Цели и задачи урока.
Познавательные.
- продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России;
- рассмотреть взаимосвязь компонентов природы, на примерах влияния лесов;
- показать важность лесных ресурсов в жизни людей в их различных аспектах;
- продолжить формирование знаний экологии, показать значимость этих знаний.
Личностные.
- влияние леса на физическое, психическое и духовное здоровье людей – “как лечиться лесом”;
- необходимость знания о лесах продиктована тем, что жители Санкт-Петербурга – жители лесной зоны.
Продолжить воспитание чувства патриотизма;
- экологической культуры через бережное отношение к лесам;
- духовное, эстетическое развитие личности, любовь к природе через её понимание;
- воспитание морально-нравственных категорий через понимание потребительского отношения человека к лесам – “лес – центр морали” - академик Лихачёв;
Коммуникативные.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные.
- Отбирать главные идеи урока;
- Работа с картой, диаграммами, цифровым материалом;
- Культура устной и письменной речи, культура публичных выступлений;
- Интеллектуальные умения – анализ, обобщения, абстрагирование ситуаций.
Метапредметные связи.
- Исторический материал, связанный с охраной лесов и использованием их ресурсов;
- Биология – влияние лесов на здоровье людей;
- Литература – формирование духовных, морально-нравственных ценностей;
- Искусство – репродукции великих мастеров, музыка – использование музыкального оформления (Чайковский, “Времена года”);
- Химия – химические знаки и символы; соединения, загрязняющие атмосферный воздух.
Образовательная среда:
- использование ТСО – мультимедиа – демонстрация презентации в качестве иллюстраций к уроку: фото, музыка Чайковского П.И., иллюстрации картин Шишкина, Поленова, материалы из личного фотоархива (туристич. слет).
- Карта растительности или, лучше природных зон России; таблицы, иллюстрации лесов;
- Коллекция древесины для наглядности;
- Раздаточный материал: атласы, таблицы – конспекты урока (тест и д.з. на оборотной стороне).
Подготовительный этап:
1.Тема урока оговаривается предварительно, дабы определить ее важность и масштабность изучения – выдвижение проблемы “зачем изучать леса?”;
2. учащимся задаются определенные ролевые задания: историки, экономисты, экологи, защитники, доктор, стихи о лесе, отрывки из художественной литературы.
3. собрать иллюстративный материал в форме презентации для эмоционально-эстетического воздействия.
Этапы урока
Тема урока заявлена предварительно – “Леса”, поэтому урок начинается с показа сменяющихся фото лесов в сопровождении музыки П.И.Чайковского “Времена года”, учитель зачитывает отрывок из произведения Паустовского “Леса Мещеры”.
Вызов - организация проблемной ситуации.
Учитель: - Тема урока “Леса”, но мне думается, что разумнее будет начать разговор о лесах с их значения. Почему? Кое-кто выразил несогласие в нужности этих знаний. Напомните пож., почему вы не считаете эту тему важной.
Несогласный ученик говорит о том, что мы живем в городе и нам не обязательны знания о лесах и т.д.
Учитель: - Может быть вы и правы, мы не собираемся переселяться в лес, но все-таки мы постараемся сегодня убедиться в том, что знания о лесах необходимы. Зачем? Леса имеют большое значение в жизни людей.
Игровой момент – ученик в костюме “лешего” стуч. в класс: - Я пришел из леса. Покоя нет! Раньше по лесам шастастали по-тихому, а теперь, за последние 200 лет и лесов то уже не осталось! Что вам людишкам надо в нашем лесу!?
Учитель: - Садись и слушай, мы об этом будем говорить.
(На экране - слайд 2 “значение лесов”, цели урока).
- В процессе урока мы будем выработать определенную программу “Итоги конференции”
(На экране – слайд 3 таблица, которую учащиеся заполняют в процессе работы на уроке)
Читают инструкцию работы на уроке.
Определение по карте площади лесов от территории России;
(на экране – слайд 4 тест-диаграмма; слайд 5 – ответ, дается после определения учениками; Вывод: Россия крупная лесная держава). Это записывают в конспект “Итоги”.
Учитель: - Начнём с истории. Посмотрите на карту, наш город тоже находится в зоне лесов. Значит, мы в какой-то степени жители лесной зоны.
