Цели:
- Образовательная – познакомить учащихся с современными архитектурными стилями.
- Воспитательная - способствовать эстетическому воспитанию, формированию у учащихся вкуса.
- Развивающая - развивать воображение, творческие способности, формировать навыки по созданию фотоколлажа.
Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.
Виды деятельности учащихся:
- осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве;
- выполнять в материале разнохарактерные практические творческие работы.
Материалы и оборудование:
- Материалы: бумага формата А3, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, подборка иллюстрации для фотоколлажа.
- Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация PowerPoint по теме “Город сегодня и завтра”
Организация класса: класс предварительно разбит на группы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Организация рабочей обстановки в классе. Объявление темы, целей, задач урока.
II . Повторение ранее изученного материала (фронтальный опрос).
Учащиеся отвечают на следующие вопросы:
- Какие архитектурные стили прошлого вы знаете?
- В чем заключается особенность античного архитектурного стиля Древней Греции?
- Какому из стилей характерно выполнение окон при помощи витражной техники исполнения?
- Назовите характерные особенности архитектурного стиля барокко.
- Отличительные особенности стиля эпохи Ренессанс. Как еще называли эту эпоху?
- Русская архитектура взяла за основу архитектуру, какого государства?
III. Изучение нового материала.
Во время объяснения нового материала идет демонстрация презентации “Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры”.
Архитектура современности – это во многом отрицание канонов прошлого.
Невозможно “одеть” современные здания, предназначенные для новых целей, в архитектурные формы прошлого. Бессмысленно строить планетарий или бассейн в форме дворянского особняка или акрополя.
В XX веке на смену принципам симметрии в архитектуре пришли принципы асимметрии и динамического равновесия.
Главный принцип архитектуры XX века: принцип компоновки зданий изнутри-наружу.
Назначение и функция определяют форму и планировку здания.
Именно назначение здания – стадиона, театра, школы, определяют его пространственное решение и форму ( слайд 4).
Современные архитекторы обращаются к инновационным технологиям.
Для возведения форм используют новейшие достижения в компьютерной и строительной технологии.
Архитектура нашего времени свободна в выборе идей и форм, она не подчиняется какому-либо определенному стилю. Все стили являются равноправными.
Современные архитекторы используют самые различные стили: постмодернизм, модернизм, конструктивизм, “техно”, хай-тек и т.д. Кроме того, эти стили комбинируют, иногда весьма смелым образом
Конструктивизм характеризуется строгостью, геометризмом, простотой форм и монолитностью внешнего облика.
Конструктивизм внедрился в архитектуру как новый стиль в начале 20 века. Связано это было с тем, что с возникновением автомобильного транспорта планировка городов стала неудобной для комфортного передвижения на автомобилях.
Перед архитекторами того времени стояло 2 задачи:
Изменить планировку города для комфортного передвижения транспорта;
Построить многоквартирные дома для людей со средним и низким достатком.
Так появились небоскребы. Сооружения в этом стиле не отличались замысловатостью форм, наличием декоративных украшений, материал, применяемый для строительства, так же был простым – кирпич, стекло, железобетон; цветовая гамма была тусклых, серых тонов.
Но в конструктивизме была решена задача: достичь максимальной эффективности при минимальных затратах на сооружение зданий.
В СССР конструктивизм достиг своего пика. В Советском Союзе строились дома-коммуны, здания необычной формы (дом “Слово” построен в форме буквы “С”).
Затем, конструктивизм распространился в Германии и Нидерландах. (слайд № 11)
На сегодняшний день в мире архитектуры широко используется стиль “хай-тек” (в переводе “высокие технологии”).
Основные черты:
- использование высоких технологий в проектировании и строительстве зданий;
- применение стекла, пластика, металла;
- использование функциональных элементов (лифты, лестницы, система вентиляции) вынесенных наружу здания;
- широкое использование серебристо-металлического цвета;
Наиболее ярким представителем стиля хай-тек можно назвать вращающийся дом в Куритиба (Бразилия). Одиннадцатиэтажное здание круглой формы способно вращаться вокруг своей оси, причем каждый этаж поворачивается независимо от движения других этажей. Каркас этого жилого дома выполнен из металлических конструкций, стены практически полностью из стекла.
Архитекторы, работающие со стилем хай-тек, имеют широкое пространство для творчества. Все здания, выполненные в этом стиле очень дорогие, их еще называют “банковскими соборами”. Можно даже говорить , что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. (слайды № 13, 14)
По поводу этого стиля уже не первый год идут споры: некоторые считают, что он рушит эстетику города, заглушая стиль остальных зданий, другие наоборот уверены, что эстетика городов выигрывает от этого стиля.
Ни одно архитектурное течение не заканчивает историю зодчества, а наоборот подталкивает к новым поискам и находкам архитектурных стилей.
IV. Постановка художественной задачи (работа в группах по 4-5 человек) :
Для закрепления пройденного материала вы выполните задание в технике фотоколлаж:
- вам необходимо при помощи листа бумаги формата А3, подготовленных иллюстраций, ножниц и клея выполнить визитную карточку выбранного города;
- затем вы представите свою творческую работу (рассказ или презентация).
V. Подведение итогов урока.
Давайте вспомним, что нового вы узнали на этом уроке:
- В каком государстве достиг своего пика архитектурный стиль конструктивизм?
- Что в переводе означает современный стиль хай-тек?
- Урок закончен. До свидания.
Литература.
- А.С.Питерских. Г.Е.Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. – 3-е изд. - М. : Просвещение, 2010. – 175 с.
- О.М.Гусева. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 8 класс – М.; ВАКО, 2012. – 128 с.
- Г.Е.Гуров, А.С.Питерских. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: метод пособие. /Г.Е.Гуров, А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 111 с.
- http://streetfront.ru/styles/page/8/;
- 5 http://www.sitenz.com/