Цель урока: формирование ценностных ориентаций посредством комплексного анализа текста.
Задачи:
- продемонстрировать умение вычленять основную мысль текста, определять стиль речи, тип текста, аргументировать высказывания;
- использовать знания по русскому языку, полученные по теме “Второстепенные члены предложения”, формировать четкую позицию значимости нравственных категорий в жизни человека.
Ход занятия
На доске записаны слова.
“Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к другим людям, к соседям по деревне, по волости, по уезду”.
В. Белов.
I. Учитель читает эпиграф к занятию вслух.
- Можете ли вы предположить, о чем пойдет наш разговор сегодня?
/Доме, семье, согласии/
- Эти слова являются синонимичными?
/Да/
Продолжите этот ряд.
Дом - семья - родные - родина.
- Что в вашем понятии представляет слово дом?
- Составьте словосочетание с данным словом.
/Добрый дом теплый дом хлебосольный дом родной дом /
И. А сейчас мы обратимся к статье А. Ивановой.
/Чтение статьи/ Приложение 1.
II. Работа с текстом.
- Какую проблему поднимает данный текст?
/Смысл семьи, иерархия семейной жизни/
- Чем являются слова дом, изба, двор, дворище?
/Синонимами/
- Чем отличаются эти слова друг от друга?
/Стилевой окраской/.
- Итак, мы уже говорили, что семья, род, родина - синонимы.
В какое понятие они входят?
/Подтвердите текстом/.
Традиционная культура.
Это и есть тема нашего урока.
Задание: дайте лексическое значение данных слов.
Традиционная культура:
- повторяющиеся устойчивые события, явления, принципы и т.д. словарь;
- это концентрированный организованный опыт человека /культурологический.
III. Возвращаемся к работе с текстом.
1) Докажите, что перед нами текст публицистического стиля.
- раскрываются вопросы нравственного характера;
- текст воздействует на читателей;
- приводятся примеры пословиц;
- проблема рассматривается всесторонне.
2) Определите тип текста / рассуждение/.
3) Разбейте его на абзацы, озаглавьте их.
/Работа на доске; всем - выбрать пословицу и объяснить ее/. Примерный вариант плана:
- Дом семейный союз.
- Основные человеческие ценности.
- Поддержка семьи церковью, распределение обязанности.
- “Семейная лестница”.
4) Найдите в I абзаце прямые и косвенные дополнения. Признаки их.
5) Охарактеризуйте следующие словосочетания с точки зрения второстепенных членов предложения.
Основные человеческие ценности Крестьянская семья.
/Согласно определения/.
6) Объясните постановку знаков препинания в следующих предложения.
- Без хозяина дом - сирота.
- Главной помощницей мужу, его правой рукой по дому была жена - болыиуха, старшая, во всем подчиняющаяся ему.
7) Выпишите слова, относящиеся к дому и семье:
Семейный союз
Семья уподабливалась церковному клиру Семейная лестница
Межпредметные связи.
В каких художественный произведениях нашли отражения данные вопросы, темы.
А.С. Пушкин “Станционный смотритель”.
Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”.
Вывод. Исходя из содержания текста, самое главное для человека - семья, его дом, в который несет человек свои вкусы, нравы, мысли, а значит, культуру народа, русскую традиционную культуру.
Рефлексия.
- Что узнал нового?
- Что изменилось в моем представлении?
Домашнее задание.
Используя воображение и жизненный опыт, напишите сочинение на тему: /По выбору учащегося/
- Что может быть выше любви?
- Человеческие ценности в моем понимании.