Возрастная группа: 12–14 лет.
Цель: нарисовать жанр пейзажа в технике пуантилизма.
Задачи.
Образовательные.
- Сформировать представление о направлении во Французской живописи – пуантилизме.
- Познакомить с художественными техниками (направлениями) в живописи: “Пуантилизм”, повторяя тему “Импрессионизм”.
- Научить использовать технику рисования “Пуантилизм”.
Развивающие.
- Развить умение смешивать цвета.
- Развить логическое мышление, внимание, память, творческие способности.
Воспитывающие
- Формировать учебную деятельность через познавательный интерес, воспитание эстетических чувств к окружающей природе и бережного отношения к ней.
- Эмоционально откликаться на разнообразные направления в искусстве.
Оборудование:
для педагога – мультимедийная презентация, репродукции картин;
для учащихся – бумага, гуашь, кисти.
Метод проведения занятия: объяснительно-иллюстративные: рассказ, беседа, демонстрация слайдов.
Структура учебного занятия.
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей занятия.
II. Основная часть.
- Проверка полученных знаний, вводная беседа по теме занятия.
- Изучение нового материала.
- Самостоятельная работа.
III. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Ход занятия
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Основная часть
1. Проверка полученных знаний, вводная беседа по теме занятия.
Сегодня у нас занятие по живописи.
- Посмотрите, что вы можете сказать об этих картинах? (Слайд 2). Презентация
- Вам они знакомы? (Слайд 3)
- В каком направлении работали эти художники? (Слайд 4)
Сейчас, проведём тест – устно выбираем правильный ответ. (Слайды 5, 6)
- Мы повторили тему “Импрессионизм”. Наше занятие будет посвящено французской живописи 19 века. (Слайд 7)
2. Изучение нового материала
- А сейчас мы с вами поговорим о неоимпрессионистах. Приставка “нео” означает - новый. В этом направлении работали 2 художника: Сёра и Синьяк. (Слайд 8)
Ж. Сёра разработал оригинальную живописную технику письма. (Картина “Воскресный день на острове Гранд-Жатт”) (Слайд 9)
Художник создал живое, словно колеблющееся от движения теплого воздушного пространства, в котором обобщенные силуэты не кажутся плоскими, а резкая грань между пространственными зонами, созданная густой тенью на переднем плане, не позволяет изображению стать обыкновенным узором на плоскости.
Она вся выполнена с помощью отдельных мелких, почти точечных, мазков.
- Впоследствии эта манера получила название “пуантилизм” (от франц. – писать точками). (Слайд 10)
- Является одним из необычных направлений живописи, возникшим во Франции во II половины 19 века. Основоположники пуантилизма старались писать чистыми “радужными” цветами.
- Другое название – дивизионизм. (Слайд 11)
- А вы слышали слово “пуанты”. Кто знает, что это такое? Балетные туфли. Именно это слово связывает с направлением пуантилизма (пуанты – это точка). Пуанты балерин оставляют следы в виде точек. Пуанты – такое красивое слово, по – настоящему французское. Когда слышишь его, перед глазами возникает образ воздушной балерины. (Слайд 12)
- Давайте, мы вместе сформулируем цель и тему нашего занятия.
- Тема нашего занятия: “Пейзаж в техники пуантилизма”. (Слайд 13). Мы научимся применять на практике технику живописи – пуантилизм.
(Слайды 14, 15)
3. Самостоятельная работа
- А сейчас переходим к практической части. Перед вами ваши работы. Карандашом мы уже нарисовали пейзаж. Выполнили упражнения.
Ваша задача - выполнить работу на освоение нового метода живописи – пейзаж в технике пуантилизма.
III. Подведение итогов занятия
- Работы получились разнообразными, каждый выразил в пейзаже своё видение природы.
Я предлагаю вам на выбор закончить одно из двух или кто желает, может закончить два предложения. (Слайд 16)
- Мне удалось на уроке…
- Меня больше всего заинтересовало…
- Я оцениваю свою работу…
Я хочу поблагодарить вас за занятие.
Список использованной литературы.
- Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. Москва. Высшая школа. 2000.
- История искусства для детей. Жанровая картина. Москва. Росмэн. 2003.