Предоставляет слово 1-му выступающему:
Историк: - Наши древние предки славяне жили в лесной зоне (смешанных лесов), здесь же началось формирование государства Российского, и были основаны древнейшие русские города. Лес с глубокой древности кормил людей. Использование лесных угодий служило хорошим подспорьем к небогатым продуктам земледелия жителей лесной зоны. Раньше заготавливались на зиму бочками, ягоды (черника, брусника, клюква), кедровые орешки. Важную часть пищевого рациона народов Сибири составляет промысловое мясо (лося, кабана, оленя), пернатая дичь (рябчики, куропатки, глухари, тетерева, перепелки). Традиционным для русских и Финно-угорских народов является хмельной напиток из лесного меда.
(на экране – слайд 6 лесопромысловое хозяйство; слайд 7 – лес кормит).
Историк: - Лес одевал – охота на зверя давала не только пищу, но и одежду, издавна промышляли пушным промыслом (вспомните Мангазею).
Говорят, что цивилизация началась с первого вырубленного дерева. Это так. Первые города, крепости и всё, что в них было – всё из дерева. Мы знаем уникальные памятники деревянного зодчества – остров Кижи на Онежском озере! Великолепно!
До сих пор во многих селениях сохранились народные промыслы - производство посуды, игрушек, мебели из дерева. Теперь это сувениры.
Лес обогревал жилища людей. И до сих пор ещё во многих селениях дрова используют как топливо.
(на экране – слайд 8 лес одевает; слайд 9 – Кижи, слайд 10 – домашняя утварь).
3. Экономист: - Современная цивилизация также не может обойтись без лесных ресурсов. 20 тыс. видов продукции производят из древесины! Парты, двери, мебель в классе – тоже из дерева. Люди поняли, что дерево – экологически чистый материал. Оно излучает особую энергетику, поэтому в квартире, где полы и мебель из дерева, легко дышать.
Но всё чаще древесину используют в химической промышленности для получения бумаги, целлюлозы, дубильных веществ и т. д.
Вот например как используют некоторые известные нам древесные породы.
(на экране – слайд 11 – схема РЕСУРСЫ).
4.Экономист: - Сосна – даёт отличный строительный материал, дрова и очень ценную смолу.
Ель – для производства бумаги, искусственного шелка и музыкальных инструментов (верхняя дека для скрипок). Лиственница – растёт в сибирских лесах – противостоит гниению, в особенности под водой, поэтому использовали для производства свай и мостов. Превосходное топливо – дрова.
Сибирская кедровая сосна ценна, прежде всего как поставщик питательных орешков – не раз спасала жителей Сибири от голода.
Дуб – древесина высоко ценится. Из неё делают мебель, паркет. Кора дуба используется в лечебных целях. У липы древесина слишком мягкая, белая. Поэтому пригодна только для производства в народных промыслах. И, конечно, наша русская берёза! Дрова из неё жаркие, дают много тепла. Из неё также делают мебель. Особую ценность имеет так называемая карельская берёза, у которой на стволах имеются наросты – капы. Её древесина имеет необычные узоры. Используют для поделок и дорогой мебели. Из бересты изготавливают домашнюю утварь. И если хранить в коробах из бересты продукты, то они долго не портятся.
(на экране – слайд 12, 13, 14 – использование древесины; видеофрагмент без звука (сосна, ель, кедр и т. д.).
5.Защитник леса: До сих пор спорят о том где, как и сколько можно рубить. Но рубят как обычно, то, что ближе и лучше. Поэтому вокруг больших городов уже не встретишь многих зверей и птиц, исчезают грибы и ягоды. Например, в Карелии, Вологодской, Пермской и др. областях лес уже пришел к невосполнимому истощению: заготовка леса сократилась в 2 раза. Если и дальше рубить такими же темпами, его хватит на 20-25 лет!
(на экране – слайд 15 Лес рубят - ...).
Учитель: У леса есть более значительная роль – природоохранная или экологическая.
(на экране – слайд 16 схема Природоохранная роль лесов).
6. Эколог Лес и пашня – брат и сестра. Леса выполняют важнейшую почвозащитную и противоэрозионную роль. На лесных территориях уменьшается водная эрозия и образование оврагов и балок. Постоянный растительный опад и жизнедеятельность лесных организмов поддерживают естественное плодородие лесной почвы. Почва в лесу не подвергается разрушительной деятельности ветра, поэтому важны лесозащитные полосы на открытых пространствах засушливых районов. На полях, защищенных лесополосами, скорость ветра и темпы испарения снижаются на 35 - 40%. Урожаи зерновых культур повышаются на 20 - 30%, овощных и бахчевых на 50 - 75%, а кормовых - на 100% и более.
