Социально-ориентированный проект «Азимут – здоровый образ жизни»

Разделы: Социальная педагогика


Здоровье есть полное физическое,
психическое и социальное благополучие,
а не только отсутствие физических дефектов.
Всемирная организация здравоохранения

Социально-экологические и общественно-политические процессы, которые происходят в настоящее время в России, выдвигают высокие требования к уровню активности личности.

В современных основополагающих документах системы образования на федеральном уровне – “Национальной доктрине образования” (2012–2017 гг.). “Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников” (2010 г.) - положенных в основу ФГОС, приоритетной обозначается задача воспитания человека, способного выступать творцом собственной жизни, стремящегося к осознанному участию в различных социально-культурных сферах. Это приводит к необходимости акцентировать внимание в современной педагогической практике на вопросах создания условий для готовности к деятельности, направленной на самосовершенствование и творческое преобразование окружающей действительности.

Становление проблемы социально-культурного развития личности как одной из проблем в педагогике связано с наличием социального заказа на формирование личности и ее практического опыта по реализации в условиях педагогической практики.

Если раньше в системе социальных ожиданий доминировали знания и умения, то сегодня общество ждет от образовательного учреждения поведенческие модели, среди которых приоритетными являются направленные на умение сделать самостоятельный выбор, принять решение, ориентироваться в информационном пространстве, вести здоровый образ жизни. Направление “Сохранение и укрепление здоровья обучающихся” на протяжении последних лет является региональным компонентом системы образования Курганской области, где здоровье ребенка рассматривается не только как цель, содержание и результат образовательного процесса, но и как критерии оценки качества и эффективности педагогической деятельности.

Дополнительное образование, как специальная образовательная деятельность обладает высокими социально-педагогическими возможностями для развития социально-культурной активности молодого поколения, поскольку именно в среде дополнительного образования на основе ее многопрофильности, доступности и открытости, ориентированности на сотрудничество педагога и обучающегося в познании и преобразовании мира возможно обеспечение широкого спектра социальных контактов детей с учетом динамики их возрастного развития.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Станция детского и юношеского туризма и экскурсий” города Кургана в 2013 году отметила свое 20-летие. Городской конференцией юных туристов - краеведов финишировал социально-педагогический проект “Наследие” к 70-летию образования Курганской области. Основные составляющие проекта продолжают работать и сегодня. Образовательный процесс наше учреждение реализует в нескольких направлениях: спортивное ориентирование, туризм, краеведение, экология. Насущные задачи Программы развития Станции послужили причиной рождения нового проекта, к осуществлению идей которого приступили в этом же году. Здоровьесберегающие технологии красной нитью проходят в реализации образовательных программ всех направлений деятельности Станции. Финиш первого проекта дал старт следующему, логически связанному с проектом “Наследие”, основной идеей которого являлось духовно-нравственное совершенствование личности.

Проект “Азимут ЗОЖ” синтезирует многогранную деятельность педагогического коллектива и сводит в единую систему полисубъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса МБОУДОД “СДЮТиЭ”, реализующих здоровье сберегающие технологии и принципы ЗОЖ.

Модули проекта: охрана труда и безопасность жизнедеятельности, валеология, экологическая грамота, работа с детьми с ограниченными физическими возможностями и одаренными детьми, оздоровительный лагерь, работа с родителями обучающихся.

Срок реализации: февраль 2013 – февраль – 2015 гг.

Цель: создание условий для становления социально-культурной направленности личности, физического и духовного совершенствования через реализацию принципов ЗОЖ.

Задачи.

  • Развивать познавательную активность и творческое мышление.
  • Способствовать осознанию единства человека и природы.
  • Содействовать ориентации на физическое и духовное совершенствование личности.

Здоровье детей - богатство нации.
Здоровье нации - сила государства.

