Интерактивная доска на уроках истории

Разделы: Общепедагогические технологии


Важнейшим компонентом современных информационных технологий, используемых в образовании, стали электронные интерактивные доски. Многие учителя задаются вопросом: как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания? Известно, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает", т.е. сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, не только предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию учеников к изучению предмета. Таким образом, использование интерактивной доски приводит к расширению возможностей урока.

Анализ собственного опыта работы позволяет сформулировать ряд преимуществ использования интерактивной доски на уроках истории:

  1. Возможности работы с исторической картой расширяются, так как можно не просто показывать какие-либо объекты, но и использовать анимацию, цветные маркеры, чтобы проследить направления военных походов, показать места важнейших битв, отметить столицы государств, территориальные изменения и т.д.
  2. Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране, выделять ключевые области, добавлять цвета. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать.
  3. Возможность перемещения объектов на доске, их группировка по определенным признакам, позволяет работать со схемами, таблицами, диаграммами и т.п., экономя время.
  4. Задание на подбор подписей к иллюстрациям, портретам, на составление связного рассказа из отдельных предложений, работа с исторической терминологией, датами событий и т.д., позволяет визуально “просмотреть” и лучше запомнить то, что ученики, обычно запоминают с трудом: даты, исторические термины, персоналии.
  5. Возможность  вынести ключи решения проблемных заданий на доску. Их можно временно спрятать за каким-либо объектом на рабочем слайде или поместить на следующий слайд, либо использовать функцию “шторка”, которая на время закроет экран.
  6. Можно использовать электронные макеты формата 3D, чтобы знакомить учащихся с особенностями, например, архитектуры или скульптуры определенной исторической эпохи, предлагая ученикам стать, например “архитекторами” или “скульпторами”.
  7. Широкие возможность более полного раскрытия творческого потенциала ученика и учителя, так как работа с заданиями на доске дает простор фантазии и воображению.
  8. Работа с интерактивной доской позволяет учителю активизировать деятельность учащихся на уроке, объяснить новый материал, проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию.
  9. Стимулирование более активной деятельности учащихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске или видимой всему классу работе у компьютера, что позволяет сосредоточить внимание учащихся на материале урока.
  10. Развитие положительной мотивации к изучению истории за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.

При работе с интерактивной доской необходимо учитывать возможные трудности:

  • Наличие нескольких разных типов интерактивных досок, программы которых несовместимы.
  • Наличие чисто технических проблем, связанных с работой доски на уроке.
  • Конструктивные недостатки  маркеров: изображение отстает от движений даже после калибровки, писать ими бывает трудно и неудобно.
  • Затраты времени на подготовку урока значительны (от 2 до 4 часов), если работать самостоятельно, а не брать готовые уроки из интернета, где не всегда можно найти то, что нужно.
  • Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Исходя из собственного опыта, считаю, что работа с интерактивной доской на уроке, дает мне возможность проявлять свои профессиональные и творческие способности, так как дидактические материалы для урока я разрабатываю самостоятельно; создавать атмосферу сотрудничества и успешности для моих учеников, повышать их мотивацию и самооценку, желание творить и радоваться новым открытиям в познании истории.

Приложение. Урок истории для 5 класса по теме “Жизнь первобытных людей”.