Цель урока: изучить влияние насвая и наркогенных веществ на здоровье человека.
Задачи урока:
формировать у учащихся
знания о насвае и других наркогенных веществах;
изучить их влияние на организм и здоровье
человека.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ключевые слова и понятия: здоровье человека, насвай, наркогенные вещества, никотин, алкоголь, белая горячка, наркотики, цирроз печени, рак легких.
Оборудование: учебник А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2012., компьютер, мультимедийный проектор, стенд “Здоровье - это здорово”, на доске – плакаты “Здоровье – это главное”, “Дерево здоровья”, “Береги здоровье”, “Здоровье твоих детей зависит от тебя!”.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Контроль ранее изученного материала.
- Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
- Изучение нового материала.
- Закрепление и систематизация знаний.
- Объяснение домашнего задания.
Ход урока
1. Организационный момент – подготовка учащихся к работе.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Начнем урок. Назовите отсутствующих в классе.
2. Контроль ранее изученного материала.
Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему “Внутриутробное развитие организма и развитие организма после рождения”.
Сейчас я проверю ваши знания, проведя устный опрос.
Ответьте на следующие вопросы:
- В чем заключается процесс оплодотворения?
- Сколько хромосом имеется в оплодотворенной яйцеклетке?
- Какие органы здоровья формируются в первую очередь?
- Какую функцию выполняет плацента?
(Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя)
3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы изучим очень важную тему, так как она касается каждого из нас. Давайте откроим тетради и запишем тему сегодняшнего урока: “Влияние насвая и наркогенных веществ на здоровье человека”. (Слайд 1)
(Учащиеся записывают тему урока)
Цель урока – изучить влияние насвая и наркогенных веществ на здоровье человека. (Слайд 2)
Прежде чем начать изучение данной темы давайте ответим с вами на вопрос “Что такое здоровье? Как каждый из вас это понимает?”
(Учащиеся дают объяснения, рассуждают)
Давайте разберем, как другие философы и ученые понимали понятие “здоровье”.
(Слайд 3)
Все свое ношу с собой - сказал греческий философ Биант, подчеркивая, что главное богатство человека – он сам. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым. В XIX в. немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: “Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия”.
Многие думают, что здоровье человека это только его нормальное физическое состояние, но это не точно.
Здоровье человека – это состояние полной физической, душевной и социальной гармонии, прекрасного самочувствия, радости и счастья, вследствие отсутствия болезней. Запишите данное определение в тетрадь. (Слайд 4)
(Учащиеся записывают понятие “здоровье человека” в тетрадь)
Здоровье человека – важнейшая жизненная ценность. Каждый должен сознательно относиться к своему здоровью. Самым главным является предупреждение заболеваний, то есть профилактика болезней. Наилучших результатов удается достигнуть с помощью физических тренировок и здорового образа жизни.
Ребята, как вы думаете, что оказывает негативное влияние на наше здоровье?
(Учащиеся отвечают на вопрос учителя)
На здоровье человека оказывает негативное влияние несколько факторов: неправильный образ жизни, внешняя среда (загрязнение окружающей среды), наследственные заболевания. На последние два фактора, к сожалению, значительно повлиять мы не можем, но на первый фактор, касающийся образа жизни мы влияем полностью. (Слайд 5,6)
Как вы понимаете правильный или здоровый образ жизни?
(Учащиеся отвечают на вопрос учителя)
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья, отказ от вредных привычек. (Слайд 7)
Здоровый образ жизни включает в себя несколько элементов. Посмотрите на экран. (Слайд 8)
О вредных привычках мы и поговорим, так как под вредными привычками подразумевают тему нашего сегодняшнего урока.
4. Изучение нового материала.
Учитель: Вредные привычки наносят огромный вред здоровью человека. Многие люди, особенно подростки, безжалостно относятся к своему организму. Стараясь казаться взрослыми, молодые люди начинают употреблять насвай и наркогенные вещества.
Что же такое насвай? Наверняка, многие из вас слышали об этом веществе, некоторые даже видели. Надеюсь, что никто из вас не употреблял данное вещество, так как оно очень опасно для организма.
Насвай – вид некурительного табачного изделия, традиционный для Центральной Азии. Основными составляющими насвая являются табак и щёлочь (гашёная известь). Также в состав продукта входят верблюжий кизяк или куриный помет(!), растительное масло и другие компоненты. (Слайд 9)
(Учащиеся записывают понятие “насвай” в тетрадь)
При кустарном изготовлении насвая в качестве щёлочи вместо гашёной извести может применяться зола растений. Гашеная известь или зола изменяют кислотность среды (в щелочную сторону) и увеличивают всасывание никотина в кровь через слизистую оболочку ротовой полости. В продажу насвай поступает в виде маленьких “шариков” или “палочек”, пластичной массы или порошка. Цвет продукта грязно-зелёный, упакованный в маленькие пакетики.
