Форма проведения: комбинированная с использованием элементов тренинга, дискуссии, беседы.
Продолжительность занятия: 45 мин. (урок).
Возраст школьников: 9–10 лет.
Причина выбора темы: запрос учителей начальной школы.
Оборудование и материалы:
- столы стоят буквой “П”;
- магниты;
- плакаты;
- набор карточек с качествами людей;
- набор карточек с правилами самовоспитания;
- цветные мелки.
Набор материалов для каждого ученика:
- “светофорики” (красные и зеленые кружки);
- бумажные очки;
- бумажные ладошки;
- цветные карандаши.
Цели и задачи:
1) закрепление знаний школьников об основных человеческих качествах;
2) формирование принятия других на основе осознания общности между другими и собой;
3) развитие способности к самооценке и самонаблюдению;
4) ознакомление с правилами и приемами самовоспитания положительных качеств.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Приветствие:
Влево, вправо повернемся
И друг другу улыбнемся.
Дотронемся руками,
Пусть дружба остается с нами.
Релаксационное упражнение “Спаси птенца”:
Представьте, что на ваших ладошках беспомощный замерзший птенец. Согрейте его, спрячьте в своих ладонях, подышите на него. Приложите ладони к своей груди – поделитесь с птенцом теплом своего сердца, добротой своей души. Птенчик согрелся. Раскройте ладони. Улыбнитесь ему: “Лети, птенчик”.
В атмосфере добра продолжим занятие.
А цель наша: Подумать о себе, подумать о других и найти пути и правила, как развить в себе положительные качества. Ведь каждый хочет быть хорошим! Так?!
II. Основная часть.
Психолог читает стихотворение Л. Кузьмина
“Дом с колокольчиком”:
Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка
И сразу откроет дверь.Старушка приветливо скажет:
– Входи, не стесняйся, дружок. –
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок.И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.Но если, но если, но если…
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром…То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
Обсуждение стихотворения:
Как поняли стихотворение?
Какие пословицы можно применить к этому стихотворению? (“Как аукнется, так и откликнется”, “Что посеешь, то и пожнешь”)
Психолог начинает известные высказывания, дети – продолжают:
“Относись к людям так, … (как ты хочешь, чтобы они относились к тебе)”;
“Чаще ставь себя … (на место другого человека)”;
“Вежливость порождает и вызывает … (вежливость)”;
“Доброта порождает и вызывает … (доброту)”;
“Улыбка порождает и вызывает … (улыбку и дружбу)”.
Песня “От улыбки станет всем светлей…”.
Слова психолога: Известные выражения, произнесенные выше, примем за правила воспитания в себе положительных качеств?
Существуют и другие правила самовоспитания.
Упражнение “Волшебные очки”.
Ребята, я уверена, все знают сказку “Снежная королева”.
Кто ее написал?
Как зовут детей?
Что случилось с Каем? Кто его спас?
Хотите услышать продолжение этой сказки?
Когда Кай и Герда выросли, они изобрели волшебные очки, в которых можно было разглядеть все хорошее, что есть в человеке, даже если оно глубоко спрятано.
Я эти очки принесла к вам в класс. Примерим их! Посмотрите внимательно на одноклассников.
Кто хочет сказать, что он видит в волшебных очках?
Обсуждение упражнения “Волшебные очки”.
Что чувствовали те дети, которые говорили об одноклассниках, и что чувствовали те, о ком говорили? (Всем было приятно).
Вывод: почаще мысленно одевать волшебные очки и доставлять радость людям, замечая в них хорошее. Это тоже пусть станет нашим правилом.
Другие правила мы с вами найдем в ситуациях.
Ситуация первая о мальчике Саше, ученике третьего класса одной из школ города Москвы.
Саша видел, что его соседа по парте уважают одноклассники, с хорошей стороны отмечает учительница…
“Почему? – подумал Саша, – Я хочу, чтобы ко мне тоже так относились”.
“А ты понаблюдай за ним”, – посоветовала мама.
Мальчик подметил, что его одноклассник всегда аккуратен, внимателен на уроках, не выкрикивает ответы, вежлив с одноклассниками и взрослыми.
Что мы можем посоветовать Саше? (Брать пример с хорошего – это тоже правило).
Ситуация вторая о девочке Кате, ученице третьего класса, которая, выходя отвечать к доске, очень волнуется, переживает и поэтому многое путает в ответе.
Ей не хватает одного качества. Какого? (Уверенности)
Но учительница сказала, что можно себя тренировать при подготовке домашнего задания.
Дадим совет Кате.
И так, мы получили новое правило – тренировать положительные качества.
А теперь загадка:
В школе есть свои…
В театре есть свои…
В столовой есть свои…
Кто догадался, какими словами нужно закончить эти предложения? (Правила поведения).
Ребята вот мы и познакомились с правилами, как воспитать в себе положительные качества.
Упражнения на развитие способности к самооценке и самонаблюдению.
Упражнение “Мешки”.
На доске два нарисованных мешка: красный и зеленый. У каждого ребенка набор “светофорик” (красный, зеленый кружок).
Психолог показывает по очереди карточки с положительными и отрицательными качествами людей (трудолюбие, смелость, лень и т.д.).
Школьник показывает красный кружок, если этого качества в нем много или он хочет, чтобы было много. Если большинство детей показывает красный кружок – психолог кладет карточку с качеством в красный мешок.
Школьник показывает зеленый кружок, если этого качества в нем мало или он хочет, чтобы было мало. Если большинство детей показывает зеленый кружок – психолог кладет карточку с качеством в зеленый мешок.
Обсуждение упражнения “Мешки”.
Какие получились мешки?
Предполагаемые ответы:
- в одном мешке положительные качества, в другом – отрицательные;
- в нас больше положительных качеств;
- каждому положительному качеству соответствует отрицательное;
- чем больше места занимает положительное качество в человеке, тем меньше остается – отрицательному.
Красный мешок увеличивается, а зеленый сморщивается, уменьшается.
Остались только положительные качества.
Упражнение “Ладошки”.
В каждом человеке одно положительное качество хорошо развито, другое хуже.
Ребята, у вас на партах ладошки из бумаги и два карандаша (зеленый и красный). Подумайте и напишите красным карандашом на пальчиках бумажной ладошки те свои положительные качества, которые в вас развиты и вы хотите их сохранить; зеленым – напишите те качества, которые в вас мало развиты, но вы хотите их воспитать.
Звучит музыка. Дети работают.
Ладошки остаются у школьников как напоминание и ориентир в самовоспитании.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов:
- С чем мы познакомились сегодня?
- Что нового узнали?
- Какие приемы и правила развития в себе положительных качеств запомнили и будете использовать?
Дети повторяют правила и приемы развития в себе положительных качеств. Психолог вывешивает на доску заранее подготовленные плакаты с правилами:
“Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе”;
“Чаще ставь себя на место другого человека”;
“Вежливость вызывает вежливость”;
“Доброта вызывает доброту”;
“Улыбка вызывает улыбку”;
“Доставляя радость людям, замечай в них лучшие стороны”;
“Бери пример с хорошего”;
“Выполняй правила поведения”;
“Проявляй положительные качества”.
Мы смогли сегодня заглянуть в себя. Оценить себя. Значит, лучше будем понимать других.
Прощание:
Влево, вправо повернемся
И друг другу улыбнемся.
Дотронемся руками,
Пусть дружба остается с нами.
Всем спасибо! Занятие окончено!