Цель: осознание роли детства в развитии личности.
Оборудование: ученическая доска с темой занятия и эпиграфом, цветная бумага, мяч.
Эпиграф: “Душа ищет опоры в детстве. Наша задача не в том, чтобы избавиться от детского “Я”, а в том, чтобы сохранить его и понять”.
Психолог. Ребята, запомните своё состояние, настроение, которое у вас есть сейчас.
Упражнение №1. (Цель: снять напряжение, почувствовать себя в детском состоянии).
Психолог. Разбейтесь на пары, возьмитесь за руки, походите по кабинету, помашите руками, так как будто вы в детском саду на прогулке.
Поделитесь своими ощущениями.
Упражнение №2. “Помычим, погавкаем, помяукаем”.
(Цель: снять напряжение, почувствовать себя в детском состоянии, формировать доверительные отношения в группе).
Психолог. Встаньте в круг, рассчитайтесь на 1, 2, 3. Закройте глаза, первые номера начинайте мычать, вторые – гавкать, третьи – мяукать. Соберите всех “своих” по голосу.
Поделитесь своими ощущениями.
Упражнение №3.”Незаконченные предложения”. (Цель: осознание роли детства в жизни человека)
Психолог. Разбейтесь в группы по три человека, составьте 5 предложений, которые начинаются со слов: “Детство – это…
Записанные предложения зачитываются, обсуждаются.
Упражнение 4. “Яркие воспоминания детства” (Цель: осознание важности детских проблем)
Психолог. Напишите на светлом листе ключевые слова, связанные со светлыми детскими переживаниями, на темном – связанные с неприятными переживаниями.
Все листочки выкладываются в центр круга.
Участники группы обсуждают вопросы:
- Беззаботное ли было детство?
- С чем связаны детские радости и тревоги?
Упражнение №4. “Релаксация в детство” (Цель: психотерапевтическая поддержка)
Психолог. Закрой глаза. Представь, что ты маленький ребенок. Сколько тебе лет? В чём ты одет, где находишься, как себя чувствуешь? Представь, что к этому маленькому ребенку подходишь ты сегодняшний взрослый человек. Что чувствует маленький ребенок, что чувствует взрослый человек?
Участники делятся ощущениями.
Упражнение №5 .“Зачем нужно помнить детство?”
Психолог. Ребята, ответьте на вопрос: “Зачем нужно помнить детство?”
Участники занятие делятся своим мнением по данному вопросу.
Психолог: По одной из теорий в структуру личности входят три компонента: “взрослый”, “родитель”, “дитя”. Первый компонент – это все догмы, принципы, правила, установки, второй - это наш внутренний компьютер, который принимает решения, третий – это наши чувства. Когда мы слишком часто говорим себе: “Я должен!”, первый компонент становится значительно больше других. Происходит это увеличение за счёт третьего (детского) компонента. При этом нарушается структура личности. Поэтому наша задача не в том, чтобы избавиться от детского “Я”, а в том, чтобы сохранить его и понять.
Упражнение №6. Рефлексия занятия (кидаю мяч тому, чьё мнение хочу услышать).
Все желающие должны получить право высказаться, отреагировать свое состояние, свои новые ощущения, которые появились к концу занятия.