Внеклассное мероприятие «Чтоб много знать, нельзя уроки пропускать». 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5


Цели.

  1. Создание условий для духовного общения детей и родителей.
  2. Способствовать демонстрации положительного опыта в воспитании детей.
  3. Формировать у детей и родителей позитивных ценностей.
  4. Закрепление знаний, полученных на уроках русского языка, литературы, английского языка.
  5. Развитие артистических способностей у детей.
  6. Формировать положительное отношение к школе.

Оборудование.

  1. Компьютер, проектор.
  2. Рисунки учащихся: Гжель, Хохлома, Жостово, Городец.
  3. Видеоклип “Англия”.
  4. Презентация “Лексика”.
  5. Презентация “Лондон”.
  6. Слайд-шоу “Наш класс”.
  7. Видеоклип на песню “It’s the weekend”.
  8. Музыкальное оформление (музыка для частушек).
  9. Песни для исполнения.
  10. Костюмы для сценки (отрывок из сказки С.Я. Маршака “12 месяцев”).

Вступление

1 чтец.

В этот весенний солнечный день
Мы рады приветствовать Вас.
Сегодня у нас необычный урок,
Покажем Вам знанья свои.

2 чтец.

Наш первый урок – русский язык,
Второй наш урок – МХК.
Третий урок – английский язык,
Мы можем на нём говорить.
На четвёртом уроке частушки споём,
Расскажем стихи
И всех удивим актёрским своим мастерством.

Учитель:

История, которую мы Вам сегодня хотим рассказать, могла произойти только в конце учебного года, накануне летних каникул.

Ведущий:

В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай.
На лестнице, на школьной, сошлись ученики.
Сошлися и заспорили,
Какой урок сегодня им лучше прогулять.

1-й ученик: Английский.

2-й ученик: Литру давайте-ка, сегодня пропустим мы, друзья.

3-й ученик: На русский лучше не пойдём! Домой хочу, живот болит.

4-й ученик: А может математику, сегодня прогуляем мы, сказали, что контрольная нам нынче предстоит.

5-й ученик: Я думаю, на МХК нам лучше не ходить.

Ведущий:

И громко все заспорили,
Какой урок сегодня им лучше прогулять (звонок на урок).

1-й ученик: Ну вот, звонок! Идти придётся на урок.

1-й урок. Русский язык

Учитель:

Первый урок – русский язык, великий и могучий. Как написать, и что написать на этом уроке научат.

Ученик:

Разделов много разных здесь, попробуй, разберись. Фонетика, морфемика есть синтаксис и пунктуация, но лишь один вопрос всё мучает меня, как правильно поставить запятую “КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ” или “КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ”. Как правильно поставить запятую, какую букву в слове написать: остановись, не торопись, и тогда не сделаешь ты в слове ошибки никогда.

Учитель:

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в русском языке точного выражения.

Стихотворение А. Шибаева “Слова, слова, слова”.

Ученик:

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нет!
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, –
И всё, что в памяти у нас, –
Означено словами.

Учитель:

Раздел русского языка, который изучает слово и его значение называется ЛЕКСИКА. ЛЕКСИКА – это словарный запас языка. Слово ЛЕКСИКА происходит от греческого “ЛЕКСИС” – слово, выражение, оборот. Учёные полагают, что в русском языке более 500 тыс. слов.

Лексика

Учитель:

Однозначные слова.

В этом году на уроках русского языка, изучая тему “Лексика”, мы с вами узнали, что слова в русском языке могут иметь одно лексическое значение, а могут иметь несколько. Давайте вспомним, как называются эти слова? Приведите примеры слов, которые имеют одно лексическое значение. Итак, делаем вывод. Какие же слова называются однозначными?

Вывод. Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются однозначными.

Многозначные слова.

Отгадайте загадку.

Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются – … (иголки).

Учитель:

Как же так получилось, что три слова, а название одно? Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? (Многозначные) Какие многозначные слова знаете вы?

1-й ученик:

Есть хвост у падающих звёзд,
И у семян бывает хвост,
У птиц, у самолёта – он нужен для полёта.
Хвостом корова бьёт слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов хвост важней:
Они хвостом сражаются!