Для улучшения вкуса к насваю добавляют приправы, а так же в зависимости от потребностей наркорынка легко начиняется “наполнителями”, например коноплей, амфетаминами, опиатами, - любыми наркосодержащими веществами. Это делается с целью пристрастить человека к наркотикам! Это очень опасно!
Как же употребляют насвай? Может кто-то знает?
Его не едят и не жуют, а закладывают (“кидают”) под нижнюю или верхнюю губу, иногда под язык. Эффект заключается в непродолжительном (не более 5-7 минут) легком расслаблении и помутнении в глазах, наблюдается жжение в ротовой полости, вялость, тяжесть в голове и во всем теле, очень обильное слюноотделение, расслабление. Далее употребление насвая может вызвать приступы тошноты, головную боль, расстройство желудка и образование волдырей на губах. Симптомы довольно неприятные, тогда зачем многие подростки начинают употреблять его? В основном, причиной закладывания насвая называют то, что после него не хочется курить. Некоторые представляют его как средство прекращения курения, другие – как заместитель табака, когда не хочется выдавать себя запахом или дымом. Нередко насвай упоминается как табак для спортсменов, которые не хотят пачкать легкие смолой. На самом деле они очень сильно ошибаются. Насвай не заменитель табака, а вещество, наносящее гораздо больший вред здоровью человека! Кроме того, его употребление не помогает исчезновению никотиновой зависимости у курильщиков, а наоборот, вызывает ее появление у людей, которые даже и не прикасались к сигаретам. Также нельзя сбрасывать со счетов развитие зависимости от насвая как психотропного вещества. Разница между сигаретами и насваем лишь в том, что сигареты свой первый удар наносят по легким, а насвай – по полости рта и желудочно-кишечному тракту. Но это не все последствия употребления данного вещества.
Последствия насвая: сильная наркотическая зависимость; 100% риск заболевания раком губы, гортани, языка; тяжелые отравления; гастрит и язва желудка; токсическое поражение почек и печени; инфекционные заболевания (например, гепатит); разрушение зубов; ухудшение памяти и нарушение психического развития; бесплодие. (Слайд 10)
(Учащиеся записывают последствия потребления насвая в тетрадь)
Далее рассмотрим наркогенные вещества. К наркогенным веществам относят никотин, алкоголь, наркотики.
Никотин – это сильнейший яд, содержащийся в табаке. Основной путь поступления никотина в организм человека - это курение сигарет. Сигареты в меньшей степени, чем сильные психотропные вещества, но все-таки повышают в крови уровень “гормона радости”, вызывая привыкание, сначала психологическое, а затем и на уровне физиологии. Затем возникает болезненное влечение – токсикомания (Слайд 11)
Внимание на экран. Посмотрите, какие вредные элементы содержит в себе одна сигарета! (Слайд 12)
Курение негативно влияет на весь человеческий организм. (Слайд 13)
Однако нельзя считать, что курение опасно только для самого курильщика, опасно оно и для окружающих его людей. Так называемое “ пассивное курение”, когда человек вынужден вдыхать дым, находясь в прокуренном помещении, оказывает на организм такое же отрицательное воздействие, как собственно курение.
Послушаем сообщение учащегося о происхождении табака.
Учащийся: Табак родом из Америки. После похода Христофора Колумба (1493 – 1496 г.), он был завезен в Испанию, а затем в страны Европы и другие соседние страны. Табак на Русь завезли английские купцы еще в правление Ивана Грозного. Однако широкого распространения табакокурение в то время не получило, так как за него полагалось наказание. В 18 веке был даже издан указ о том, чтобы сечь курильщиков кнутом и палками, а у более злостных отрезать уши и нос. К еще более суровой мере – смерти приговаривались торговцы табаком. Значит, об одурманивающем, вредном влиянии табака на здоровье человека было известно и в далеком прошлом. И только во времена Петра I, который стал сам заядлым курильщиком после посещения Голландии, в России торговля табаком и курение были разрешены.
Учитель: Теперь рассмотрим понятие “алкоголь”. Алкоголь (алкогольные напитки) – напитки, содержащие этанол (этиловый спирт). К ним относятся: водка, пиво, вино, алкогольные коктейли и так далее. Специфика алкоголя состоит в его влиянии не только на физическое состояние человека, но и на его психику. (Слайд 14)
Мозг является самым активным потребителем энергии. Отрицательное действие алкоголя на мозг связано с нарушением доступа кислорода к нейронам в результате алкогольной интоксикации. Алкогольное слабоумие, развивающееся при длительном употреблении алкоголя, является результатом гибели мозговых клеток. Белая горячка — самая тяжелая форма алкогольной интоксикации. Она дает 1-2% смертных исходов даже при интенсивном медикаментозном лечении, а без лечения смертность может достигать 20%. Для белой горячки характерны галлюцинации, помрачение сознания и дезориентация; при этом отмечаются дрожь, возбуждение, учащенный пульс, высокое кровяное давление и лихорадка. Многие люди, имеющие алкогольную зависимость, в период детоксикации (“сухой период”) нуждаются в медицинской помощи. Этот период может длиться от одного-двух дней до недели. Систематическое употребление алкоголя приводит к преждевременной старости, инвалидности; продолжительность жизни лиц, склонных к пьянству, на 15-20 лет короче средней статистической! Последствия употребления алкоголя на организм человека не проходит бесследно. (Слайды 15,16,17)
Теперь поработайте в группах, используя учебник и информацию, полученную на уроке. Разделитесь на 2 группы и заполните таблицу о последствиях для организма двух наркогенных веществ. Первая группа – о никотине, вторая группа – об алкоголе. Вспомните, какие вы знаете системы органов человека? Вы должны будете рассмотреть влияние никотина и алкоголя на каждую систему органов человека.
