Мнемотехнические приемы при изучении иностранного языка. Теория и практика

Разделы: Иностранные языки


Во все времена иностранный язык относился к числу предметов большого образовательного потенциала. В чем же заключается его образовательная функция? Она заключается, прежде всего, в том, что учащийся овладевает вторым языком, следовательно, новым средством для выражения мыслей. Изучение иностранного языка даёт учащемуся возможность овладевать новыми средствами восприятия и выражения мыслей о предметах, явлениях, их связях и отношениях.

В настоящее время такой предмет как иностранный язык изучается уже со 2-го класса. Из-за изобилия предметов, изучаемых в школе, усвоение знаний становится очень трудоемким процессом, требующим больших усилий от ребёнка. Детям младшего школьного возраста приходится особенно тяжело, они ещё не совсем понимают какова цель их обучения. До школы основной деятельностью ребёнка была игра, поэтому ему очень сложно влиться в размеренную школьную жизнь, где от него требуется быть серьёзным, усидчивым и старательным. Учащемуся сложно сконцентрироваться на запоминаемом материале, особенно во второй половине урока. В результате происходит поверхностное усвоение знаний.

К сожалению, традиционная система образования даёт развитие только механической памяти, что приводит к формальному усвоению знаний, т.е. к “зазубриванию” материала, заучиванию без понимания, поэтому очень важно и имеет смысл перестраивать методы обучения, чтобы развивать процессы памяти и мышления. Для этого и призвана мнемотехника. Мнемотехника-это комплекс приёмов, улучшающих процесс запоминания, в основном путём использования зрительных образов и ассоциаций. Эта методика опирается на использование естественных возможностей человека: воображения, внимания, мышления. Прежде чем перейти к разделу о влиянии мнемотехники на запоминание, рассмотрим понятие памяти.

Память-способность нервной системы воспринимать, хранить информацию и извлекать её для решения разнообразных задач и построения своего поведения. Она входит в структуру интеллекта. Память включена в общую способность к учению – обучаемость, как необходимое условие для накопления фонда знаний и интеллектуальных умений. Память – это психический процесс, обуславливающий удержание в сознании прошлого опыта в результате запоминания, сохранения и воспроизведения информации человеком. Каждый из процессов памяти несет на себе определенные функции. Если запоминание возникает в процессе восприятия объекта, изображения, содержания учебного материала, вида деятельности, то сохранение и воспроизведение осуществляется с помощью представлений и понятий. Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. Прежде всего, можно выделить такие виды памяти, как генетическая (наследственная), и прижизненная. Прижизненную память можно классифицировать по разным основаниям. По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям память можно разделить на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память — это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание. Произвольная память — запоминание со специальной установкой запомнить и требующее определенных волевых усилий. Именно над произвольной памятью мы и собираемся работать с помощью мнемотехники, благодаря которой процесс произвольного запоминания становится значительно легче.

По степени осмысленности память подразделяют на механическую и смысловую. Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания, что чаще всего и происходит в процессе обучения. При таком запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они и воспринимались и любое отклонение от этого порядка затрудняет воспроизведение информации и приводит учащегося в ступор. Потеряв мысль он уже не может вернуться к ней.

Смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями. Осмысленное запоминание более действенно, поскольку требует от человека меньше усилий и времени.

Изучение иностранного языка связано с работой слухового, зрительного, речедвигательного и моторного анализаторов. Оно оказывает большое влияние на развитие памяти, так как учащемуся нужно запоминать слова, словосочетания, клишированные выражения, схемы построения высказываний и их употребление в общении. Без определенного “вербального инвентаря”, хранящегося в памяти, пользование изучаемым языком представляется невозможным.

В школу дети приходят с определенным уровнем развития памяти. У некоторых из них память развита, а у некоторых недостаточно. Увеличение памяти наблюдается у детей в возрасте до 18 лет. Таким образом, именно в школе у детей формируется память, но любые попытки обеспечить развитие памяти разными способами без реального формирования и саморегуляции дают неустойчивый эффект. Решение проблемы памяти в младшем школьном возрасте возможно только при планомерном формировании всех компонентов учебной деятельности. Для этого учитель должен научить школьника таким способам заучивания, как смысловая группировка материала, выделение опорных пунктов, смысловое соотнесение того, что запоминается и т.д. Первоначально у ребенка преобладает образная память, значение которой уменьшается с возрастом.

