Важнейшим компонентом современных информационных технологий, используемых в образовании, стали электронные интерактивные доски. Многие учителя задаются вопросом: как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания? Известно, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает", т.е. сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, не только предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию учеников к изучению предмета. Таким образом, использование интерактивной доски приводит к расширению возможностей урока.
Анализ собственного опыта работы позволяет сформулировать ряд преимуществ использования интерактивной доски на уроках истории:
- Возможности работы с исторической картой расширяются, так как можно не просто показывать какие-либо объекты, но и использовать анимацию, цветные маркеры, чтобы проследить направления военных походов, показать места важнейших битв, отметить столицы государств, территориальные изменения и т.д.
- Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране, выделять ключевые области, добавлять цвета. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать.
- Возможность перемещения объектов на доске, их группировка по определенным признакам, позволяет работать со схемами, таблицами, диаграммами и т.п., экономя время.
- Задание на подбор подписей к иллюстрациям, портретам, на составление связного рассказа из отдельных предложений, работа с исторической терминологией, датами событий и т.д., позволяет визуально “просмотреть” и лучше запомнить то, что ученики, обычно запоминают с трудом: даты, исторические термины, персоналии.
- Возможность вынести ключи решения проблемных заданий на доску. Их можно временно спрятать за каким-либо объектом на рабочем слайде или поместить на следующий слайд, либо использовать функцию “шторка”, которая на время закроет экран.
- Можно использовать электронные макеты формата 3D, чтобы знакомить учащихся с особенностями, например, архитектуры или скульптуры определенной исторической эпохи, предлагая ученикам стать, например “архитекторами” или “скульпторами”.
- Широкие возможность более полного раскрытия творческого потенциала ученика и учителя, так как работа с заданиями на доске дает простор фантазии и воображению.
- Работа с интерактивной доской позволяет учителю активизировать деятельность учащихся на уроке, объяснить новый материал, проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию.
- Стимулирование более активной деятельности учащихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске или видимой всему классу работе у компьютера, что позволяет сосредоточить внимание учащихся на материале урока.
- Развитие положительной мотивации к изучению истории за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.
При работе с интерактивной доской необходимо учитывать возможные трудности:
- Наличие нескольких разных типов интерактивных досок, программы которых несовместимы.
- Наличие чисто технических проблем, связанных с работой доски на уроке.
- Конструктивные недостатки маркеров: изображение отстает от движений даже после калибровки, писать ими бывает трудно и неудобно.
- Затраты времени на подготовку урока значительны (от 2 до 4 часов), если работать самостоятельно, а не брать готовые уроки из интернета, где не всегда можно найти то, что нужно.
- Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
Исходя из собственного опыта, считаю, что работа с интерактивной доской на уроке, дает мне возможность проявлять свои профессиональные и творческие способности, так как дидактические материалы для урока я разрабатываю самостоятельно; создавать атмосферу сотрудничества и успешности для моих учеников, повышать их мотивацию и самооценку, желание творить и радоваться новым открытиям в познании истории.
Приложение. Урок истории для 5 класса по теме “Жизнь первобытных людей”.