Цель: создать условия для формирования собственных эмоциональных реакций, которые помогают воспитанникам адаптироваться в социуме, ощущать собственный успех или поражение, почувствовать состояние другого и понять его.
Задачи.
Образовательная – ознакомить воспитанников с различными внешними проявлениями настроения и с приёмами управления своим настроением.
Развивающая – создать условия для развития приёмов анализа и синтеза посредством установления закономерностей, развитие воображения, речи, внимания.
Коррекционная – корректировать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику; активизировать в речи слово: настроение.
Воспитательная – способствовать формированию дружелюбного отношения к окружающим людям, умения слушать других.
Форма занятия: комбинированное занятие с использованием ТСО.
Словарное слово: настроение.
Оборудование: фрагмент мультипликационного фильма “Крошка Енот” песня “Улыбка”; карточки-таблицы; цветы (серединки и лепестки); косынки; шары, заготовки для практической работы (глаза, рот, нос, ладошки), смайлики 6 видов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Звучит песня “Улыбка” из мультипликационного фильма “Крошка Енот” (Приложение 1).
Ребята, давайте вспомним наш ритуал: возьмёмся все за руки и подарим, друг другу самую нежную и тёплую улыбку, ведь именно с неё начинается приятное общение.
Вы готовы общаться?
2. Введение в тему.
Наше занятие сегодня об интересном и важном…Оно бывает хорошим и плохим. Когда нам весело, мы говорим – оно хорошие, когда грустно мы говорим: “оно у нас плохое”. Как вы думаете, о чём идёт речь?
- Правильно, это настроение. Настроением называют душевное состояние человека: радость и огорчение, веселье и страдание.
- Прочитаем слово “настроение”.
Сегодня на занятии вы узнаете, какими способами можно улучшить ваше настроение и настроение окружающих.
3. Основная часть.
- От чего же зависит ваше настроение? (Дети предлагают варианты).
- Так, хорошо. Вы назвали много вариантов. А теперь каждый для себя определит, что влияет на лично ваше настроение.
Упражнение “Что может повлиять на моё настроение”.
Дети заполняют таблицу (таблица у каждого ученика).
Предмет | Делает меня весёлым | Делает меня грустным |
Погода | ||
Одежда | ||
Пища | ||
Время дня | ||
Приятели | ||
Школьные уроки |
- Итак, что может повлиять на ваше настроение? Что из предложенного делает вас весёлым? А что грустным? Ответы детей.
Мои выводы по ответам детей.
- А если у человека плохое настроение? Как выходить из грустного состояния? Что же делать, чтобы оно прошло? (Высказывание детей).
Хорошо! А ещё можно поиграть.
Игра “Разноцветные цветы” (физминутка).
Ребята разделимся на пары и за 1 минуту, вы должны собрать цветы.
Лепестки цветков раскладываются по полу (вперемешку, цветной стороной вверх). Дети берут “серединки” и по команде они начинают собирать цветы. (Жёлтая “серединка” - жёлтые лепестки, красная “серединка” - красные лепестки и т.д.)
Готовые цветы крепятся к доске.
Посмотрите, как стало чисто и красиво. Значит, что ещё поднимает настроение?
- Правильно – это чистота и уют.
А теперь, я попрошу вас встать со своих мест и подойти ко мне. Мы с вами устроим настоящий парад.
“Парад матрёшек”
Дети становятся в круг друг за другом. Каждому раздаётся косынка. В этой игре каждому ребёнку надо завязать косынку соседу, который находится к нему спиной. При этом сама “ матрёшка” не должна ничего поправлять на себе, а одновременно завязывать свою косынку впереди стоящей “матрёшке” (Приложение 2).
Проводится круг почёта.
- Молодцы, садитесь.
- Вот мы поиграли, подняли себе настроение, а теперь давайте потрудимся и сделаем “весёлых Человечков”, чтобы, когда станет грустно, мы посмотрели бы на них, и у нас поднялось настроение.
4. Практическая часть.
На партах с начала занятия лежат заготовки для выполнения аппликации из самоклеящейся бумаги (глаза, рот, нос, ладошки, ступни). Я раздаю детям воздушные шары. Ребята приклеивают детали к шарикам. Получаются “Весёлые человечки”.
- Покажите друг другу, какие хорошие у вас получились, человечки.
Какой можно сделать вывод из нашей работы, о чего ещё поднимается настроение?
5. Рефлексия.
- Ребята, чему было посвящено наше занятие?
- Итак, что же мы будем делать, когда настроение вдруг испортится?
- Ребята, выберите смайлик, который соответствует вашему настроению сейчас.
Приклейте их на серединки цветов на доске! Молодцы! Вы хорошо поработали. Посмотрите, как хорошо стало в классе, какое хорошее настроение у вас!
6. Песня.
- И в завершение нашего занятия, давайте исполним песню “Улыбку” (Приложение 1).