(на экране – слайд 17 лес и пашня).
7. Историк (экология): - У древних славян – земледельцев были запретные рощи. Нельзя было в них рубить деревья. Издавна весенней хлебной страде сопутствовала страда лесная, высевая злаки, одновременно сажали деревья. Сегодня эта взаимосвязь разрушена. (на экране – слайд 18 упадок цивилизаций).
Между прочим, история свидетельствует, что древние цивилизации приходили в упадок в результате вырубки лесов: сначала мелели реки, затем высыхала и деградировала земля – наступал голод! (на экране – слайд 19 Ярослав Мудрый)
В законах Ярослава Мудрого “О церковных судах и земских делах”, читаем: “Аще кто сжег или посек зазря деревья, сугубо за оскудение земель да осужден будет”.
(на экране – слайд 20). В Уложении царя Алексея Михайловича читаем: “Южно-русская граница охраняется засеками; к ним отведены заповедные засечные леса; Кто в таком лесу ссечет дерево или высечет избу, или проложит дорогу – в первый раз кнут, а во второй за такие “засечные порухи” смертная казнь”. В 17 в. Смертной казнью карались деяния, затрагивающие интересы государства.
Учитель: - Лес является родным домом для зверей и птиц. Наши предки об этом не забывали. (на экране – слайд 21, 22 животные).
- Лес играет большую роль в очистке воздушного бассейна.
(на экране – слайд 23 леса лёгкие планеты).
8. Эколог: - Леса называют “легкими планеты”! Леса России обеспечивают газовый состав атмосферы, генерируя огромное количество кислорода и концентрируя в себе значительную часть углекислого и вредных газов. В процессе фотосинтеза углекислый газ накапливается в органической массе лесов (в древесине и лесном опаде), изымаясь из атмосферы на длительное время (80 - 120 лет). По разным подсчетам современные леса России поглощают 260 - 600 млн. тонн углекислоты в год. Огромными резервуарами поглощения избытков углекислого газа из атмосферы являются болота лесной зоны. Леса России производят огромное количество кислорода - на 5346 млн. тонн больше, чем его потребляется в нашей стране на хозяйственные и бытовые нужды! Листья деревьев являются природными фильтрами, которые могут улавливать свыше 50% пыли, содержащейся в воздухе.
9. Эколог: (рассказ по слайду презентации 24, 25, 26, 27) - Если 1га елового леса принять за 100%, то лиственничный лес поглощает 120%, сосновый -160, липовый-250, дубовый-450,а лесные посадки тополя – 700%! Один га леса за 1 час поглощает около 8 литров СО?, что соответствует дыханию 200 человек. Современная технология поглощает О? в 15 раз больше, чем все живое на Земле!
Лесные насаждения очищают воздушные бассейны городов и сёл от пыли и вредных газов, дыма и копоти, а также от шума. Еловые насаждения площадью 1 га могут задержать на кронах до 32 т пыли в год, сосновые – 35 т, дубовые – 54 т, буковые – 68 т. Содержание пыли в литре воздуха на озеленённой улице в 3 раза меньше, чем на улице без деревьев.
10. Эколог: В лесу особый микроклимат, когда вокруг жара и сухость – в лесу влажно и прохладно! Даже при сильном ветре в лесу тихо – в глубине 30-50 метров от опушки скорость ветра снижается на 40%, а в глубине 120-200 метров царит полный штиль! Лес улучшает климат приземного слоя воздуха, смягчает резкие колебания температур, накапливает влагу, увеличивает ее оборот в природе. Леса замедляют таяние снега, почва под лесом задерживает влагу. Поверхностный сток в лесах очень незначителен, поэтому почти вся дождевая и талая влага, особенно весной, уходит в почву. Благодаря этому велика роль лесов в регулировании режима рек: лес уменьшает и предотвращает их наводнение весной и резкое обмеление летом.
Учитель: - Благодаря своей экологической роли, лес является лучшим доктором, он лечит нас от многих болезней и недугов. Каким образом?
(на экране – слайд 28 фитонциды).
