В современном образовании в целом и в преподавании русского языка происходит поиск ориентиров среди образовательных ценностей и приоритетов. Этот поиск учитывает три уровня: уровень фактов, уровень закономерностей и мировоззренческий уровень. Поэтому в обучении языку можно сосредоточить внимание на одной из содержательных трактовок русского языка: язык как ценность, как система, как процесс и как результат. Но возможно и соединение всех этих аспектов в целостное содержание. Такую инновационную прогностическую концепцию целостного изучения русского языка в школе и предполагает современное преподавание предмета. Это базируется на принципиально новом подходе к целям, методам и формам обучения филологическим дисциплинами, обосновано современными задачами гуманитарного, прежде всего, лингвистического образования. Принципиально новым является в первую очередь опора на текст как на ключевую единицу при изучении русского языка, что обусловлено требованиями времени, в частности, задачей формирования компетентной языковой личности.
Поскольку понятие языковой личности включает в себя вербально-семантический (собственно языковой), тезарусный (понятийный) и мотивационный (деятельностно-коммуникативный) уровни , то при решении этой задачи возникает потребность, во-первых, в системно-функциональном подходе к обучению русскому языку, во-вторых, в интеграции школьных предметов.
Результативность обучения русскому языку повысится, если в учебном процессе будет осуществляться органическая взаимосвязь обучения разным компетенциям – языковой, лингвистической и речевой – на основе разных видов чтения и последующей работы с текстом. Текст должен использоваться не только на уроках развития речи, но и при изучении морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, лексики, фразеологии, орфографии и пунктуации.
Чтение и работа с текстом должна стать основой филологической деятельности в школе на всех видах уроков. Все это позволит эффективно добиваться широкого спектра образовательных, воспитательных, научно-методических и психолого-педагогических целей, среди которых особенно нужно выделить воспитание любви и интереса к родному языку как к основе гуманитарной культуры.
На современном этапе рекомендуется внедрять в учебный процесс новые технологии, связанные с комплексным углубленным чтением и изучением текста с экрана. Интерактивная доска – сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передается через проектор. Чтение с интерактивной доски актуально. Современный ученик предпочитает чтению с листа чтение с экрана. Этот фактор позволяет учителю использовать разные виды чтения для получения, усвоения и применения информации школьниками, что является определенным инструментов повышения эффективности в подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе за счет наглядности и динамичности.
В процессе чтения с экрана могут решаться различные учебные задачи, так как интерактивная доска не только позволяет отобразить мобильную информацию, является не только средством визуального сопровождения, но и позволяет решать вопросы просмотрового, ознакомительного и, главное, изучающего чтения; она включает обучающихся в коллективный и диалоговый режим работы.
Используя функции “шторки” можно делать обучающие подсказки; перемещать как отдельные слова, так и целые фразы, выделять главные и вырезать второстепенные при работе над сжатием текста, а также при изучении разделов “Синтаксиса”, “Орфографии”, “Пунктуации”.
Интерактивная доска решает проблему раздаточного материала, предполагает выработку навыков осмысленного чтения и продуктивного анализа с последующим созданием собственного речевого продукта на основе прочитанного.
Например, на уроке – практикуме “Работа с текстом. Приемы сжатия текста” при подготовке к ГИА в 9 классе используем фрагмент из текста В. Распутина “Байкал” для ознакомительного коллективного медленного чтения с последующим выполнением алгоритма сжатия текста: выделение микротем (составление плана), повторное чтение (индивидуально-слуховое) с выделением и записыванием в тетрадь ключевых слов и понятий. Третье чтение включает девятиклассников в диалоговую работу над установлением смысловых связей между ключевыми словами, устраняя повторы, однородные члены предложения, сокращая предложения и члены предложений, имеющих второстепенное значение и т.д. В результате неоднократного изучающего чтения, редактирования исходного текста получаем новый сжатый текст, в котором теряется авторская индивидуальность, эмоциональность, но выделяется содержательно-информационная основа.
Вопросы, связанные с чтением и анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ГИА. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспитательную. Чтение и анализ текста, соединяющий наблюдения над его разными особенностями, необходим для формирования грамотной устной и письменной речи, для формирования навыков свободного владения родным языком.