В младшем школьном возрасте ведущим видом памяти является произвольная память. Но младший школьный возраст – это период бурных переживаний подростка, которые могут привести к рассеянности, забывчивости, непоследовательности и неумению рационально заучивать материал, что может вызвать проблему неуспеваемости, низкий уровень развития памяти. В связи с этим цель преподавателей школы заключается не только в осуществлении систематической постановки перед учащимися мнемических задач, но и в обучении мнемотехническим методам, облегчающим запоминание учебного материала. При этом данные методы могут быть использованы не только на конкретном предмете, но и во всей учебной деятельности детей.

Разные дети неодинаково запоминают информацию разной модальности: одни лучше фиксируют информацию зрительную, другие – словесную и т.д., поэтому можно говорить о преобладании у данного человека зрительной, слуховой, моторной и других видов памяти. Кроме того, в связи с функциональной асимметрией мозга можно выделить вербальную форму памяти и образную, поэтому в младших классах, например, большее значение имеет иллюстративная и эмоциональная подача информации, а в старших – логическая.

В качестве мнемонических могут использоваться достаточно формальные мнемотехнические системы, не имеющие логической связи с новой информацией, но наиболее эффективны такие мнемотехнические приемы, которые позволяют увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических связей.

Существует огромное количество мнемотечнических систем, используемых для быстрого и продуктивного запоминания.

1. Структуирование информации. Способность и прочность запоминания нового материала зависит от того, насколько мы умеем быстро и качественно подготовить их для хранения в долговременной памяти. Приемы структуирования информации включают в себя:

а) Смысловое расчленение.
б) Выделение смысловых опорных пунктов.
в) Использование наглядных образов.
г) Соотнесение с уже известными знаниями.

а) Смысловое расчленение. Запомнить большой по объему материал очень трудно, т.к. объем кратковременной памяти очень маленький. Обычно любой учебный материал несет несколько главных мыслей и микротем. Поэтому при запоминании необходимо выделить основные микротемы и согласно им, расчленить материал на части. Далее усваивать материал по частям. Такое расчленение удобно проводить с помощью составления “планов для себя” или блок-схем, в которых отражаются основные мысли и связи между ними. Структуирование материала облегчается при опоре на внешние признаки: заголовки, подчеркнутые или выделенные ключевые предложения, начало новых мыслей с красной строки. Этот метод легко запомнить по-английски как “5W и H” (Who, What, Where, Why, When and How)

б) Выделение смысловых опорных пунктов. Смысловые опорные пункты представляют собой пункты (элементы) составляемых “планов для себя” или блок-схем. В качестве смысловых опорных пунктов могут выступать:

  • заголовки текста;
  • краткие тезисы;
  • самостоятельно придуманные названия разделов;
  • вопросы;
  • схематические рисунки;
  • примеры;
  • цифровые данные;
  • незнакомые термины (слова).

Число смысловых опорных пунктов не должно превышать объема кратковременной памяти – 7 ± 2 единицы. Лучше если их будет 5–7.

в) Использование наглядных образов. Продуктивность запоминания можно резко увеличить, если отразить смысл учебного материала и выделенные в нем смысловые опорные пункты с помощью зрительных образов в виде рисунков, схем и т.д. Такие образы характеризуются исключительно большой плотностью информации. Каждый из нас способен разработать собственные опорные сигналы, выражающие “личное видение” учебного материала. Причем собственная наглядность иногда более благотворна для запоминания, чем рисунки и схемы, предлагаемые учебником или учителем.

г) Соотнесение с уже известными знаниями. Важным условием большой эффективности запоминания является соотношение запоминаемых сведений с данными, которые уже находятся в памяти. Английское слово “goal” –“цель” само запоминается после его сравнения с русским словом – “гол”. Таким образом, происходит включение новых данных в информационные структуры долговременной памяти. Ведь объяснить – выразить неизвестное через известное. То, что необходимо прочно запомнить, следует рассматривать с разных сторон, привлекая для интерпретации новые сведения, максимальное количество уже имеющиеся в памяти понятий и образов.

2. Рациональное повторение. В отношении повторения многие делают следующие типичные ошибки:

  • пренебрегают повторением;
  • при изучении нового материала, люди подменяют повторение его повторным восприятием;
  • ошибка связана с временным режимом повторения.