11. Доктор: - Современному горожанину лес назначается как лечебное средство! В 1928 году наш ученый Токин обнаружил растительные антибиотики и назвал их “фитонцидами”. Разные породы деревьев выделяют их в разных количествах, много их в сосновом лесу. Сосновый лес продуцирует в сутки 5 кг фитонцидов, а можжевеловый -30 кг! Фитонциды оказывают не только антимикробное действие, эти летучие вещества воздействуют на дыхание, кровообращение, иммунную систему! Особенно много их выделяют деревья весной. Лес дает не только физическое, но и психическое здоровье.
Вспомним, какая совершенно неповторимая атмосфера в лесу, наполненная звуками, запахами, какое ощущение, когда идешь босиком по траве – все это сигналы которыми лес обращается к организму. Уравновешиваются процессы в нервной системе, зеленый цвет снимает нервное напряжение. Звуки леса, ионизированный воздух, обогащенный кислородом, мягкий рассеянный свет служат стимуляторами обменных процессов организма. Человек сформировался, как часть этой среды и связан с ней до сих пор!
(выступающий “доктор” раздаёт материал “как лечиться лесом”)
Учитель: - Историк Ключевский считал, что ландшафт формирует характер...
(на экране – слайд 29 тест на определение черт характера жителей леса).
- Какие черты характера вы выделили? (ответ учеников)
Учитель: - Каждый год по традиции мы выезжаем в лес...
(на экране – слайд 30 – тур слёт (музыка)).
- И что мы можем оставить после себя...? (на экране – слайд 31 “мусор”)
- А последствия могут быть катастрофическими – пожары (на экране – слайд 32 – пожары).
12. Защитник леса: - Очень много лесов погибает от пожаров, которые возникают стихийно. Например, в 2007 году в России бушевало 490 лес.пожаров; за сутки огонь проходил 26тыс.га леса! Но в 9 случаях из 10 пожар возникает по вине человека. Самая распространенная причина - костры! При сильном ветре пожар движется со скоростью 30 км/час.
13. Стихотворение о пожаре в лесу:
Забывчивый охотник на привале не разметал,
Не разметал костер, он в лес ушел. А ветки догорали.
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туман.
И ожил потухающий костер,
И сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
И как испуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели.
С грозным треском падали стволы,
И как снежинки искры с них летели.
Учитель: - Стихотворение П. Бровко “Всё так изранено в лесу...”
Леший: - “Безобразие! Больше никого в лес не пущу, так и знайте!”
Учитель: - К счастью, леса имеют способность к восстановлению. Они радуют людей и дают им духовную силу, вдохновляют на творчество. Ещё наши предки насилили леса сказочными героями. (на экране – слайд 33 – “нечистая сила”, 34 Дед мороз).
- В сосновом бору Великого Устюга живёт Дед мороз.
- Позже леса вдохновляли великих писателей, композиторов, художников на создание великолепных произведений. Перед вами картины “Великого певца леса” И. И. Шишкина.
(на экране – слайд 34 – картины Шишкина под музыку П. И. Чайковского “Времена года”
Стихотворение Бунина
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца...
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной
Завороженный тишиной.
И.А. Бунин
Учитель: - “Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудесные пейзажи. Надо быть безрассудным варваром, чтобы жечь в своей печке эту красоту. Человек озарён разумом и творческим силой, чтобы приумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов всё меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днём земля становится всё беднее и безобразнее...
Когда я сажаю берёзку и потом вижу, как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью...” - это монолог из драмы А.П.Чехова “Дядя Ваня”, написанной им в 1897 году.
Леший: - Ох разжалобили вы меня, ну ладно, пущу вас в лес, но только после того как вы напишите и красиво оформите правила поведения “Заповеди, идущего в лес”.
Учитель: - Это будет вашим домашним заданием.
Учитель задает вопросы “несогласному” ученику, который высказывает наиболее убедительные выводы, почему нужны знания о лесах.
Итоги урока – рефлексия. Делают выводы о значимости лесов и записывают их в “Итоговый документ” (таблицу), какие выводы наиболее убедительны.
Учитель: - Теперь, когда мы убедились в значимости лесов, я предлагаю на следующем уроке познакомиться с разнообразием и расположением лесов по территории России.
Для этого будет использована таблица “Смена лесных сообществ на территории России” (приложение)