Здоровье есть полное физическое,
психическое и социальное благополучие,
а не только отсутствие физических дефектов.
Всемирная организация здравоохранения
Социально-экологические и общественно-политические процессы, которые происходят в настоящее время в России, выдвигают высокие требования к уровню активности личности.
В современных основополагающих документах системы образования на федеральном уровне – “Национальной доктрине образования” (2012–2017 гг.). “Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников” (2010 г.) - положенных в основу ФГОС, приоритетной обозначается задача воспитания человека, способного выступать творцом собственной жизни, стремящегося к осознанному участию в различных социально-культурных сферах. Это приводит к необходимости акцентировать внимание в современной педагогической практике на вопросах создания условий для готовности к деятельности, направленной на самосовершенствование и творческое преобразование окружающей действительности.
Становление проблемы социально-культурного развития личности как одной из проблем в педагогике связано с наличием социального заказа на формирование личности и ее практического опыта по реализации в условиях педагогической практики.
Если раньше в системе социальных ожиданий доминировали знания и умения, то сегодня общество ждет от образовательного учреждения поведенческие модели, среди которых приоритетными являются направленные на умение сделать самостоятельный выбор, принять решение, ориентироваться в информационном пространстве, вести здоровый образ жизни. Направление “Сохранение и укрепление здоровья обучающихся” на протяжении последних лет является региональным компонентом системы образования Курганской области, где здоровье ребенка рассматривается не только как цель, содержание и результат образовательного процесса, но и как критерии оценки качества и эффективности педагогической деятельности.
Дополнительное образование, как специальная образовательная деятельность обладает высокими социально-педагогическими возможностями для развития социально-культурной активности молодого поколения, поскольку именно в среде дополнительного образования на основе ее многопрофильности, доступности и открытости, ориентированности на сотрудничество педагога и обучающегося в познании и преобразовании мира возможно обеспечение широкого спектра социальных контактов детей с учетом динамики их возрастного развития.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Станция детского и юношеского туризма и экскурсий” города Кургана в 2013 году отметила свое 20-летие. Городской конференцией юных туристов - краеведов финишировал социально-педагогический проект “Наследие” к 70-летию образования Курганской области. Основные составляющие проекта продолжают работать и сегодня. Образовательный процесс наше учреждение реализует в нескольких направлениях: спортивное ориентирование, туризм, краеведение, экология. Насущные задачи Программы развития Станции послужили причиной рождения нового проекта, к осуществлению идей которого приступили в этом же году. Здоровьесберегающие технологии красной нитью проходят в реализации образовательных программ всех направлений деятельности Станции. Финиш первого проекта дал старт следующему, логически связанному с проектом “Наследие”, основной идеей которого являлось духовно-нравственное совершенствование личности.
Проект “Азимут ЗОЖ” синтезирует многогранную деятельность педагогического коллектива и сводит в единую систему полисубъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса МБОУДОД “СДЮТиЭ”, реализующих здоровье сберегающие технологии и принципы ЗОЖ.
Модули проекта: охрана труда и безопасность жизнедеятельности, валеология, экологическая грамота, работа с детьми с ограниченными физическими возможностями и одаренными детьми, оздоровительный лагерь, работа с родителями обучающихся.
Срок реализации: февраль 2013 – февраль – 2015 гг.
Цель: создание условий для становления социально-культурной направленности личности, физического и духовного совершенствования через реализацию принципов ЗОЖ.
Задачи.
Здоровье детей - богатство нации.
Здоровье нации - сила государства.
Содержание проекта “Азимут ЗОЖ”
№ п/п |
Модуль Мероприятия |
Методы и формы реализации |
I. 1. | I. Охрана труда Инструкции по ОТ и БЖ педагогических работников и обучающихся МБОУДОД “СДЮТиЭ” г. Кургана. (Приложение 1) |
Индивидуальное и коллективное изучение инструкций педагогами и обучающимися. Программы по охране труда. |
II. 1. | II. Валеология Создание организационно-педагогических условий обеспечения здоровой внутренней среды:
|
КТД (работники Станции + родители обучающихся + отряды мэра) |
II. 2. | Психолого-медицинская диагностика педагогов и обучающихся. (Приложения 2, 3). | Диспансеризация участников
образовательного процесса. Тестирование. Консультации. |
II. 3. | Ароматерапия | Профилактика ОРВИ и ОРЗ |
II. 4. | Работа с “Листами здоровья” (Приложение 4). | Самоанализ результатов. |
II. 5. | Изучение основ безопасности
жизнедеятельности
|
Работы обучающихся:
Практические занятия. |
II. 6. | Физминутки во время теоретических занятий. | Сенсорно- координационный тренаж. |
II. 7. | Сказкотерапия (Приложение 5). | Анализ содержания произведения. |
II. 8. | Элементы Су Джок терапии. | Изучение элементарной методики положительного воздействия на физическое состояние организма. |
II. 9. | Профилактика употребления ПАВ, вредных привычек, алкоголизма, наркомании. | Индивидуальные беседы. Видеофильмы. Лектории. |
II. 10. | Создание зоны активного отдыха на прилегающей к учреждению территории. | КТД. |
II. 11. | Физическое совершенствование. |
|
III.1. | III. Работа с детьми с
ограниченными физическими возможностями и
одаренными детьми Работа с детьми – инвалидами по слуху и зрению. (Приложение 10) |
Реализация ознакомительной образовательной программы дополнительного образования детей “Туристенок” |
III.2. | Работа с одаренными детьми. | Индивидуальные занятия по адаптированным программам. |
IV 1. | IV. Экологическая грамота Проведение мероприятий в рамках Года защиты окружающей среды. (Приложение 7). |
Акции, праздники, конкурсы, фестиваль, экскурсии. |
IV. 2. | Проведение декады экологии (Приложение 8). | Конкурс, экскурсии, праздник, викторина, устный журнал. |
V. 1. | V. Летний оздоровительный
лагерь Оздоровительный лагерь с проживанием в полевых условиях (Приложение 9). |
Экологически безопасный отдых детей – активный, физкультурно- оздоровительный. |
V1. 1. | VI. Работа с родителями Анализ психологического климата в семье. |
Анкетирование, беседы и консультации. |
V1. 2. | Проведение совместных семейных мероприятий. | Походы, фотовыставки, экскурсии, игры, спортивно-оздоровительные мероприятия. |
V1. 3. | Воскресная “Школа здоровья” для мам и детей. | Оздоровительная гимнастика, беседы, индивидуальные консультации. |
V1. 4. | “Всей семьей – на лыжи!” | Лыжные прогулки (по выходным). |
Список приложений