2-й ученик:

Кистью мы в руку ручку берём.
Кистью маляр стену побелит.
Кисть винограда с куста мы сорвём,
Будет для нас награда.

3-й ученик:

В тетради я бываю косая и прямая;
В другом своём значении я планка для черчения.
И наконец, порою в шеренгу вас построю (линейка).

4-й ученик:

Летом зеленел на грядке.
Наземь осенью упал.
Я есть в книжке и в тетрадке (лист).

Учитель:

Какие слова называются многозначными?

Вывод делают ученики. Слова, которые имеют несколько лексических значений, называются многозначными.

Омонимы.

Учитель:

Послушайте стихотворение и определите, о каком количестве предметов в нем говорится.

Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?

Сколько предметов определяется в этом стихотворении? Как называются слова, которые одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению? (Омонимы)

Загадки про омонимы.

  1. Есть омонимов немало: вот продукт свиное сало.
    Был в истории момент – звался тайный так агент (шпик).
  2. Чтоб в ванну нам воды набрать, его мы будем открывать.
    Ну, а на стройке он другой: большой, подъёмный и стальной (кран).
  3. Он – ботанический, фруктовый, зоологический, вишнёвый,
    И даже детский он бывает.
    Кто это слово отгадает? (сад)
  4. Есть она у чемодана и у школьницы любой.
    Есть у двери ресторана и у чашки голубой (ручка).
  5. В дневнике он – огорченье, стыд, позор ученика.
    А козе на приключенья не даёт сбежать с лужка (кол).

Вывод. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами.

Омофоны

Ученик:

Одну историю, друзья хочу вам рассказать. Однажды на уроке был у нас диктант. Сижу тихонечко, пишу, вдруг вызвали к доске. Иду я смело, не боюсь, беру я в руку мел, диктуют предложения. По речке быстрой и широкой, плывет плот. На яблоне висит созревший плод.

Вдруг раздается громкий смех, в чем дело не пойму. Ведь это – плот и это – плот, чего смеются все?

Учитель:

Давайте поможем исправить ошибку.

Ученица:

Этот плот плывет по реке, проверочное слово плоты.

Этот плод растет на дереве, проверочное слово плоды.

Ученик:

Теперь понятно мне, друзья что плот - плоты плывёт, а этот плод – плоды растёт.

Учитель:

Ребята, давайте вспомним, как называются слова, которые одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Что надо обязательно делать, чтобы не ошибиться при написании этих слов?

Вывод. Слова одинаковые по звучанию, но разные по написанию, называются омофонами.

Синонимы.

Ученик:

Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня
И посмотреть ги-ги-то-пама…
Нет, ги-попо-тото-попама…
Нет, ги-тото-попо-потама…
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоём
Взглянуть на ги… на бегемота.
Мы чаще так его зовём.
Я думаю, гиппопотама
Зовут так трудно для того,
Чтоб сторож из глубокой ямы
Пореже вызывал его.

Учитель:

Слова бегемот и гиппопотам называют одно и то же животное, различаются только тем, что слово – бегемот мы чаще употребляем в разговорной речи, а слово – гиппопотам, как правило, употребляется в научных произведениях. Давайте вспомним, как называются такие слова? В русском языке много синонимов, про них придумали даже загадки. Попробуйте отгадать, о каких словах синонимах идёт речь.

Загадки про синонимы.

1. В языке родном, богатом
Много сходных слов ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи (доктор).

2. Ясен здесь ответ любому:
Пища, только по-другому.
Не составит вам труда
Отгадать, что то … (еда)

3. Надеюсь, вы, друзья, готовы
Отель назвать мне русским словом (гостиница).

4. Здесь придётся подумать немного
И назвать по-другому дорогу.
Про шоссе и тропинку забудь!
Слово очень обычное …. (путь)

Вывод. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, называются синонимами.

Антонимы.

Учитель:

И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру “Наоборот”.

Скажу я слово высоко
А ты ответишь: … (низко).

Скажу я слово далеко,
А ты ответишь: … (близко).

Скажу я слово потерял,
И скажешь ты: … (нашёл).

Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты: … (храбрец).

Теперь начало я скажу, –
Ну, отвечай … (конец).

