Методическая разработка внеклассного мероприятия “В погоню за синей птицей”, создана для учителей биологии, экологи и педагогов дополнительного образования. В работе приводится полностью разработанное мероприятие с приложениями и другими необходимыми материалами.
Материалы методической разработки рассчитаны на учащихся 6-7 классов. Данное внеклассное мероприятие можно проводить как самостоятельное, вне урочное мероприятие, так и применять на уроках зоологии (7 класс, темы: “Многообразие птиц”, “Сезонные явления в жизни птиц”). Ценность разработки заключается в том, что её можно применять как целиком, так и фрагментами (не забывая учитывать аспекты игрового метода)
В основу разработанного внеклассного мероприятия положены активные методы обучения. Игровое обучение, как один из методов активного обучения взят за основу разработки. нужно отметить, что “игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности” [9]. Замечено, что “к важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны”. [10]
Материал внеклассного мероприятия подобран с учетом возрастных и психологических особенностей детей. И в целом носит не только “оценивающий” характер, но и обучающий и развивающий.
Цель данной методической разработки – показать возможность использования игрового метода обучения для организации и проведения внеклассного мероприятия по биологии.
Характеристика методической разработки
Тема для разработки выбрана не случайно. Ежегодно 1 апреля в нашей стране отмечается международный “День Птиц”. В каждой школе так же проходят различные мероприятия, посвященные этому празднику. Но часто они организованы традиционно – это изготовление и развешивание гнездовий, викторины, выпуск газет и доклады учащихся. Этот день можно организовать так, чтобы стало интересно и ребятам и взрослым. Одним из вариантов является данная разработка. Проводить внеклассное мероприятие целесообразно с учащимися 5-7 классов. Обязательное условие – это использование мультимедиа технологии (совокупность аппаратных и программных средств), которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств. Форма работы – групповая. Можно сформировать группы внутри одного класса, а можно и среди разных классов. Материал подобран с учетом разного уровня подготовки детей, но совсем не обязательно предлагать для школьников младше возрастом более легкие задания. Начинается методическая разработка с мотивации ребят, установки на деятельность. Для этого рассказывается “легенда”, учитель нацеливает ребят на выполнение учебного задания, при этом школьники должны ощутить себя творцами, нужно сделать так, чтобы ученикам захотелось преодолеть трудности, то есть другими словами формируется мотив достижения результатов. С первых минут у детей формируется ситуация успеха: актуализируются для предстоящей деятельности положительные эмоции, нейтрализуются отрицательные. При этом роль учителя меняется, он не является больше “транслятором” знаний, ученики, размышляя, обсуждая, используя знания и накопленных жизненный опыт, становятся полноценными участниками процесса обучения. Ученик не зажат, он может ошибаться, у него появляется возможность проявить свои творческие способности.
Главная цель внеклассного мероприятия: познакомить учащихся с многообразием птиц России, особенностями их поведения и значением в природе.
Задачами внеклассного мероприятия являются:
- Систематизировать и обобщить знания учащихся по данной теме.
- Развивать эмоциональную сферу учеников, самостоятельность, уверенность в своих силах.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
- распознавать птиц в природе. А так же, на рисунках и фотографиях, по описанию и по голосу;
- описывать особенности строения и образа жизни птиц в связи с жизнью в определенных экосистемах;
- устанавливать связь между образом жизни птиц и сезонным поведением;
- использовать информационные ресурсы, для подготовки к мероприятию.
На проведение этого мероприятия отводится 90 минут.
Тема внеклассного мероприятия по биологии: “В погоню за синей птицей”.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний в нетрадиционной форме.
Вид занятия: дидактическая игра.
Методическая цель: обобщение единичных знаний о птицах нашей Родины в систему, через использование игрового метода обучения.
Образовательные цели:
- Уметь применять накопленные знания о птицах.
- Обобщить имеющийся материал по данной теме.
- Уметь выделять главные, отличительные признаки птиц, по которым можно опознать их в природе и по описанию.
Развивающие цели:
- Способствовать развитию логического мышления.
- Развивать память.
- Развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод.
- Развивать умение выделить главные признаки в описании птиц.
- Развивать умение составлять факты и события.
- Развивать наблюдательность.
- Развивать творческие способности учащихся..
Воспитательные цели:
- Формировать умение “работать одной командой”.
