Цели.
Общеучебные:
- формирование у школьников представления о сложности экономики на основе изучения роли денег в обмен на различные товары и услуги;
- формирование понятия о деньгах, денежных единицах, заработной плате, сбережениях;
- познакомить с историей возникновения денег;
- развивать кругозор, словарный запас, логическое мышление, связную речь;
- воспитывать уважение к труду родителей, бережливость.
Личностные.
Смыслообразование: формирование познавательной учебной мотивации для чего изучение этой темы нужно ученику, определение собственных границ знания и незнания по теме.
Нравственно-этическая ориентация: на уважение к труду родителей.
Регулятивные:
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации по словарю;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при решении практической задачи;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение текста в учебнике.
Коммуникативные:
Формирование умения коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени, воспитывать терпимое отношение к мнению других, развивать умение слушать и слышать окружающих.
Оборудование: медиапроектор, словарь иностранных слов, словарь Ожегова, Даля, листы достижений, лупы, монеты 5 рублей и 1 копейка, монеты советского времени, учебник, различные картинки.
Межпредметные связи: русский язык, математика, история.
Ход урока
- Ребята! Мне сказали, что вы умные, добрые, дружные и надёжные. Позвольте мне присоединиться к вашей дружной команде.
- Сегодня мы совершим открытие на уроке. Давайте настроимся с вами на плодотворную исследовательскую деятельность.
- Вы любите играть? Я предлагаю вам поиграть, давайте встанем в круг. Каждому игрушка. Я предлагаю вам произвести обмен игрушками, по заданию:
Самолет - мышь, скорпиона - льва, солдата на машину, мотоцикл на медведя, пилу на молоток.
Выводы по игре: Какие возникают трудности в таком обмене?
На слайде.
1. Затрачивается много времени.
2. Сложность и неудобство поиска.
3. Обмен может сорваться.
Нам было трудно совершать обмен. А если бы у нас были деньги, то обмен прошел бы быстрее?
На слайде появляется слово деньги.
А что нам интересно узнать про них.
– что такое деньги?
– как появились деньги?
– какими были первые деньги?
Вопросы появляются на слайдах
ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ. Это и есть тема урока.
- Конечно, ребята. Сегодня мы с вами узнаем, что такое деньги? Какими они были раньше? И зачем они нам с вами.
На ваших столах возьмите лист синего цвета. Это ваш лист индивидуальных достижений на уроке:
Вопросы | Начало урока | Конец урока |
1. Что такое деньги? | ||
2. Как появились деньги? | ||
3. Какими были первые деньги? | ||
КЛЮЧ: “+” знаю хорошо “-“ знаю, но не уверен, что хорошо |
Сейчас заполним 2 столбик, прошу вас честно ответить на вопросы.
Таблица на слайде на доске
В конце урока мы вернемся к этому листу достижений и снова ответите на эти вопросы.
Стадия введения нового:
- А кто может уже сейчас сказать, что такое деньги, дать определение этому понятию.
- А мы где можем найти информацию по интересующему нас вопросу? (Книги, словари, взрослые, интернет) на доску прикрепляю значки , где можно найти информацию.
- Предлагаю вам сейчас найти определение понятия “деньги” в словаре иностранных слов.
1 группа - в словаре Даля
2 группа - в словаре Ожегова
Коля, пойдет со мной работать с электронным словарем. Обсуждение полученных результатов.
Что у вас получилось, зачитаем (представитель от группы читает).
На слайде определение слову ДЕНЬГИ.
Как в интернете найти?
- Ребята не всегда словарь находится рядом, а нужную информацию надо получить сейчас. Тогда мы можем обратиться к интернету. В нем вы найдете ответ на любой вопрос, который вас интересует. Сейчас я вам покажу, как это делать.
Мы выяснили с вами, что без денег довольно трудно совершить обмен. Главная цель денег приобретение товаров необходимых для жизни человека. Существует 2 вида обмена товарами.
Давайте посмотрим, что говорит об этом учебник с.68/69.
На слайде вопросы.
Найдите в учебнике определения двух видов обмена.
Еще при чтении вы можете найти для себя очень интересную необычную информацию, отметьте около нее! Идет индивидуальная работа. Ребята, кто выполнит задание, то дополнительно может ознакомиться с информацией на листе желтого цвета.
- Так ребята какие два вида обмена вы нашли в своих учебниках? (Бартер, купля-продажа)
На доску слово БАРТЕР и КУПЛЯ-ПРОДАЖА проговариваем, можно хором.
- А что еще интересного вы прочитали в учебнике, где отметили!
- О деньгах?
- Какие они были раньше? (Ракушки, шкурки, сушенная рыба)
Люди придумали деньги уже в глубокой древности. Пользоваться ими оказалось удобно. Но сначала деньги не имели того вида, который имеют сейчас.
- Когда люди были еще дикими, жили в пещерах и пользовались каменными топорами, между людьми начали налаживаться товарно-денежные отношения
- Сначала они носили форму обмена: мясо менялось на орудия труда, шкуры на украшения, бивни мамонта на клыки саблезубого тигра…
- Позднее возник эквивалент стоимости товара –
предмет, который имел ценность у всей общины
людей.
Эти предметы были очень красивые и достаточно
редкие, например ракушки моллюска каури.
- первыми деньгами были ракушки,
- меха,
- камни особой формы (чаще всего с дырочками),
- даже черепа животных.
Форма древних монет была разнообразной и порой очень замысловатой – от прямоугольных пластин в Древнем Риме и монет в форме плуга в Древнем Китае.
Русское слово “рубль” произошло от слова “рубить”, потому что в старину русские деньги выглядели как отрубленные по весу кусочки серебряной пластинки.
Презентация об истории денег.
Далее я предлагаю вам исследовать самые настоящие деньги.
Практическая работа (в парах).
Конверты. Откройте конверты.
Рассмотрите монету. (1,5 рублей)
К какой стране она принадлежит?
Как догадались?
Вам предстоит исследовательская работа, после которой вы сможете больше рассказать о монете, лежащей перед вами. Вам поможет план исследования на листе розового цвета. Следуйте по плану исследования, работаем в паре.
План исследования.
|
Подведем итог нашего исследования. Что же вы можете рассказать еще о монете?
- Какой номинал вашей монеты? (5 рублей)
- Как называется оборотная сторона монеты? (Реверс, где номинал)
- Лицевая сторона монеты? (Аверс, орел, герб)
- Что называется легендой монеты? (Надписи)
- Ребро монеты называется …. (Гурт)
Ребята ответим на вопрос где взять деньги? (Зарплата, сбережения)
1) Что такое деньги?
2) Что нужно делать, чтобы иметь деньги? (Трудиться)
3) Как вы думаете, будут ли в дальнейшем меняться наши деньги?
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЯ. Заполняем. Быстро просматриваю. Поднимите кто поставил плюсы.
Д/з: нарисовать свои деньги
Приготовить сообщение о деньгах других стран, по выбору.
Рефлексия.
У вас на парте лежит конверт белый возьмите в нем звезды разного цвета, поднимите вверх ту звезду, которая соответствует вашему настроению на уроке.
Красная – у меня получилось все отлично.
Зеленая - у меня получилось все хорошо.
Желтая - у меня получилось не все, но я старался.