Учитель:

Вспомните, как называются слова, которые автор использовал в этом стихотворении. Что значит слово антоним? Догадайтесь, о каких антонимах сейчас пойдёт речь.

1-й ученик:

Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (прохлада).

2-й ученик:

Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь … (тишина).

3-й ученик:

Я антоним к слову смех.
Не от счастья и утех,
А бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обид и неудач
Догадались? Это … (плач)

Учитель:

В русском языке очень много пословиц, которые построены на противопоставлении. Давайте вспомним некоторые из них.

Ответы учеников:

  1. Знай больше, а говори меньше.
  2. Лучше вещь – новая, лучший друг – старый.
  3. Мир строит, а война разрушает.
  4. Смелый побеждает, а трус погибает.
  5. В ученье корень горек, зато плод сладок.
  6. Ученье – свет, а неученье – тьма.

Вывод. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением, называются антонимами (звонок с урока).

Учитель:

Вот и закончился наш урок русского языка. Сегодня мы говорили о ЛЕКСИКЕ, разделе русского языка, который изучает слово и его значение.

Ученик:

Горят, как жар слова
Иль стынут, словно камни, –
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.

Ведущий:

Ну вот, закончился урок,
Стоят ученики.

1-й ученик: Что за урок? Какой урок? Я что-то не пойму. А где диктант, где тест, словарный, где диктант?

2-й ученик: Что делать дальше будем мы? Пойдём домой иль нет? Домой хочу, живот болит. (Звонок на урок)

3-й ученик: Опять звонок. Какой урок?

4-й ученик: Кажися МХК.

2-й урок. МХК.

Учитель:

В 5-м классе мы познакомились с художественной культурой нашей страны. Чтобы лучше её узнать, мы совершили воображаемое путешествие и перенеслись в те далёкие времена: побывали в крестьянских избах, боярских палатах, в городских особняках, дворцах и храмах. Совершили увлекательное путешествие по городам “Золотого кольца России”. Прикоснулись к уникальным памятникам декоративно-прикладного и народного искусства.

Презентация “Декоративно-прикладное искусство России”.

1-й ученик:

Золотая Хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.

2-й ученик:

Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать

3-й ученик:

Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Ее названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.

4-й ученик:

Красно-алые бутоны 
В изумрудах листьев тонут. 
Незабудки и пионы 
Обрамляют розы омут. 

Есть на жостовском подносе 
И букет, в ночи горящий, 
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий…

(Звонок с урока)

1-й ученик: Да, классно было!

2-й ученик: И мне понравился урок.

Ученица: Hello, my friends!

Ученики вместе: Чего?

Ученица: Я говорю вам: “Hello”! Чего стоите, смотрите, английский у нас сейчас. Вы диалоги выучили?

Ученики вместе: Какие диалоги?

Ученица: Вы что забыли? Про Лондон диалоги нам задали вчера.

Ученики вместе: Ну да, забыли.

(Звонок на урок)

Ученик: Good bye, my friends!

Ученики вместе: Чего?

Ученик: Good bye.

3-й урок. Английский язык.

Учитель:

Good afternoon, boys and girls! Glad to see you! Sit down, please! Let’s begin our lesson. The official name of Great Britain is the United Kingdom of Great    Britain and Northern Ireland (UK). Their capitals are London, Edinburgh, Cardiff and Belfast. Shakespeare called Britain a "precious stone set in the silver sea" because of its natural beauty. It has a varied countryside where you can find mountains, plains, valleys and sandy beaches.

The nature of Great Britain is picturesque. There are many rivers and beautiful lakes there. As for the mountains they are not very high, but very beautiful.
The weather changes so often that Englishmen say that they have no climate in Great Britain, but only weather. Besides, Britain is famous for its fogs.

Shakespeare called Britain a "precious stone set in the silver sea": Англия - драгоценный камень в серебряной оправе вод. Уильям Шекспир так выразился из-за её (Британии) естественной красоты.

Слайд-шоу “Англия” под музыку группы “Beatles”.