- Воспитывать в учащихся бережное отношение к природе и гуманизм.
- Воспитывать умение управлять своими эмоциями.
Материально-техническое обеспечение внеклассного мероприятия:
1. Экран или интерактивная доска.
2. Компьютер.
3. Проектор.
4. Презентация “Внимание, розыск!”.
5. Запись голосов птиц.
6. Бумага, ручки, секундомер, бланки для жюри.
Метапредметные и предметные результаты:
- метапредметные результаты:
- умение работать с различными источниками биологической информации, находить, анализировать и оценивать информацию;
- умение осознано использовать речевые средства для дискуссии, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ технологий.
- предметные результаты:
- усвоение системы знаний по данной теме (внешнее описание птиц, их особенности, многообразие птиц нашей Родины, сезонные изменения в жизни птиц);
- формирование основ экологической грамотности (осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных мест обитания птиц).
Сценарий внеклассного мероприятия “В погоню за синей птицей”
Мероприятие организовано по типу передачи “Погоня”. Т.е. ребята разбиваются на 2 команды и пытаются на первом этапе набрать наибольшее количество баллов. А на втором этапе они стартуют с определенной отметки – равной количеству баллов, и побеждающая команда пытается первой добраться до финиша, а проигрывающая пытается ее догнать. Продолжительность мероприятия 90 минут.
“Легенда”
Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправляемся в увлекательную погоню за синей птицей. Эта птица приносит удачу каждому, кто сможет её поймать. Перед началом погони, давайте подумаем, для чего вам может потребоваться удача? Может быть, загадаем желание или напишем просьбу. Итак, отправляемся искать синюю птицу! Кто знает как она выглядит? Вы скажите, что она не существует? Это выдумки, миф… А вот и нет! Синяя птица существует в природе (слайд 1 презентации “Внимание розыск!”) посмотрите как она выглядит и послушайте её описание. “Синяя птица является самым крупным представителем семейства Дроздовых. Длина тела составляет примерно 33 см, вес — примерно 179 г. Оперение сине-чёрного цвета, клюв чёрный или жёлтый. Область распространения вида охватывает территорию от центральной Азии до индонезийских островов в Юго-Восточной Азии. Там синяя птица живёт в горных лесах вплоть до границы леса на высоте примерно от 2400 до 3000 м над уровнем моря. Во время сезонных миграций данный вид можно встретить также в тропических и мангровых лесах”. [13]
Ведущий:
Итак, мы отправляемся в погоню за этой птицей. Но догнать ее может не каждый, а только тот, кто много знает о птицах обитающих рядом с нами, тот, кто внимателен и любознателен, с уважением относится к нашей природе и умеет быстро дать правильный ответ – тот сможет поймать синюю птицу за хвост. Вы оправляетесь на поиски двумя отрядами. Сейчас очень быстро надо придумать “птичье” название отрядам и выбрать командира. Пока звучит музыка, выполняйте это задание. За творчески выполненное задание отряд получает от 1 до 2 баллов. За продвижением отрядов будут наблюдать эксперты (приглашается учитель биологии, зам.директора по воспитательной работе, ученик 11 класса) - оценивается название – выполнение 3 мин. (Звучит песня “Синяя птица” - Машина времени).
Ведущий: Мы готовы отправиться в погоню, но любая экспедиция сначала готовится к походу, изучает различные материалы, оценивает уровень подготовленности членов команд. Это необходимо для того, чтобы с честью пройти все испытания на пути и правильно определить птиц, которые нам повстречаются. Происходить определение уровня готовности будет в несколько этапов:
Этап первый: “Внимание. Розыск” - 2 задания – 20 мин.
1 задание - определить птиц по описанию, голосу и фотографии.
Если вам удается определить птицу по описанию, то отряд получает 3 балла, если при этом требуется прослушать голос птицы – 2 балла, если смогли узнать только по фотографии – 1 балл. Если узнать не получилось, попытку могут сделать ваши соперники. Всего 19 птиц. (Приложение № 1) (рекомендация для ведущего - можно использовать все задания. А можно только часть, как пойдет.)
(Включатся презентация “Внимание, розыск!” и папка с записями голосов птиц. Ведущий по очереди зачитывает описание птицы, затем дает прослушать голос птицы и в конце показывает фотографию. Иногда может случиться и “счастливый случай, когда при озвучивании голоса птицы звучит и ее название, баллы отряду зачитываются.)
