивший мир олонхо, а также воспитание толерантности, уверенности в своих силах.
В преддверии празднования Дня Олонхо в нашей школе был проведён опрос среди учащихся "Что я знаю об Олонхо?". Вот некоторые из ответов:
“Олонхо – древнейшее эпическое искусство якутов. Занимает центральное место в системе якутского фольклора. Олонхо – обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных сказаний. Это судьба эпического племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. Мир олонхо представлен с помощью Мирового дерева – Аал Луук Мас, прорастающего сквозь три мира”.
Петрова Мария, 9б класс
“Мир олонхо рассказывает нам о трех мирах. Первый мир – это Верхний мир, мир спокойствия, доброты, счастья. Это место, где нет зла. Второй мир – это Средний мир, где живут люди, растут красивые деревья, растения. Третий мир – это нижний мир, мир полный ужаса, темноты, кошмара”.
Гасанова Екатерина, 7 класс
“В олонхо рассказывается о далеком мире якутов, где идет борьба между добром и злом. С Верхнего мира отправили богатыря Нюргун Боотура спасти земную красавицу Туйаарыма Куо от абаасы. Олонхо – это героический эпос”.
Федорова Виктория, 7 класс
“Олонхо в моем понимании как сражение мира людей и мира абаасы. Это борьба между добром и злом, где восторжествует добро”.
Тараканова Софья, 4 класс
“Олонхо диэн мин санаабар урукку сахалар олохторо. Манна ус дойду туьунан кэпсэнэр. Уоьэ дойдуга айыы дьонноро олороллор, Орто дойдуга ураанхай сахалар, Аллараа дойдуга абааьылар”.
Тоскин Ярослав, 7 класс