Данная статья является частью методического пособия «Организация уроков черчения в средней школе с применением ИКТ». Рекомендации и разработки уроков по теме «Простые разрезы» с применение ИКТ мной были использованы для участия в фестивале «Открытый урок» в 2009-2010 и 2012-2013 учебных годах.
В данной работе я хочу поделиться опытом применения ИКТ по теме «Сечения». В статье приведены рекомендации по применению ИКТ к 3 урокам. При подготовке к урокам были использованы учебные пособия и задачники авторов Е.А.Василенко, Н.А.Гордеенко, И.С.Вышнепольского, В.В.Степаковой, А.Д.Ботвинникова, Н.Г.Преображенской и др. Все уроки данной темы проводятся с использованием презентаций Power Point.
Перед изучением темы «Сечения» учащиеся познакомились с понятием точеной детали, с основными конструктивными элементами точеных деталей, нанесением размеров на чертежах точеных деталей. На первом уроке заявленной темы идет повторение правил нанесения размеров (Презентация 1, слайд 1). Учащиеся должны отыскать ошибки на представленном чертеже и дать варианты правильных решений. Учитель строит беседу с классом, используя алгоритм нанесения размеров, так как этот алгоритм заложен в работу со слайдом №1. Согласно правилам государственного стандарта размеры на чертеж надо наносить с учетом технологии изготовления. Сначала исправляем ошибки в размерах, которые характеризуют длину отдельных частей детали, затем размеры, отражающие геометрическую форму детали. Каждый этап работы открывается щелчком мыши. По этой же технологии проводится проверка домашнего задания (Презентация 1, слайд 2), в котором ученики должны были сократить количество заданных изображений и нанести необходимые размерные линии и размерные знаки, отражающие геометрическую форму детали.
На следующем этапе урока учитель должен подвести учащихся к необходимости изучения новой темы. Я для этого использую прием «Тупик» – создание проблемы, когда учащиеся убеждаются в том, что для решения этой проблемы им не хватает знаний. Например, зачитываю текст: «Однажды при археологических раскопках ученые нашли металлический наконечник для копья. Ржавчина сильно повредила металл, а художник экспедиции должен был изобразить наконечник так, чтобы его форма четко воспринималась. Художник сделал такой чертеж (Презентация 1, слайд 3), верно ли он изобразил, понимаете вы форму и конструкцию наконечника?». Многие учащиеся говорят: «Нет!» и предлагают свои варианты решения, один из которых открывается щелчком мыши на слайде № 3. Ведя такую беседу, дети с помощью учителя приходят к выводу, что для рационального решения этого вопроса необходимо знание нового вида изображений – сечения (Презентация 1, слайд 4).
Далее учащимся предлагается краткий обзор таблиц по данной теме, затем поэтапное построение (алгоритм) чертежа с применением сечений (Презентация 1, слайд 5). Поскольку данный материал дается детям впервые, все этапы построения показаны очень подробно и выводятся на экран щелчками мыши. Параллельно обучающиеся делают необходимые записи в рабочей тетради. Поработав по таблицам и чертежу, изображенному на слайде № 5, учащиеся, как правило, задают вопрос о штриховке сечений. Поэтому следующим этапом урока является изучение штриховки основных материалов в сечении (Презентация 1, слайд 6). Изображения на слайде сопровождаются объяснением учителя основных правил штриховки, дети делают записи в тетради.
Затем учитель просит класс самостоятельно выполнить чертеж валика, применив при этом сечения (Презентация 1, слайд 7). Как правило, почти весь класс выполняет один вариант решения, который проверяется при дальнейшей работе со слайдом № 7. Но учитель предлагает и второй вариант решения, который применяется при невозможности использования только одного первого варианта.
На втором уроке при повторении очень подробно вспоминается алгоритм построения сечений (Презентация 2, слайд 1), с поэтапным выводом на экран текста и всех построений. Так же проверяется и домашнее задание (Приложение 2, слайд 2). Изучение нового материала начинается после чтения чертежа, представленного на таблице. Работая по этому чертежу, учащиеся делают вывод, что можно применять разные по расположению сечения и встают перед вопросом, применение каких сечений более рационально и менее трудоемко? Для ответа на этот вопрос надо знать виды сечений, случаи их использования, правила построения и обозначения. Ответы на все эти вопросы дает применение подобного слайда (Презентация 2, слайд 3). Обычно, изучая материал этого слайда, учащимся необходимо делать записи только основных правил и выводов.
Закрепление материала на этом уроке начинается в устной форме (Презентация 2, слайд 4), где обучающиеся анализируют геометрическую форму деталей, используя заданные изображения, определяют принадлежность каждого сечения к той или иной части детали, определяют вид сечений и помогают учителю их обозначить. Затем учитель предлагает несколько задач для самостоятельной работы (Презентация 2, слайд 5). Кабинет снабжен комплектом задачников под редакцией Е.А.Василенко. На слайд № 5 выведены задания из этого задачника с указанием страниц. Учащиеся самостоятельно выполняют эти задания, используя, если это необходимо кальку, после беглой проверки, учитель выводит на экран этапы выполнения для тех учащихся, которые допустили ошибки.
Третий урок данной темы направлен на отработку навыков решения задач разного рода с применением сечений. После проверки домашнего задания (Презентация 3, слайд 1), учитель предлагает задание для чтения чертежа с исправлением допущенных ошибок (Презентация 3, слайд 2), дети очень любят подобные задания и с удовольствием включаются в работу. Предложенная деталь состоит из набора геометрических тел, расположенных на одной оси. Анализ геометрической формы начинаем слева, выявляя форму каждой части детали и отыскивая необходимое сечение. Во время обсуждения дети находят ошибки чертежа, учитель щелчком мыши исправляет эти ошибки, учащиеся определяют вид сечения и правило его обозначения, сечения обозначаются. Назначением данного слайда является не только повторение и закрепление знаний, но и получение новых знаний: учащиеся приходят к выводу, что, применив размерный знак «квадрат», можно упростить чертеж, совсем убрав сечение №4.
Далее учитель просит класс помочь ему решить задачу (Презентация 3, слайд 3), с подобными задачи учащиеся еще не встречались. Выслушав и обсудив все предложения, учитель объясняет алгоритм решения этой задачи и предлагает потрудиться самостоятельно (Презентация 3, слайды 4,5). Задачи для формирования этих слайдов заимствованы у автора Е.А.Василенко. Проверка выполненных заданий проходит так же, как и на предыдущем уроке с обязательным обсуждением и подробным разбором самых сложных моментов.
На всех описанных уроках учащиеся, которые принимают участие в обсуждении, отвечают на вопросы учителя, которые верно выполняют предложенные задания, поощряются «жетонами» разного достоинства и по разработанным критериям получают оценки за урок или серию уроков.
И, конечно, при проведении уроков каждый учитель не должен забывать о физ.минутках, иначе, какие бы формы и методы мы не применяли при работе с детьми, они не будут достаточно эффективны, если мы не поможем детям на уроке, хотя бы частично, снять мышечное напряжения и напряжение глаз. Для этого существует много комплексов упражнений, которые учителя давно используют и знают. Последние 4 года, на ряду с обычными физ.минутками, я применяю электронные физ.минутки для глаз, использую предлагаемые в интернет-ресурсах с частичной переработкой и составляю свои (П Презентация 4).
Итогом работы по данной теме является выполнение домашней контрольной графической работы (Презентация 5). Задание на контрольную работу учащиеся получают в электронном виде на электронный носитель или используют сайт школы, раздел «Домашнее задание».