2 задание
А что мы знаем про птиц? Вам необходимо заполнить таблицу про известных, живущих рядом птиц. Если вы считает, что утверждение подходит для данной птицы. То поставьте плюс в этой графе. Плюсов может быть несколько.(Приложение № 2)
Особенности | Сова | Гусь | Грач | Воробей |
Ведут скрытый образ жизни, вдали от людей | + | |||
Встречаются в городах и сёлах | + | + | ||
Ест мышей, мелких птиц | + | |||
Питается семенами и плодами растений | + | + | ||
Питается водными растениями | + | |||
Не строит гнёзд | + | |||
Перья не мокнут в воде | + | |||
Слух развит лучше, чем зрение | + | |||
Прилетают зимовать на юг из более северных стран | + | |||
Живут стайками | + | |||
Живут по одиночке | + | |||
Никогда не улетают зимовать в другие страны | + | + |
На выполнение задания 5 мин.
- За каждый правильный ответ отряд получает 1 балл – максимально 15 баллов.
Ведущий: Вы успешно справились с первым подготовительным этапом. Теперь переходим ко второму подготовительному этапу. Он называется “Шаг вперед и два назад..”. Я буду задавать вам вопросы. А вы старайтесь быстро дать ответ, если ваш ответ будет не правильный или вы не знаете правильного ответа, то попробуют ответить ваши соперники. Вопросы делятся на 3 уровня сложные – за них можно получить 3 балла, среднего уровня – 2 балла и простые – 1 балл. Всего команда может ответить на 12 вопросов. Приступим, выбирайте сложность вопроса. Да забыла сказать, если вы ошибаетесь, то у вас снимается 1 балл, если не отвечаете, то ничего не снимается.
Вопросы на 3 балла
- Почему дятла называют “помощником” других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи)
- Как называется самец вороны? (Ворона, а ворон — это совсем другая птица, хотя они и родственники)
- Почему весну “открывают” грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно, и ласточки прилетают позже других птиц)
- Какие птицы годами живут в открытом море, даже спят на волнах, качаясь, как поплавок? (Альбатросы, фрегаты, фаэтоны)
- Почему ученые оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка — единственная птица, которая поедает мохнатых (ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами) гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам)
- Какая основная причина перелета птиц в теплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелета. Голодная птица замерзает, сытая — никогда)
- Каких птиц еще Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния? (Голубей. Голубиная почта существует и в наше время)
- Кто отдыхает сидя на проводах? Если она летает низко к земле — быть дождю. (Ласточка, стриж)
Вопросы на 2 балла
- Какая птица самая быстрая? (Стриж)
- Какая птица летает выше всех? (Орел)
- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла до 15 см)
- Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)
- Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинакова)
- Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)
- Какая птица имеет самый длинный хвост? (Сорока)
- Где синицы вьют свои гнезда? (В дуплах деревьях)
- Какую пользу приносят синицы? (Поедают жуков, личинок)
- Как гуси защищают своих детей от непогоды? (Прячут под своими крыльями)
- Назовите любимое лакомство аистов? (Лягушки)
Вопросы на 1 балл. Продолжи предложение….
- Взгляд хищный, как у… (ястреба).
- Взгляд зоркий, как у… (сокола).
- Нос с горбинкой, или… (орлиный).
- Нос приплюснутый, или… (утиный).
- Шея красивая, или… (лебединая).
- Выступать величаво, как “пава”, или… (павлин).
- Плыть (идти плавно)… (лебёдушкой).
- Болтать или трещать, как… (сорока).
- Щебетать, весело переговариваться, как… (воробей, птичка).
- Ворковать, как… (голубь).
- Накаркать (накликать беду), как… (ворона).
- Долбить (говорить одно и то же), как… (дятел).
На данный этап отводится 15-20 мин.
- Эксперты подсчитывают баллы, а мы переходим к третьему подготовительному этапу.
3 этап “Молодой весны гонцы”
Ведущий: Отличная работа, ребята. Осталось совсем чуть- чуть и можно отправляться в путь. На этом этапе мы поговорим о поведении птиц и их жизненном распорядке. Этап называется “Молодой весны гонцы” Задание первое: вам необходимо представить от каждого отряда по 1 человеку – он будет изображать птицу, а его команда отгадывать название этой птицы. Всего каждая команда должна угадать по 3 птицы. Одну птицу изображает 1 человек. Звуки произносить нельзя! За правильно угаданную птицу – 1 балл. Начали! (Время выполнения задания - 10 мин.)