Учитель:

Итак, отправляемся в Англию. Холмистые равнины, горные рельефы, морские волны, омывающие берега Британских островов, – такой выглядит природа Великобритании и входящей в её состав Англии. Возможно, из-за частых туманов эту западноевропейскую страну иногда поэтически называют Альбионом (от латинского “белый”). Сегодня мы посетим одну из красивейших столиц мира Лондон.

Let us satisfy our eyes
With the memorials and the things of fame
That do renown this city.

William Shakespeare

Сперва глаза насытим чудесами,
Живущими в твореньях старины,
Которыми прославлен этот город.

У. Шекспир

Презентация “Лондон”

Учитель:

Today we are going to travel to one city. We`ll see what you know about it. And we`ll admire its places of interest. Look at the map. It is the map of … (Great Britain) What city do you think we are going to speak about? (London) Today we are going to have a trip to London.

Рассказывают ученики.

Слайд “London”.

London is the capital of Great Britain. More than 7 million people live in London. London lies on both banks of the river Thames. It is the largest city in Europe and one of the largest cities in the world. 

Слайд “Buckingham Palace”.

The official London residence of the Queen is Buckingham Palace. It was built in the 18th century. When the flag is on the top the Queen is at home. Here you can see changing the guard. It happens every day at 11.30 a.m.

Слайд “Tower Bridge”.

This is Tower Bridge, built in 1894. It is one of the famous bridges across the Thames. It opens and ships go up and down the River Thames.

Слайд “Tower”.

You can see the Tower of London from the river Thames. The Tower is very old. It has a long and cruel history. The Tower of London was a fortress, a palace, a prison and the King’s Zoo. Now it is the museum.

Слайд “Big Ben”.

Big Ben is the large clock in one of the towers of the Houses of Parliament. Big Ben is named after Sir Benjamin Hall, the clock was made under his direction.

Слайд “Greenwich”.

This is Greenwich. Three hundred years ago it was a village and now it's a part of London. It is the centre of time and space because the prime meridian of the Earth, which divides east from west, passes there. If you stand over the line, you can have one foot in each hemisphere.

Слайд “Trafalgar Square”.

This is Trafalgar Square. Some people say it is the most beautiful place in London. In the centre of the square there is a big column. At the top of the column there is a statue of Admiral Nelson who had to fight the French at the battle of Trafalgar in 1805.

Слайд “London Eye”.

This is the London Eye. It's on the Thames. It's the largest observation wheel in the world and it's very popular with tourists.

Учитель:

London is very interesting place I think we’ll learn more information about this city in our future. And now let’s check your knowledge. Now you know a lot of information about London. Let’s find out how well you remember.

Тест “Достопримечательности Лондона”.

Учитель:

Every person who wants to know English perfectly should know and understand English poetry. For example, the poem “Six honest serving men” shows the beauty of the English language.

Ученик: Стихотворение R Kipling Six honest serving men”

I keep six honest serving-men 
 (They taught me all I knew); 
Their names are What and Why and When 
 And How and Where and Who. 

I send them over land and sea, 
 I send them east and west; 
But after they have worked for me, 
I give them all a rest. 

I let them rest from nine till five, 
  For I am busy then, 
As well as breakfast, lunch, and tea, 
 For they are hungry men. 

But different folk have different views; 
I know a person small— 
She keeps ten million serving-men, 
Who get no rest at all! 

She sends'em abroad on her own affairs, 
 From the second she opens her eyes— 
One million Hows, two million Wheres, 
And seven million Whys!

Учитель:

English people like spending time with their families. At the weekends they usually go to the countryside, parks. In summer they go to the seaside. Let’ sing a song.

Песня “It’s the weekend”.

I’ve got some books and a mobile phone.
My bag is packed, I’m ready to go.
I’ve got an apple and chocolate bar.
My mum, dad and brother are in the car.

Chorus

Yeah, yeah, it’s a beautiful day,
It’s the weekend.
Yeah, yeah, everything’s OK
It’s the weekend.
Yeah, yeah, we’re on our way,
It’s the weekend.

HURRAY!

I’ve got some sweets and my brother’s got
A teddy bear.
My bag is packed, are we almost there?
We’ve got a ball for the beach and a magazine.
The sky is blue and the grass is green.

Chorus

Учитель:

Did you like our trip to London? Would you like to visit this famous city?