Содержание проекта “Азимут ЗОЖ”


п/п
Модуль
Мероприятия
Методы и формы реализации
I. 1. I. Охрана труда

Инструкции по ОТ и БЖ

педагогических работников и обучающихся МБОУДОД “СДЮТиЭ” г. Кургана. (Приложение 1)

Индивидуальное и коллективное изучение инструкций педагогами и обучающимися. Программы по охране труда.
II. 1. II. Валеология

Создание организационно-педагогических условий обеспечения здоровой внутренней среды:

  • оптимальное цветовое решение интерьера и мебели;
  • световой режим;
  • воздушно - тепловой режим;
  • водоснабжение;
  • соответствие численности обучающихся гигиеническим нормам вместимости;
  • регулярная уборка помещений;
  • исправность и надежное закрепление оборудования;
  • соблюдение норм СанПИНа при составлении расписания занятий;
  • озеленение земельного участка;
  • достаточная звуковая изоляция.
КТД (работники Станции + родители обучающихся + отряды мэра)
II. 2. Психолого-медицинская диагностика педагогов и обучающихся. (Приложения 2, 3). Диспансеризация участников образовательного процесса.

Тестирование.

Консультации.

II. 3. Ароматерапия Профилактика ОРВИ и ОРЗ
II. 4. Работа с “Листами здоровья” (Приложение 4). Самоанализ результатов.
II. 5. Изучение основ безопасности жизнедеятельности
  • лекарственные растения
  • первая помощь пострадавшим.
Работы обучающихся:
  • исследовательские
  • творческие
  • доклады
  • презентации.

Практические занятия.

II. 6. Физминутки во время теоретических занятий. Сенсорно- координационный тренаж.
II. 7. Сказкотерапия (Приложение 5). Анализ содержания произведения.
II. 8. Элементы Су Джок терапии. Изучение элементарной методики положительного воздействия на физическое состояние организма.
II. 9. Профилактика употребления ПАВ, вредных привычек, алкоголизма, наркомании. Индивидуальные беседы. Видеофильмы. Лектории.
II. 10. Создание зоны активного отдыха на прилегающей к учреждению территории. КТД.
II. 11. Физическое совершенствование.
  • Учебные тренировки,
  • учебно-тренировочные сборы в каникулярное время,
  • соревнования,
  • тестирование,
  • конкурсы, игры (Приложение 6),
  • походы.
  • бассейн.
III.1. III. Работа с детьми с ограниченными физическими возможностями и одаренными детьми

Работа с детьми – инвалидами по слуху и зрению. (Приложение 10)

Реализация ознакомительной образовательной программы дополнительного образования детей “Туристенок”
III.2. Работа с одаренными детьми. Индивидуальные занятия по адаптированным программам.
IV 1. IV. Экологическая грамота

Проведение мероприятий в рамках Года защиты окружающей среды. (Приложение 7).

Акции, праздники, конкурсы, фестиваль, экскурсии.
IV. 2. Проведение декады экологии (Приложение 8). Конкурс, экскурсии, праздник, викторина, устный журнал.
V. 1. V. Летний оздоровительный лагерь

Оздоровительный лагерь с проживанием в полевых условиях (Приложение 9).

Экологически безопасный отдых детей – активный, физкультурно- оздоровительный.
V1. 1. VI. Работа с родителями

Анализ психологического климата в семье.

Анкетирование, беседы и консультации.
V1. 2. Проведение совместных семейных мероприятий. Походы, фотовыставки, экскурсии, игры, спортивно-оздоровительные мероприятия.
V1. 3. Воскресная “Школа здоровья” для мам и детей. Оздоровительная гимнастика, беседы, индивидуальные консультации.
V1. 4. “Всей семьей – на лыжи!” Лыжные прогулки (по выходным).

Список приложений

  1. Инструкции по охране труда и ОБЖД.
  2. Медицинская диагностика работников учреждения.
  3. Медицинская диагностика обучающихся.
  4. “Листы здоровья”.
  5. “Страна Здравоярия” (сказкотерапия; Д.Фролов, Т.Зинкевич-Евстигнеева “Возвращение Жемчужного Ожерелья Здоровья”) материалы для занятия (кратко).
  6. Положения и условия проведения конкурсов.
  7. План мероприятий Года защиты окружающей среды.
  8. Декада экологии (план, анализ).
  9. Организация оздоровительного летнего отдыха детей.
  10. Программа “Туристёнок” (для детей с ограниченными возможностями здоровья).
  11. Фотофестиваль “Природы лик живой”.
  12. Прилегающая к Станции территория.
  13. Источники фитотерапии.
  14. Диспансеризация детей.
  15. Активный летний отдых.
  16. Семейный туристский маршрут.