“В природе нет ничего бесполезного” – писал философ Мишель Монтень. Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский призывал “ввести детей в природу”, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать. Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков широко используют и большинство современных педагогов и детских психологов.
Ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.
Игра с песком вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Песок в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста используется для сенсорного развития, но может применяться и в психотерапевтических целях с детьми старшего дошкольного возраста. Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы. Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния.
Тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже с раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучия эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом. Еще К.Д. Ушинский писал: “…дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут изменить по своему желанию… лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом … для детей лучшая игрушка – куча песка”.
Приведем опыт работы в Центре игровой поддержки ребенка “Кнопочки” и группах детского сада, который показал, что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Приобщение к миру природы является одним из приоритетных направлений работы специалистов нашего структурного подразделения. Природные материалы регулярно используются как на индивидуальных, так и подгрупповых развивающих игровых сеансах.
Игровое занятие № 1
“В гостях у Песочной Феи. Знакомство”
Задачи: знакомство детей с правилами поведения в песочнице; развитие тактильной чувствительности, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления.
Оборудование: пластиковые короба, кварцевый песок, песочная фея (маленькая куколка), колокольчик (или песочные часы), таз с водой и полотенца для мытья рук.
Ход занятия:
Взрослый знакомит детей со своей игрушкой – Песочной Феей: “Песочная Фея – это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с вами. Песочная Фея приглашает всех к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир”. От имени Феи педагог рассказывает о правилах поведения в песочнице: “Песочная Фея просит тебя, малыш, беречь песчинки – не выбрасывать их из песочницы. Если случайно песок высыпался – покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носики”. Педагог от имени Феи просит нежно, а потом сильно поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно. Ребенок легко, а потом с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу. Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной, перетирает песок между пальцами, ладонями (старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения). От имени Феи педагог говорит: “В моей стране может идти необычный песочный дождик. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит”. Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Занятие в песочнице заканчивается ритуалом прощания – звоном колокольчика (для старших детей – песочные часы), мытьем рук.
Игровое занятие № 2
“Необыкновенные следы”
Задачи: развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).
Оборудование: пластиковые короба, кварцевый песок, вода в кувшине, песочная фея (маленькая куколка), колокольчик (или песочные часы), таз с водой и полотенца для мытья рук.
Ход занятия:
В начале занятия появляется Песочная Фея, которая здоровается с детьми и просит их поздороваться с песком (см. занятие № 1), намочить его. “В нашем песочном царстве появились гости”. Педагог показывает, как “идут медвежата” - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок; как “прыгают зайцы” - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, перемещая руки в разных направлениях; как “ползут змейки” - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях); как “бегут жучки - паучки” - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – “жучки здороваются”); “кроказябла” - дети создают на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (для старших дошкольников). Показ следов каждого животного можно сопровождать соответствующим стихотворением. Занятие в песочнице заканчивается ритуалом прощания – звоном колокольчика (для старших детей – песочные часы), мытьем рук.
Игровое занятие № 3
“Гора Самоцветов”
Задачи: развитие тактильной чувствительности, творческой фантазии, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).
Оборудование: камни разных форм, фактур, цветов (натуральные), пластиковые короба, кварцевый песок, вода в кувшине, песочная фея (маленькая куколка), колокольчик (или песочные часы), формочки для камней, таз с водой и полотенца для мытья рук.
Ход занятия:
В начале занятия появляется Песочная Фея, которая здоровается с детьми и просит их поздороваться с песком (см. занятие № 1). Педагог от лица Феи говорит: “В песочнице у каждого скрыты драгоценные сокровища, которые нужно найти. Давайте наши ручки найдут их. Ну что, погружаемся в песок?” Дети руками нащупывают и откапывают из песка спрятанные драгоценные камни (складывают их в формочки). Педагог от имени Феи хвалит детей, они вместе рассматривают найденные сокровища. Фея просит намочить песок: “Жители Песочной страны просят тебя помочь им построить Волшебную гору. Помоги обитателям песочницы!”. После строительства предлагается украсить готовые “горы” драгоценными камнями – самоцветами. Занятие в песочнице заканчивается ритуалом прощания – звоном колокольчика (для старших детей – песочные часы), мытьем рук.
Видеофильмы занятий:
- http://youtu.be/I9ipzqhWJoU “В гостях у Песочной Феи”
- http://youtu.be/I9ipzqhWJoU “Гора Самоцветов”
Используемая литература:
- Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр.. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010. – 80 с.
- Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 61 с.
- Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь; 2008. – 176 с.