(Учащиеся работают в группах и заполняют таблицу)
Учитель: Проверим друг друга и подведем итог вашей работы. Итоговую таблицу мы видим на экране. (Слайды 18,19,20)
Влияние никотина и алкоголя на организм человека.
Система органов | Последствия, вызываемые никотином | Последствия, вызываемые алкоголем |
Покровная система | Сухость кожи | Кожные заболевания |
Опорно-двигательная система | Заболевания суставов | Боль в мышцах и суставах, мышечная дистрофия |
Пищеварительная система | Тошнота, рвота, разрушение зубов, проблемы пищеварения, гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, рак желудка, кишечника | Нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта, гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, рак желудка, кишечника, цирроз печени |
Мочевыделительная система | Риск возникновения камней в почках, злокачественных опухолей | Нарушение работы почек |
Кровеносная система | Нарушение работы сердца и кровеносных сосудов; аритмия – нарушение ритма работы сердца; сужение сосудов сердца и нижних конечностей приводит к сердечным приступам, резким спазмам сосудов ног, что ведет к гангренам; инфаркт миокарда | Поражение сердечной мышцы, увеличение объема сердца, инфаркт миокарда, что может привести к смерти |
Дыхательная система | Органы дыхания первыми оказываются под ударом табака: проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражение и воспалительные заболевания слизистых оболочек зева, носоглотки, трахеи, бронхов, а также легочных пузырьков; сильный кашель; рак легких, туберкулез легких! | Хронический бронхит, туберкулез |
Иммунная система | Снижение иммунитета | Снижение иммунитета, развитие аллергии |
Эндокринная система | Развитию ранней менопаузы у женщин, возрастает риск развития остеопороза. | Нарушение работы эндокринных желез |
Репродуктивная система | Негативное влияние на течение беременности и на будущего ребенка. Никотин сужает кровеносные сосуды плаценты и уменьшает кровоток, уменьшается перенос кислорода, ребенок находящейся в утробе матери тоже “курит” и получает ядовитые вещества. При рождении такой ребенок получает вредные вещества с молоком матери, отстает в развитии, плохо спит, страдает расстройством кишечника, аллергическими заболеваниями. | Негативное влияние на течение беременности и на будущего ребенка, алкогольный синдром плода |
Нервная система | Снижение памяти, сонливость, нервозность, раздражительность, снижение работоспособности | Слабоумие, торможение, нервозность, раздражительность, белая горячка |
Учитель: Мы выяснили, что никотин и алкоголь оказывает негативное влияние абсолютно на все системы органов человека!
(Учащимся раздаются уже готовые карточки с данной заполненной таблицей, а так же информация о насвае и наркотиках для дальнейшего ознакомления)
Учитель: Наркотики являются самыми опасными наркогенными веществами. Наркотик — химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли. Наркотические средства — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года. Самое страшное, что все наркотики вызывают зависимость, поражают все внутренние органы, ведут к тяжелым последствиям и даже к смерти. (Слайд 21)
Наркомания – это болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон. Эйфория – состояние приподнятого настроения, довольства, не соответствующее объективным условиям. Это очень страшно и ни при каких условиях нельзя пробовать наркотики в любом виде! (Слайд 22)
5. Закрепление и систематизация знаний
Учитель: Итак, есть ли система органов, на которую, не оказывает пагубного воздействия насвай и наркогенные вещества?
Всегда ли курящий человек отвечает только за свое здоровье?
Какие вы сделали для себя выводы из нашего урока? (Слайд 23)
(Учащиеся отвечают на вопросы учителя)
Ребята, вы должны запомнить, что употребление насвая и наркогенных веществ пагубно влияет на наш организм, что может привести к смерти!
Необходимо вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек и заниматься спортом. (Слайды 24, 25, 26, 27, 28)
6. Объяснение домашнего задания
Учитель: Открываем дневники и записываем домашнее задание:
- параграф 66, стр. 252,
- подготовить сообщение на тему: “Мое отношение к вредным привычкам”;
- повторить параграф 65. (Слайд 29)
Урок окончен. Спасибо за внимание. Будьте здоровы! До свидания! (Слайд 30)
Использованные интернет-источники (в презентации):