Если важно эффективно удержать информацию на несколько дней, скажем для сдачи экзамена, то повторять необходимо через 15–20 мин. после изучения материала, через 8–9 часов, на второй день, на 40-й день, на 7-й день.

3. Использование семантических вставок. Когда информация плохо логически организована, большинство людей прибегают к механическому заучиванию. Это и долго и утомительно. Чтобы облегчить ввод в память мало связанных сведений и их последующее воспроизведение, используется построение словесных мостов. Создание слов и целых предложений из начальных букв запоминаемого материала является хорошим средством вспоминания отсутствующих связей в его структуре. Об эффективности семантических связок свидетельствует факт, что мы все отлично помним расположение цветов в спектре солнечного света с помощью выражения: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.

4. Целенаправленное воображение. Запечатление информации в ярких и живых зрительных картинах – еще одно направление повышения прочности памяти. Здесь идет речь об образах максимально приближенных к естественному восприятию. Воображение – творческий психологический процесс, продукты которого могут выходить далеко за пределы реальности. Именно эта черта и обеспечивает его большую запоминаемую силу. Воображение можно тренировать.

Все мнемотехнические системы опираются на использование зрительных образов и ассоциаций. Каждая из описанных выше систем имеет свои отдельные методы.

  • Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив квартиру, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем "обходе.
  • Метод тренировки зрительной памяти - метод Айвазовского. Посмотреть на предмет или на пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закрыть глаза и представить мысленно этот предмет в деталях, задать себе вопросы по подробностям этого образа, потом открыть глаза на 1 секунду, дополнить образ, закрыть глаза и постараться добиться максимально яркого изображения предмета и так повторить несколько раз.
  • Метод группировки. Номер телефона или банковского счета легче запомнить, если сгруппировать отдельные цифры такого номера в более крупные блоки. То же относится, например, к списку необходимых покупок (для запоминания их легче разделить на овощи, фрукты, мясные продукты, хлебобулочные изделия и т.д., или же на продукты, необходимые для завтрака, обеда, ужина).
  • Методы рифм и ритма. Этот пример хорошо знаком детям, заучивающим цифры. Он лежит в основе считалок, например: “Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять...” и т.д. Рифма служит в данном случае опорой для группировок, осуществляемых благодаря ритму.
  • Метод акронимов (информацию о том, что такое акронимы можно снова получить в Словаре иностранных слов). Метод акронимов – это очень распространенный прием, состоящий в том, чтобы составлять аббревиатуры из первых (или нескольких первых) букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет. Используется в названиях многих организаций, институтов и т.п.: НАТО, СНГ и т.д. К акронимам относятся слова радар, лазер и т.п. Подобный прием используют, когда по первым буквам слов, которые необходимо выучить, составляют легко запоминающуюся фразу.
  • Цепной метод. При использовании этого метода необходимо элементы какого-то списка ассоциировать друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары ее звеньев. Например, вам надо запомнить список продуктов в продовольственном магазине – кофе, масло, ветчина, яйца, хлеб, цыпленок, капуста. Исходя из первого образа, который придет вам в голову, составьте мысленную сюрреалистическую картину: цыпленок клюет кофейные зерна, яйцо лежит в капусте, а листки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины.
  • Метод мест. При подготовке своих речей древнегреческие и римские ораторы использовали специальные мнемотехнические приемы. Они вспоминали все объекты, расположенные на дороге, по которой они ежедневно ходили в городе (“места”). Затем к каждому из этих мест они “привязывали” тезис или аргумент речи. Произнося речь, они мысленно проходили по этой дороге и “забирали” в каждом месте соответствующий элемент.

Названные приемы позволяют значительно увеличить объем запоминаемого материала. Но как конкретно применять их на практике? Существуют различные приемы по запоминанию слов английского языка. Суть методов заключается в том, что запоминаемый материал определенным образом структурируется.

Автором данной статьи был разработан сборник упражнений с элементами мнемотехники, способствующий более продуктивному запоминанию иностранных слов и выражений на уроках английского языка. Упражнения, сожержащиеся в данном сборнике, были опробированы на учащихся 5 класса. Результаты апробации показали положительную динамику в увеличении объема памяти учащихся и улучшении запоминания иностранной лексики. Таким образом, можно сделать вывод, что мнемотехнические приемы являются эффективными при изучении английского языка.

Сборник упражнений представлен в Приложении 1.