Развитие и воспитание детей помогает обеспечить целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых-педагогов, родителей - на детей в различных ситуациях их общения. Во многом это связано с тем, что духовно-нравственное воспитание предполагает формирование у ребенка ценностного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности человека.
Родители являются самыми значимыми для ребенка людьми, поэтому только в процессе взаимодействия педагогов с семьей, активного включения родителей в образовательный процесс детского сада можно обеспечить всестороннее развитие личности.
Важнейшей приоритетной задачей в нашей совместной деятельности - выстраивание партнерских взаимоотношений, обеспечение единства целей и подходов в воспитании и образовании детей.
Цель: сплочение родительской группы, помочь родителям увидеть в своем ребенке личность, просветить родителей в вопросах взаимодействия с детьми. Показать методы конструктивного, продуктивного взаимодействия.
Подготовка к семинару: по результатам проведенных диагностик была выявлена группа родителей, которым требуется помощь во взаимодействии с детьми, имеющими проблемы (тревожность, агрессивность, гиперактивность и др.)
1 часть
Разминка
Ведущий ( психолог) приветствует собравшихся: “Добрый вечер, дорогие родители! Нам очень приятно, что вы пришли к нам. Целью сегодняшнего семинара является помощь родителям во взаимодействии с детьми, имеющими какие-либо проблемы (тревожность, агрессивность и т.д)
Надеемся, что сегодняшний вечер поможет нам увидеть, какие разные у нас дети. Сегодня мы вместе с вами, в совместной работе, попытаемся найти такие способы взаимодействия с детьми, которые помогут избежать трудностей в общении до того, как они возникнут. А сейчас прошу занять места, как вам будет комфортно.
Для снятия эмоционального напряжения присутствующих разделяют на малые группы, так как в малых группах даже самые застенчивые могут разговориться. Варианты разбивки:
Поменяйтесь местами те, у кого ... ( какой-либо признак, например, одинаковое количество колец на руке, длина волос и т.д)
Найдите среди присутствующих того, у кого... .(день рождения ближе всех к вашему, дети – девочки и т.п)
Рассчитайтесь на первый-второй и объединитесь в группы по номерам
2 часть
Совместная работа в малых группах
Родителям раздаются бланки с надписями “ агрессивный”, “ тревожный”, “застенчивый”, “ гиперактивный”.
“А теперь, когда вы разделились на небольшие группы, я предлагаю вам бланки с напечатанными на них словами. Вам предстоит обсудить в своей группе, а затем написать в бланке, какими, на ваш взгляд, особенностями обладают эти дети.
Ведущий предлагает совместными усилиями группы написать основные характерные черты данных детей. Затем каждая группа озвучивает свои записи, сравнивает с другими группами. После этого следует совместное обсуждение.
3 часть
Выступление педагога-психолога. По результатам обсуждения вносятся коррективы, дается полная характеристика типов детей с точки зрения психологии.
Перерыв (чаепитие с угощением)
4 часть
“Методы взаимодействия с детьми”
Родителям предлагаются к рассмотрению проблемные ситуации, либо одну для всех групп, либо разные.
- “ Ваш ребенок долго не ложится спать, в постель – со слезами” - ваши действия?
- “Ребенок жалуется, что в группе его часто обижают” - ваши действия?
- “На вашего ребенка жалуются, что он дерется” - ваши действия?
- “Ваш сын часто плачет в детском саду” - ваши действия?
Педагог-психолог вместе с родителями обсуждает предложенные варианты действий, вместе вырабатывают продуктивные методы воздействия на ребенка и взаимодействия с ним.
5 часть
Заключение
Ведущий задает присутствующим вопросы
- “Что вы чувствовали, участвуя в сегодняшнем мероприятии?”
- “Чего вы ожидали перед началом семинара?”
- “Оправдались ли Ваши ожидания?”
Педагог-психолог предлагает родителям несколько вариантов “обратной связи” (непосредственно общение, плюсы - минусы; анонимно письменно и другие)
Ведущий благодарит присутствующих за плодотворную совместную работу. Выражает надежду на дальнейшее сотрудничество. Прощается.