Птицы для изображения –
- Цапля.
- Дятел.
- Филин.
- Трясогузка.
- Пингвин.
- Голубь.
Ведущий: Задание 2: Разные птицы прилетают в различные сроки, за 4 минуты в таблицу впишите птиц по срокам прилета, если ответите правильно, то получаете за каждый ответ 1 балл. (Приложение № 3)
Название птицы | Срок прилета в центральный регион | Что происходит в природе? |
грач | Февраль - март | Лежит снег |
жаворонок | Начало марта | Лежит снег, дороги почти без снега |
зяблик | Конец марта | Появляются проталины |
скворец | Начало апреля | Много проталин |
дрозд | 10-е числа апреля | Начинают набухать и вскрываться реки |
утки, гуси, чайки | Середина апреля | Вскрываются реки |
кукушка | Конец апреля | Снега почти нет, кое-где в лесу |
ласточки | Конец апреля | Снега почти нет, кое-где в лесу |
соловей | Начало мая | Распускаются почки на деревьях |
стрижи | Середина мая | Зелень . начало цветения. |
Время выполнения задания - 5-6 мин.
Ведущий: попросим экспертов оценить это задание. И подвести итоги, определить уровень вашей подготовленности.
А нам пора отправляться в погоню. Я убедилась, что вы эрудированные ребята, способные справиться с любой задачей. Что бы поймать синюю птицу вы будите отвечать на вопросы викторины. Но отвечать по одному, подняли руку, значит, знаете ответ. Если ответ будет правильным, отряд продолжает отвечать, если ответ не верный, время останавливается, пытаются ответить ваши соперники. Всего у каждого отряда на ответ 4 минуты. Вы набрали за подготовительный этап определенное количество баллов, все последующие баллы прибавляются к ним. Поймает синюю птицу тот отряд который в сумме наберет наибольшее количество баллов. (Всего на выполнение задания – 10 мин.)
Погоня!
Вопросы 1 отряду.
- Эта птица поедает за дето до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков. (Кукушка)
- Скорость этой птицы 160 км/ч. (Чайка)
- Эта птица может вертеть головой почти на 270 °, но не способна перемещать взгляд. (Сова)
- Эти птицы способны выдерживать морозы до -110°. (Утки, гуси)
- Эта птица. Следуя за плугом. Может съесть до 400 вредных червей в сутки (Грач)
- Птичий домик. (Гнездо)
- Массовое поселение птиц. (Рынок)
- Свисток для подманивания птиц и зверей. (Манок)
- Отверстие в скворечнике и домике волнистых попугайчиков. (Лоток)
- Руки птицы. (Крылья)
- Ноги утки. (Лапы)
- Лесной доктор. (Дятел)
- Могучий, как… (Орёл)
- Вольный, как… (Птица)
- Мудрый, как… (Ворон)
- Вороватый, как… (Сорока)
- Какие птицы выводят птенцов дважды в лето? (Синицы, голуби)
- Гнездо какой птицы похоже на плавучий остров? (Чомги)
- Где строит свое гнездо пеночка? (В траве, ее гнездо похоже на шалаш)
- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
- Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб)
- Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан)
- Клюв какой птицы похож на сетку? (Козодоя)
Вопросы 2 отряду
- Семья этих птиц уничтожает за лето около миллиона вредных насекомых (Ласточки)
- Она способна съесть 10 полевок за день, а в год 1200 грызунов. (Сова сивуха)
- В 1995 году пара птиц нанесли значительный ущерб НАСН. Пробив множество дырок в топливном баке шатла Дискавери. Кто это? (Дятел)
- Скорость птицы может достигать 300 км/ч назовите хотя бы одного. (Стриж. Сапсан, голубь)
- Эта птица кормит своих птенцов до тысячи раз в период вскармливания. (Синица)
- Пернатые вестники весны. (Грачи)
- Дитя любых пернатых. (Птенец)
- Рот и нос птицы. (Клюв)
- Кудахчущая наседка. (Курица, или клуша)
- Птица, парящая над океаном. (Альбатрос)
- Американский крупный разноцветный длиннохвостый говорящий попугай. (Ара.)
