Цель: показать эмоциональное воздействие народной и современной музыки.
Задачи:
- воспитывать любовь к народной культуре;
- воспитывать патриотизм через музыку;
- развивать умения передавать свои эмоции в художественном творчестве (исполнение некоторых куплетов песни “Не для меня”);
- пробуждать у школьника те стороны эмоционального восприятия, которые характеризуются внутренней расположенностью к овладению новыми эстетически-художественными состояниями и могут зародиться лишь внутри его личности (просмотр видеоклипа “Не для меня” в исполнении ВИГ “Кристалл-Балалайка”).
Ожидаемые результаты:
Единый образный строй и большая общность в содержании и настроении роднят отрасли человеческого творчества, а педагогически продуманное сочетание музыкальных произведений позволяет взаимно усиливать их влияние на личность ребенка в процессе его художественного воспитания:
- дети определяют русскую народную песню “Не для меня”;
- дети знакомы с современной обработкой песни “Не для меня” в исполнении ВИГ “Кристалл-Балалайка”.
Художественный материал: запись Казачьего хора песня “Не для меня”, видеоклип с песней “Не для меня” в исполнении ВИГ “Кристалл-Балалайка”, Песня Л.Семеновой “Ты - моя Муза!”.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, видео, компьютер или ноутбук.
План урока
№ | Этапы урока | Приемы и методы | Время |
1
2.
3.
4.
5.
6.
7. |
Организационный момент Новый материал урока.
Эмоциональное погружение.
Для создания эмоционального напряжения использование нового музыкального материала
Связь с современностью.
Вывод
Эпиграф |
1. Беседа
2. По характеру познавательной деятельности: проблемный метод (проблемный вопрос, беседа) 3. Исполнение песни “Не для меня” самим ребенком, дает возможность “прожить песню”. Ребенок пропускает через себя эмоциональные ощущения. Метод погружения в образное содержание произведения способен привести к эмоциональному катарсису. 4. Используя современные обработки песни “Не для меня” в исполнении ВИГ “Кристалл-Балалайка” (16 января 2008 года группа "Кристалл-Балалайка" стала победителем Первого Национального Интерактивного музыкального конкурса "Интерзвезда-2007" с этим клипом), учитель делает решительный поворот психики ребенка на объект восприятия через современный стиль музыки. РЭП 5. Современный стиль музыки становится проводником для осмысления этой песни. 6. Прослушивание песни Л.Семеновой и В. Семернина “Ты – моя Муза!” окончательно убеждает детей, что “ чувства можно музыкой излить”. 7. Закончить урок песней “ Будет все хорошо!” слова и музыка Л.Семеновой |
1 минуты
5 минут 4 минуты
10 минут
10 минут
4 минуты
9 минут |
Приветствие. Знакомство с детьми. Организационный момент.
Ход урока
У: Задумывались ли вы, как часто вы слышите музыку?
- Часто, каждый день, по нескольку раз в день.
У: Представьте себе на минуту, что музыка исчезла!
- Почему, куда она пропала?
У: Захотите ли вы жить на планете, где нет музыки?
- Нет.
У: Почему? Что такого дает вам музыка, что вы ее так цените? Зачем она вам нужна? В чем ее сила?
У: Что есть такого в музыке, если она необходима человеку?
- У музыки есть душа.
- Музыкой можно выразить свои чувства или понять, что чувствует другой человек.
- Музыка успокаивает.
- Музыка может лечить.
(Выход на тему урока) 1 слайд. Презентация
У: Сейчас мы послушаем песню. О чем она нам рассказывает?
(Учитель исполняет песню “Не для меня”)
Ответы детей:
- песня рассказывает о человеке, которому жалко расставаться со своей жизнью;
- жизнь дается человеку один раз и нелепо погибнуть и очень обидно;
- война – это ужасно и страшно, а гибель в ней людей неизбежна;
- человек в песне рассказывает о радостях жизни, но все время говорит, что это не для него, потому что он погибнет;
- песню сочинил народ;
- после прослушивании песни, ощущение тоски и безысходности.