На наш взгляд, особенно важным является чтение и анализ авторских текстов, так как именно такая работа способствует глубокому проникновению в структуру художественных образов, дает возможность учащимся почувствовать всю красоту родного языка, учит бережному отношению к слову.
Тексты непревзойденного мастера слова Ивана Алексеевича Бунина, как никакие другие подходят для исследований на уроке. В них удивительным образом сочетается синтаксическое разнообразие и богатейший материал для анализа лексики, морфологии, орфографии.
Чтение и работа с текстом на каждом уроке учит детей пользоваться богатством русского языка, вводит учащихся в мир словесного искусства. Кроме этого, в конце 9 класса на уроках литературы ребята знакомятся с творчеством Ивана Бунина, а работа с бунинскими текстами на уроках русского языка помогает им ближе узнать и понять художественный мир писателя.
Понятно, что в процессе работы на отдельном уроке невозможно прочитать и проанализировать целое художественное произведение, но фрагмент, представляющий собой законченную мысль, возможно.
В масштабах большого текста всегда можно выделить несколько фрагментов, в которых четко определяется микротема, отражающая содержание нескольких предложений, связанных одной мыслью. В данной работе мы и будем использовать микротексты как фрагменты полных текстов произведений И.А. Бунина.
Методика прочтения и работы с художественным текстом проста. На начальном этапе урока или на этапе закрепления материала демонстрируем текст с интерактивной доски. Первое чтение производится непосредственно учителем, учитывая выразительность, верное интонирование, возможный комментарий, что усиливает восприятие. Второе чтение коллективное, с конкретной целевой установкой. К примеру, необходимо выявить особенности соединения предложений в тексте; найти и записать все СПП; подчеркнуть грамматические основы в предложении; выписать предложение, соответствующее той или иной теме; определить тему и основную мысль и т.д.
Для подобной работы можно использовать фрагменты из текстов И.А. Бунина “Осенью”, “Веселый двор”, “Тишина”, “Эпитафия”, “Перевал” и др.
При чтении художественных текстов нужно подготавливать обучающихся к внимательному изучающему чтению, используя приемы:
- восстановление деформированного текста;
- восстановление целостного, логически завершенного текста;
- текст с пропусками;
- выделение в тексте необходимой информации;
- сжатие текста;
- установление соответствий;
- “убери лишнее”;
- определи художественные средства и т.д.
Системность такой работы не только помогает учащимся готовиться к ГИА, но и развивает, совершенствует их речь, мышление, формирует духовные и эстетические ценности.
Не следует забывать, что работа с интерактивной доски не должна превышать 15-20 минут общего времени урока.
Содержание, глубина и объем текста для чтения и работы с ним должны соответствовать познавательным возможностям школьников.
При создании электронного варианта текста для чтения нужно избегать дальних планов и мелкого шрифта, также следует избегать больших текстовых фрагментов. При необходимости нужно выделять важные части, используя курсивные начертания. А также вместо физминутки на уроках можно проводить читательские пятиминутки: первая минута – коллективное чтение “ вполголоса” ;вторая минута – чтение “про себя”; третья минута – чтение вслух (медленно, рекомендуется по слогам); четвертая минута – беглое слуховое чтение.
Мы думаем, что при таком подходе к вопросу чтения на современном этапе развития общества и школы, эффективность читательских интересов будет выше, а подготовка к сдаче ГИА по русскому языку в 9 классе - качественнее.
Литература.
- Вьюшкова Л.Н. Совершенствование чтения на уроках русского языка// журнал “Русский язык в школе”. - №1, 1998 год. – с.3-8.
- Ембулаева Т.Е. Обучать чтению на основе знаний о тексте // журнал “Русский язык в школе”. - №4, 1999. – с. 12-14.
- Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение. //журнал “Русский язык в школе”. - №1, 1999. – с.3-11.
- Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение //журнал “Русский язык в школе”. - №2, 1998. – с.9-14.
- Коротаева Е.В., Сутырина Т.А. Техника активного чтения // журнал “Русский язык в школе”. - №1, 2000. – с. 12-17.
- Шелестова З.А. Выразительное чтение на уроках // журнал “Литература в школе”. - №4, 1983. – с. 34-35, 54.