Воспитание учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Понятие “эстетика поведения” охватывает широкий круг вопросов, связанных с поведением человека во всех сферах его деятельности.

Ещё в книге “Рождение гражданина” В.А. Сухомлинский писал: “Существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо”.

Чтобы не совершать бестактных поступков одного лишь знания правил и норм поведения недостаточно. Надо твёрдо запомнить, чтобы заслужить репутацию хорошо воспитанного человека, необходимо изменить некоторые черты характера и привычки. Только тогда можно стать вежливым и воспитанным человеком.

Культуру поведения составляют: “Доброжелательность, помноженная на Уважение, плюс Знание Правил Поведения”.

Назовем черты, которые мешают стать по-настоящему воспитанным, вежливым и культурным человеком:

неумение держать свое слово;

безответственность;

непунктуальность;

нескромность;

неумение хранить чужую тайну.

Правил поведения существовало и существует бесконечное множество. В Древнем Китае, например, насчитывалось около тридцати тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем – все было строго определено и расписано. Правила никто специально не сочинял, не придумывал. Они возникали в глубокой древности как очень удобные и разумные формы общения.

Сейчас мы чаще всего на разные “почему” получаем один ответ: “так принято”.

Вопрос о том, почему многие ребята не умеют себя вести и нарушают правила культурного поведения, волнует многих. Как сделать так, чтобы умение следовать правилам в повседневной жизни стало бы необходимым для детей? Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с детьми.

Специальная работа по воспитанию культуры поведения проходит в форме занятий на классных часах.

Вот пример занятия по теме “О вежливости”.

Учитель: Сегодня ребята, мы поговорим о вежливости. Я прочитаю рассказ о мальчике Феде.

9 часов утра. Звенит звонок. Открывается дверь. В класс входит Елена Николаевна. Она приветливо улыбается.

- Здравствуйте, дети. Садитесь, пожалуйста. Первый урок - чтение. Раз, два, три - открываем буквари!

Ребята улыбаются. Им нравится Елена Николаевна. Она очень добрая и веселая.

- Начнет читать Катя.

Катя читает хорошо, правильно. Но мальчики за последней партой у окна ее не слушают. Это Федя с Мишей. Миша достал из ранца игрушечную машинку, и мальчики катают ее по скамейке взад-вперед. Но вот игрушка с грохотом падает на пол. Все ребята оборачиваются на шум. А Катя от неожиданности замолкает.

Елена Николаевна нахмурилась и покачала головой.

- Федя и Миша! — сказала она строго.— Вы нарушили правило поведения.

Учитель: Ребята, какое правило поведения нарушили мальчики?

(Ответы детей.)

Вывод: На уроках нельзя заниматься посторонними делами.

Учитель: На прошлом занятии мы говорили о том, кого называют деловым человеком.

(Ответы детей.)

Вывод: Деловой человек не теряет времени даром; на уроках не развлекается, а учится, то есть внимательно слушает, думает, выполняет все задания.

Учитель: Кто из вас слушал рассказ внимательно, конечно, заметил, что было нарушено ни одно правило.

(Ответы детей.)

Вывод: Федя и Миша нарушили правило вежливости. Оно заключается в том, что каждый человек должен внимательно слушать, когда говорит или читает другой, не мешать ему, не перебивать.

Учитель: А как поступили Федя и Миша?

(Ответы детей.)

Вывод: Ребята не только не слушали Катю, но шумом мешали ей читать, а другим детям — слушать ее чтение. Это очень невежливо.

Учитель: Теперь поговорим еще об одном правиле вежливости. Что сказала Елена Николаевна, входя утром в класс? Какое правило вежливости она выполнила?

(Ответы детей.)

Вывод: Все знают, что люди, встречаясь друг с другом, обязательно здороваются.

Учитель: Какие другие слова приветствия могла сказать Елена Николаевна, здороваясь утром?

(Ответы детей.)

Доброе утро!

Учитель: А какими словами можно поздороваться днем?

(Ответы детей.)

Добрый день!

Вечером?

Добрый вечер!

Учитель: А как ученики здороваются с входящим в класс учителем?

(Ответы детей.)

Надо молча встать. При этом невежливо разговаривать, вертеться, стоять развалившись.

Учитель: Вы тоже умеете вежливо поздороваться с учителем. И заметьте: Елена Николаевна, здороваясь, улыбалась. Хорошо, если люди, приветствуя друг друга, улыбаются. Давайте покажем, как мы умеем вежливо поздороваться с учителем.

Для того, чтобы правила запомнились, важно обращать внимание детей на мотивы поступков и их последствия для других людей. Только тогда правило будет выступать не как случайное и необоснованное требование, а как разумная необходимость, очевидная для младших школьников.

Список литературы:

Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина “Весёлый этикет”.

В.А. Сухомлинский “Рождение гражданина”.

Открытые интернет-источники.