Развитие зрительного восприятия составлением сериации как важнейшей составляющей сенсорного воспитания детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цель: научить детей составлять сериационные ряды по сенсорным эталонам, познакомить с основными принципами сериации и чередования.

  • Что такое “сериация”?
  • Сериация – это одна из важнейших мыслительных операций.

Суть ее составляет установление последовательных взаимосвязей, упорядочивание различий.

Простейший пример сериации – сбор ребенком обычной пирамидки.

Сериация является фундаментом понимания и правильного обращения с различными шкалами, инструментами измерения, а также лежит в основе представлений о порядковых числительных, об арифметических и геометрических прогрессиях.

Сериация способствует развитию:

  • зрительного восприятия,
  • зрительного внимания,
  • мышления (в большей степени таких операций, как анализ, сравнение, классификация),
  • зрительно-двигательной координации (“глаз – рука”),
  • ориентировки в микропространстве,
  • мелкой моторики

Проблемы, с которыми сталкиваются дети с нарушениями зрения при составлении сериации:

  • несформированность представлений о сенсорных эталонах или их фрагментарность,
  • трудности в анализе образца и в сравнении сенсорных эталонов,
  • ошибки в узнавании близких между собой сенсорных эталонов,
  • неумение выстроить элементы сериации по предложенному педагогом пространственному расположению,
  • действия простыми способами составления сериации: пробы и ошибки, перебор вариантов.

Основной принцип при обучении составлению сериации – это принцип от простого к сложному:

  • от основного признака – цвета (в онтогенезе ребенка он появляется как первый эталон) к форме и величине.
  • от основного цвета к оттенкам, от простых форм и величин к сложным.
  • от малого количества элементов (2, 3) к большему количеству.
  • от чередования по одному признаку к чередованию по нескольким признакам.
  • от пошагового показа, к зрительному образцу и к действию по словесной инструкции.
  • от использования зрительных ориентиров, обозначающих пространственное положение элементов в ряду, и без них.
  • от использования линии , обозначающей ряд и без нее.
  • от размещения элементов по горизонтальной линии к раскладыванию по вертикали, по диагонали, по волнистой линии, по кругу и пр.

Основные способы действия при раскладывнии сериации:

  1. Действия силой
  2. Перебор вариантов
  3. Пробы и ошибки
  4. Практическое примеривание (наложение, приложение)
  5. Зрительное соотнесение

Действия силой и перебор вариантов являются примитивными способами действия, которые свойственны детям раннего возраста и для детей с нарушением интеллекта.

Практическое примеривание и зрительное соотнесение являются самыми совершенными способами действия.

Одной из разновидностей сериации является чередование.

Чередование – это повторение элементов ряда по какому-либо признаку.

Например, составление ряда чередования по оттенкам основного цвета.

В старшем дошкольном возрасте рекомендуется работа с оттенками оранжевого, фиолетового, голубого цветов, при этом важно закреплять и другие оттенки основных цветов, с которыми дети знакомились в младшем возрасте.

При составлении ряда по оттенкам важно подобрать фон так, чтобы элементы не сливались с ним и не искажался сам оттенок элемента.

Составление ряда по оттенкам цветов.

Перед ребенком можно поставить 2 задачи по развитию цветовосприятия:

  • выделение оттенка из группы красно-оранжево-коричнево-фиолетовых,
  • выделение оттенка из “своей” группы основного цвета, например, выделение бордового из группы малиновых и красных оттенков.

А также закрепить представления о четырехугольниках: квадрате, прямоугольнике, трапеции.

Составление ряда по чередованию объемных форм.

В старшем дошкольном возрасте необходимо закреплять представления о таких объемных формах, как шар, куб, цилиндр, конус, располагая их в сериационных рядах, а также комбинируя их в различных пространственных модальностях. Тем самым, мы закрепляем и пространственные представления.

Составление ряда по величине, закрепление представлений о длине, при различном расположении элементов в микропространстве (горизонтально, вертикально).

Составление ряда по таким понятиям величины, как высота и толщина.

Составление ряда по чередованию элементов по такому признаку, как направление.

При составлении ряда по чередованию можно предложить усложнение – составление по двум признакам, например, цвет и направление элементов.

При этом выбор цвета элемента может осуществляться из тех цветов, которые не присутствуют в образце. Тем самым, закрепляется не только ориентировка в пространстве и пространственная терминология, но и цветовосприятие.

При составлении рядов по чередованию сенсорные признаки элементов можно комбинировать: форма и величина, форма и направление элементов, форма и количество.

Рекомендуется предлагать детям задания на активизацию мыслительной деятельности: “Правильно ли я составила ряд?”, “Найди ошибку”.

Составление ряда по трем сенсорным признакам: например, форма, оттенок, направление.

Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить составить ряд из близких оттенков и фигур, например, из четырехугольников (квадрат и ромб, квадрат и трапеция), закрепляя представления о них.

Сформированные сенсорные представления и умение составлять сериацию дают возможность детям отразить свой накопленный сенсорный опыт в продуктивной деятельности.

Например, при составлении узоров на предметах одежды способом штампования. В процессе работы дети выбирают желаемую форму и цвет из множества предложенных штампиков и палитр, а затем составляют ряды по чередованию элементов по сенсорным эталонам, украшая предметы одежды.