Тип урока: урок комбинированный с использованием ИКТ (урок получения новых знаний, формирования и закрепления способов деятельности).
Цель: продолжить работу по формированию умения работать акварельными красками.
Задачи:
- расширить и уточнить знания детей о рябине;
- развивать умение передавать пропорции изображаемого и относительную величину его частей;
- закрепление умения правильно располагать изображение на листе бумаги;
- коррекция умения обследовать предметы по форме, величине, цвету;
- воспитание личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, внимательности.
Оборудование для обучающихся: карандаш, ластик, кисточки, непроливайка, акварельные краски, лист бумаги, пустая рамка.
Оборудование для учителя: слайдовая презентация по теме урока, ветка рябины, лист для педагогического рисунка, музыка – П.Чайковского “Времена года”, А. Вивальди “Времена года”, словарное слово – композиция.
План урока:
I. Подготовительная часть
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа, просмотр слайдов.
II. Основная часть.
1. Анализ натуры.
2. Определение последовательности выполнения рисунка.
3. Практическая работа обучающихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности.
III. Заключительная часть.
1. Выставка, анализ и оценка работ обучающихся.
2. Подведение итогов урока.
IV. Рефлексия.
Ход урока
I. Подготовительная часть
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа, просмотр слайдов.
Сегодня мы познакомимся поближе с удивительным, необычно красивым деревом и изобразим ветку этого дерева. Вот оно. (Показ слайда 2).
Знакомо ли вам его название? (Ответы детей). Это рябина.
- Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей?
- Что, по-вашему, красиво в этом дереве?
Вот как в своём стихотворении “Рябина” описала Светлана Шишкина (слайд 2).
Стройную рябину вижу во дворе,
Изумруд на ветках утром на заре.
Много ягод красных,
Спелых и прекрасных
Гроздями висят,
Их красив наряд.
Собери на нитку ягод – для души,
Из рябины бусы очень хороши!
А зимой рябинки огоньком горят,
Красны, как рубины, на ветвях блестят...
Веточки рябины золотом сияют,
Солнце их листвою весело играет.
Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а всё равно хороши.
А сейчас давайте полюбуемся картинами художников (слайды 4, 5, 6), в которых была воспета красота рябины. Каждая картина по-своему интересна и очаровательна.
II. Основная часть.
1. Анализ натуры.
Сегодня вы нарисуете с натуры ветку рябины. (Ветка рябины закреплена на доске).
Рассмотрите ветку внимательно.
- Из скольких частей она состоит?
- Ветка ровная или искривлённая?
- Как расположены листья?
- Что находится на конце ветки? (Кисть с рябинками). Кисть ягод состоит из разветвления веточек и ягод.
- Рассмотрим цвет. Какой он у ветки? (Коричневый). Какого цвета листья? (Желтые, оранжевые, с красным и зелеными переливами). А ягоды какого цвета? (Красные, ярко-оранжевые).
2. Определение последовательности выполнения рисунка.
Для того, чтобы рисунок получился красивым и удачным, необходимо правильно выполнить композицию изображения ветки рябины.
Композиция это построение изображения, с передачей его содержания, характера.
Ребята, ещё раз прочитайте это слово на доске, запомните, как его писать.
Что обозначает слово композиция?
Рассмотрим этапы вашей работы:
1 – правильно расположить лист бумаги (предмет “длинный” – лист горизонтально, предмет “высокий” – лист вертикально) (слайд 7);
2 – выбрать размер рисунка и разметить его на листе бумаги (выполнить композиция рисунка) (слайд 8);
3 – уточнить основные части предмета и мелкие деталями (ветка и её толщина, листья и прожилки на них, ягоды) (слайд 9);
4 – выполнить цветовое решение ягод (слайд 10);
5 – показать цвет веточек (слайд 11);
6 – передать цвет листьев (слайд 12).
И вот что у вас должно получиться в итоге (слайд 13).
Прежде чем вы приступите к практической работе предлагаю вам сделать физминутку.
Ветер дует нам в лицо. | Руками машем в лицо. |
Закачалось деревцо. | Руки поняты вверх. Выполняем
покачивающие движения вправо-влево. |
Ветер тише, тише, тише. | Приседание руки вперед. |
Деревцо всё выше, выше, выше. | Плавно поднимаясь, руки вверх, встать на носочки. |
3. Практическая работа обучающихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности.
Итак, напоминаю о поэтапном построении изображении ветки рябины на альбомном листе. Рисуем с натуры, поэтому чаще смотрим на ветку и сравниваем с тем, что нарисовали вы. Во время работы следим за осанкой и порядком на рабочем месте.
Для создания эмоционального настроя во время работы звучит музыка П.Чайковского “Времена года”, А. Вивальди “Времена года”.
Физминутка (после карандашного рисунка).
Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведём И к себе скорей прижмём. А потом быстрей, быстрей, Хлопай, хлопай веселей! |
Руки вверх. Руки вниз. Руки в стороны. Руки вниз, прижать к бедрам. Хлопки в ладоши. |
III. Заключительная часть.
1. Выставка, анализ и оценка работ обучающихся.
2. Подведение итогов урока.
Что вы сегодня рисовали? Какое слово было словарным? Что оно означает?
IV. Рефлексия.
Вы довольны своей работой? Какое у вас настроение сейчас? Чтобы вы хотели пожелать себе? Своим одноклассникам?