У: Чтобы лучше почувствовать настроение и узнать о чем эта лирическая песня, мы ее сейчас споем вместе. Почему вместе? Еще няня М.П. Мусоргского говорила: “ Горе нельзя разъякать, его можно только размыкать”. Я пою, а вы подхватываете, так исполняются русские народные песни.
(Исполнение песни вместе с детьми) 2 слайд
У: А сейчас мы послушаем, как эту песню поет сам народ!
(Исполнение песни “Не для меня” Казачьим хором)
У: Какой завет дает в песне народ?
- Беречь жизнь.
У: Эта песня, песня-предупреждение будущим поколениям, т.е. нам. Вы такую музыку слушаете? Как же так? Народ ее создавал в надежде, что будущее поколение услышит, и не будет повторять ошибки. Как быть? Как сделать так, чтобы эта песня стала интересной для молодежи, т.е. для вас?
- Изменить стиль.
- Исполнение современными музыкальными инструментами.
- Использовать современные средства выразительности музыки.
У: Я предлагаю послушать такой вариант песни.
(Просмотр клипа. Песня “Не для меня” в исполнении группы: “Кристалл-балалайка” г. Саратова)
У: Что вы можете рассказать об этом исполнении песни? Что нового появилось в звучании?
- Изменился стиль.
- Современные средства выразительности музыки – клип.
- Темп и ритм задают современные ударные музыкальные инструменты.
У: Какой вариант песни будет ближе по духу современным людям?
- Да такой вариант песни ближе по духу современным людям.
- Стиль музыки РЭП.
- Такое исполнение более понятно нашему поколению.
У: Если эта песня стала для вас более понятной, то какой вывод вы сделаете?
- Не допустить, чтобы мир разрушился.
- Чтобы не было войн на земле.
У: А любовь может спасти мир? Любовь к своей Родине, любовь к родителям, любовь к семье, к любимому человеку?
- Да.
У: Почему?
- Когда любят, не делают любимому человеку больно.
(Чтение стихотворения на фоне вступления)
1 вариант
- Ты меня береги!
- Я тебя берегу:
Я костер развожу на крутом берегу,
- Ты меня береги!
- Я тебя берегу:
В самом главном тебе я вовек не солгу.
- Ты меня береги!
- Я тебя берегу:
За тобою незримою тенью бегу,
- Ты меня береги!
- Я тебя берегу:
Ничего твоему не позволю врагу
Я тебя берегу,
Я тебя исцелю
Я любовью своею тебя защищу!!!
И мы с тобой
2 вариант
И мы с тобой за все в ответе,
И мы с тобой…
За всех живущих на планете,
На голубой.
За возвращенье птиц весною,
За шум листвы…
За все в ответе мы с тобою –
И я, и ты.
С орбиты звезды не сорвутся,
Им не остыть
Пока сердца живут и бьются,
Чтобы любить.
Пока на радуге полоски –
Цветные сны…
Пока на улице подростки
Все влюблены.
И пусть останутся лишь двое –
Земле кружить;
За все в ответе мы с тобою…
Если любить.
Егоров Юрий
(Исполнение песни “Ты – моя Муза!” Л.Семеновой, В. Семернина)
У: Как много песен
У любви!
Есть песни у надежды,
У отваги,
У радости, -
Их только позови!
У мужества высокого,
Как флаги!
Есть песни горя
Лад у них особый…
Все чувства можно
Песнями излить.
А вот у подлости
И злобы
Нет песен
И не может быть!
Людмила Татьяничева
У: Там, где господствует любовь – на такой планете мирное небо над головой, светит ярко солнце и будет всегда звучать музыка!
Хотели бы вы жить на такой планете? 4 слайд
(Исполнение песни “Будет все хорошо!” слова и музыка Л.Семеновой)