Ведущий:

На лестнице, на школьной, стоят ученики.
Стоят и думу думают,
Какой урок сегодня им лучше прогулять.
Пока стояли, спорили,
Услышали звонок (звонок на урок).

1-й ученик: Ну что? Какой урок?

2-й ученик: По-моему литра.

4-й урок. Литература.

Ученик:

Мороз и солнце, день чудесный,
Какие звучные слова.
Их изучает каждый школьник,
Из года в год как дважды два.
Поможет нам литература
Понять где ямб, а где хорей
И как изменчива натура
Героев тех минувших дней.

Сценка. Отрывок из сказки С. Я. Маршака “Двенадцать месяцев” (звонок с урока).

1-й ученик: Вот здорово, хотел бы я учиться так! Чего хочу, то и учу!

2-й ученик: А я люблю литературу, мне нравятся стихи.

3-й ученик: Что там стихи, подумаешь! Частушки я люблю, особенно про школу.

Частушки о школе.

1. Мы частушки сочинили
Очень постарались.
Только просим, чтобы вы
На нас не обижались.

2. Очень я люблю учиться
И пятёрки получать.
Ну, а больше веселиться,
Бегать, прыгать и кричать.

3. Я сложил, умножил, вычел,
Написать хотел ответ,
Что за странный юмор вышел
В килограмме – 5 конфет.

4. Я английский уважаю,
Каждый день его зубрю,
А зачем не понимаю.
Я вам честно говорю.

5. Мы на русском языке
Пишем орфограммы….
Ой, побьём мы в школе окна,
Поломаем рамы.

6. Мы частушки Вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы Вас попросим,
Чтоб Вы нам похлопали.

Ведущий:

Ну, вот и закончились уроки,
Стоят ученики.
Стоят и думу думают,
Какой урок сегодня им лучше прогулять.

1-й ученик: Английский прогулять нельзя, там говорить нас учат английские слова.

2-й ученик: А может МХК?

3-й ученик: Нет! Пропустишь если МХК, потом не разберёшься, где башня Эйфеля стоит в Париже или в Риме.

4-й ученик: На русский лучше не пойдём.

5-й ученик: Нам русский пропускать никак нельзя, а то напишешь как-нибудь “казнить, нельзя помиловать”, и засмеют друзья.

Ведущий:

Но мимо проходила отличница,
Увидела ребят и спрашивает их.

Отличница: Чего стоите, спорите? Чего такие грустные?

1-й ученик: Стоим и думу думаем, какой урок сегодня нам лучше прогулять.

Отличница: Эх, вы! Пока вы думу думали, закончились уроки, и мы идём домой.

Ведущий:

В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай.
На лестнице, на школьной, сошлись ученики.
Сошлися и заспорили,
Какой урок сегодня им лучше прогулять.
Подумали, поспорили
И поняли ребята.

Ученики все вместе:

Чтоб много знать, нельзя уроки пропускать.

Заключение.

1-й ученик: Ну вот, и закончились наши уроки.

2-й ученик: Надеюсь, понравилось Вам.

3-й ученик: Мы очень старались,

4-й ученик: Готовились долго

5-й ученик: Хотели Вас удивить.

6-й ученик: Быть может, у нас не всё получилось,

7-й ученик: И что-то пошло не так.

8-й ученик: Но хочется верить,

9-й ученик: Что наше усердье и наше старанье

10-й ученик: Оцените Вы высоко.

Слайд-шоу “Наш класс” под песню “Учат в школе”. Песню исполняют ученики.

Список литературы

  1. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя/ Г.А. Богданова. М.: Просвещение, 2001. – 171 с.
  2. Русский язык. В.В. Волина – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 496 с. (Серия “Учимся играя”)
  3. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. Работы по рус. яз.: Кн. для учителя/ Л.Т. Григорян. М.: Просвещение, 1998. – 207 с.
  4. Английский язык с удовольствием.Enjoy English: Биболетова М.З./ Обнинск: Титул, 2008. -128 с.
  5. Английский язык: Учебник для IV класса с углубл. изуч. англ.яз.: Верещагина И.Н./М.: Просвещение, 1995. – 448 с.