- Крупная ушастая ночная птица отряда сов. (Филин)
- Северная водоплавающая птица. (Гагара)
- Птичка, похожая на ласточку. (Стриж)
- Лесная курица из поговорки: “Глухой, как ...”. (Тетерев)
- Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)
- Важный или спокойный, как… (Гусь)
- Надутый, как… (Ииндюк)
- Верность… (Лебединая)
- Любовь и нежность… (Голубиная)
- Длинноногий, как… (Журавль)
- Большеглазый, как… (Филин)
- Желторотый, как… (Птенец, цыплёнок)
Ведущий:
Теперь наша погоня закончилась. Одному из отрядов удалось поймать синюю птицу- птицу мечту. Но выиграл каждый из вас, вы получили положительный заряд эмоций. Узнали что-то новое, сделали не большие открытия. Давайте оценим нашу погоню, пока эксперты подводят результаты. Каждый выберет ту птицу, которая соответствует уровню нашего мероприятия: (Приложение № 4)
Синяя птица - здорово, мне понравилось;
Зеленая птица – хорошее мероприятие, хочу ещё;
Белая птица – мне было скучно. И ответит на три вопроса: я узнал… я научился…. я хочу узнать больше о…..
А теперь награждаем орденом “Синей птицы” победителей и вручаем призы. А другой отряд получает утешительный приз и буклеты “Внимание, розыск”.
5. Заключение
Используя нетрадиционную форму занятий, активные методы обучения, удается активизировать познавательный интерес школьников. Через коллективную деятельность формируются умения школьников сотрудничать со сверстниками, выбирать правильную стратегию поведения, подчиняться интересам коллектива. Внеклассное мероприятия рассчитано на 90 минут, но это не значит, что за меньшее время не получится организовать эффективного занятия. Просто часть заданий предложена с избытком, что позволяет ориентироваться на уровень подготовленности школьников. Внеклассное мероприятие соответствует современным требованиям. предъявляемым к организации учебно-воспитательного процесса. Предполагается использовать активный метод обучения (метод дидактическая игра), а так же ИКТ технологии. Данное мероприятие требует предварительной подготовки – учащиеся изучают данную тему, используя при этом различные источники информации. мероприятие проходит весело, активно, с большим интересом со стороны детей. В результате удается систематизировать накопленный материал, проверить уровень предметной готовности детей, выявить уровень метапредметной готовности и составить план дальнейших действий.
Игровой метод обучения понятен детям, имеет сходство со сказкой, её развитием. чудесами. “Игра отражает реальные факты и события, но обычное, раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное через преодолимое, необходимое – через интересное. Всё что происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его” [10]
Особенно актуально применять данный метод в указанной возрастной группе, так как именно в этот период развития формируется умение сотрудничать со сверстниками, формируются коммуникативные навыки детей.
Список использованных источников
- Е.Н. Анашкина О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
- Биология. Планируемые результаты. система знаний. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой .- М.: Просвещение, 2013. -160 с. - (Работаем по новым стандартам).
- Научно-методическая деятельность учителя: методические исследования, технологические находки/авт.-сост. Т.Н. Назарова. – Волгоград: Учитель, 2011. - 170 с.
- Обучаем и воспитываем по-новому: инновационные формы внеурочной деятельности в 5-9 класса/ Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 285 с.- (Библиотека директора и завуча школы)
- Викторины для школьников. Викторина про птиц –
- Внеклассное мероприятие “КВН – птичьи разговоры” https://urok.1sept.ru/articles/562059/
- Голоса и фотографии птиц - http://www.topguns.ru/birds
- День Птииц./авт.Варнакова Н.Л -http://ptici.narod.ru/index.html Игровые методы - Про жизнь и семью prioslav.ru/kurse8? Игровые формы обучения - Фестиваль педагогических идей Festival.1sept.ru/articles/596369 Методы активного обучения — Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Методы_активного_обучения? Методы, способы и приемы активного обучения - Страница 12 ... www.prepodi.ru/praktika-pedagoga/problem-obytenie/1170-metodu?.
- Синяя птица – Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8% D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%BF%D1%82 %D0%B8%D1%86%D0%B0
- Энциклопедия фактов. Интересные факты о птицах -http://factopedia.ru/animal/ptitsy?page=2
http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/viktoriny/viktoriny-dlja-shkolnikov-viktoriny-pro-ptic.html