Цель: научить детей составлять сериационные ряды по сенсорным эталонам, познакомить с основными принципами сериации и чередования.
- Что такое “сериация”?
- Сериация – это одна из важнейших мыслительных операций.
Суть ее составляет установление последовательных взаимосвязей, упорядочивание различий.
Простейший пример сериации – сбор ребенком обычной пирамидки.
Сериация является фундаментом понимания и правильного обращения с различными шкалами, инструментами измерения, а также лежит в основе представлений о порядковых числительных, об арифметических и геометрических прогрессиях.
Сериация способствует развитию:
- зрительного восприятия,
- зрительного внимания,
- мышления (в большей степени таких операций, как анализ, сравнение, классификация),
- зрительно-двигательной координации (“глаз – рука”),
- ориентировки в микропространстве,
- мелкой моторики
Проблемы, с которыми сталкиваются дети с нарушениями зрения при составлении сериации:
- несформированность представлений о сенсорных эталонах или их фрагментарность,
- трудности в анализе образца и в сравнении сенсорных эталонов,
- ошибки в узнавании близких между собой сенсорных эталонов,
- неумение выстроить элементы сериации по предложенному педагогом пространственному расположению,
- действия простыми способами составления сериации: пробы и ошибки, перебор вариантов.
Основной принцип при обучении составлению сериации – это принцип от простого к сложному:
- от основного признака – цвета (в онтогенезе ребенка он появляется как первый эталон) к форме и величине.
- от основного цвета к оттенкам, от простых форм и величин к сложным.
- от малого количества элементов (2, 3) к большему количеству.
- от чередования по одному признаку к чередованию по нескольким признакам.
- от пошагового показа, к зрительному образцу и к действию по словесной инструкции.
- от использования зрительных ориентиров, обозначающих пространственное положение элементов в ряду, и без них.
- от использования линии , обозначающей ряд и без нее.
- от размещения элементов по горизонтальной линии к раскладыванию по вертикали, по диагонали, по волнистой линии, по кругу и пр.
Основные способы действия при раскладывнии сериации:
- Действия силой
- Перебор вариантов
- Пробы и ошибки
- Практическое примеривание (наложение, приложение)
- Зрительное соотнесение
Действия силой и перебор вариантов являются примитивными способами действия, которые свойственны детям раннего возраста и для детей с нарушением интеллекта.
Практическое примеривание и зрительное соотнесение являются самыми совершенными способами действия.
Одной из разновидностей сериации является чередование.
Чередование – это повторение элементов ряда по какому-либо признаку.
Например, составление ряда чередования по оттенкам основного цвета.
В старшем дошкольном возрасте рекомендуется работа с оттенками оранжевого, фиолетового, голубого цветов, при этом важно закреплять и другие оттенки основных цветов, с которыми дети знакомились в младшем возрасте.
При составлении ряда по оттенкам важно подобрать фон так, чтобы элементы не сливались с ним и не искажался сам оттенок элемента.
Составление ряда по оттенкам цветов.
Перед ребенком можно поставить 2 задачи по развитию цветовосприятия:
- выделение оттенка из группы красно-оранжево-коричнево-фиолетовых,
- выделение оттенка из “своей” группы основного цвета, например, выделение бордового из группы малиновых и красных оттенков.
А также закрепить представления о четырехугольниках: квадрате, прямоугольнике, трапеции.
Составление ряда по чередованию объемных форм.
В старшем дошкольном возрасте необходимо закреплять представления о таких объемных формах, как шар, куб, цилиндр, конус, располагая их в сериационных рядах, а также комбинируя их в различных пространственных модальностях. Тем самым, мы закрепляем и пространственные представления.
Составление ряда по величине, закрепление представлений о длине, при различном расположении элементов в микропространстве (горизонтально, вертикально).
Составление ряда по таким понятиям величины, как высота и толщина.
Составление ряда по чередованию элементов по такому признаку, как направление.
При составлении ряда по чередованию можно предложить усложнение – составление по двум признакам, например, цвет и направление элементов.
При этом выбор цвета элемента может осуществляться из тех цветов, которые не присутствуют в образце. Тем самым, закрепляется не только ориентировка в пространстве и пространственная терминология, но и цветовосприятие.
При составлении рядов по чередованию сенсорные признаки элементов можно комбинировать: форма и величина, форма и направление элементов, форма и количество.
Рекомендуется предлагать детям задания на активизацию мыслительной деятельности: “Правильно ли я составила ряд?”, “Найди ошибку”.
Составление ряда по трем сенсорным признакам: например, форма, оттенок, направление.
Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить составить ряд из близких оттенков и фигур, например, из четырехугольников (квадрат и ромб, квадрат и трапеция), закрепляя представления о них.
Сформированные сенсорные представления и умение составлять сериацию дают возможность детям отразить свой накопленный сенсорный опыт в продуктивной деятельности.
Например, при составлении узоров на предметах одежды способом штампования. В процессе работы дети выбирают желаемую форму и цвет из множества предложенных штампиков и палитр, а затем составляют ряды по чередованию элементов по сенсорным эталонам, украшая предметы одежды.