Использование сингапурского метода обучения на уроках русского языка способствует развитию высокообразованной личности с активной жизненной позицией, способной конкурировать.
Элементы сингапурской методики:
МЭНЭДЖ МЭТ (Мanage Mat) – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.
СИНГЛ РАУНД РОБИН (Single Round Robin) – «однократный раунд робин» – обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.
ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Think-Write-Round Robin) – «подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ высказывание или ответ на какой-либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде. При обсуждении даётся определенный промежуток времени каждому учащемуся, чтобы он за это время успел высказать свою точку зрения по вопросу.
МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group) – обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
В ходе урока применяются здоровьесберегающие технологии: письменные задания чередуются с устными, используется физкультминутка. Учащиеся не успевают утомиться благодаря постоянной смене вида деятельности.
Применение ИКТ технологий (компьютерная презентация) позволяет разнообразить урок, успешнее контролировать выполнение упражнений, экономить время проверки упражнений.
Применение элементов сингапурской методики позволяет добиться следующих результатов:
- Совершенствуются навыки логического мышления и понимания.
- В процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
- Участвуют все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная.
- Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.
- Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и понукания других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.
- Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.
Тип урока. Урок открытия нового знания.
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные познавательные: преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Предметные: видеть в словах орфограммубукву ч и щ в суффиксах существительных чик (щик), писать слова с этой орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.
Учащиеся распределяются учителем на команды из четырех человек (отличник, ударник, троечник, слабый ученик). На столе у каждой команды есть МЭНЭДЖ МЭТ, цветные листочки для записи, карточка со звёздочкой (Приложение 2), номер стола.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
|
II. Повторение изученного материала |
Ученики рассаживаются по
МЭНЭДЖМЭТУ, в каждой команде по 4 человека.
(Приложение 1) |
Познавательные УУД 1. Извлекать и преобразовывать
информацию (составлять схему, графический
образец, конструировать по схеме). Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
III. Постановка проблемы урока. |
Тема нашего урока связана с профессиями людей. Решили ли вы для себя, кем бы вы хотели стать? Может быть, для определения понравившегося дела вам поможет стихотворение Джанни Родари "Чем пахнут ремесла?"
Определяем проблему урока. Сначала на слайде представлены слова, от которых нужно образовать названия лиц. Рассказ, барабан, разносить, сварка. – Запишите на листочках. Проверьте
работу партнера по плечу. Поблагодарите
друг друга.
– Что вас удивило? Запись даты и темы урока. |
Регулятивные УУД 1.
Высказывать предположения на основе наблюдений. |
IV. Открытие нового знания |
1. Упражнение 1 – наблюдение над характером букв согласных перед суффиксами имён существительных. Ученики могут подчеркнуть карандашом в учебнике буквы согласных перед суффиксами чики щик
– Повторяются ли буквы согласных? ТАЙМД РАУНД РОБИН. Каждому
ученику в команде дается 30 секунд ответить. Проверка работы команд. – Сравните свой вывод с текстом правила (с.15). 2. Чтение формулировки правила
в учебнике после рубрики «Сравниваем свой вывод
с авторским». Рассказ о суффиксе чик Человеку не обойтись без суффикса чик! Ведь он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и называет профессии людей. Если он называет людей, у него есть пять друзей, после которых суффикс чик всегда стоит в словах. – Ребята, догадались вы, кто эти друзья?
(Буквыд, т, з, с, ж.) Запомните их! Для
легкого запоминания давайте воспользуемся
звездочками. |
Регулятивные УУД 1.
Искать пути решения проблемы. Познавательные УУД 1. Выделять главное,
преобразовывать информацию (строить алгоритм,
схему, свёртывать информацию до ключевых слов). Личностные результаты: Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция. |
V. Развитие учебноязыковых и орфографических умений. |
Упражнение 2 – развивается
умение разграничивать омонимичные суффиксы
чик, находить слова с изученной орфограммой,
графически обозначать условия выбора
орфограммыбуквы ч и щ в суффиксе имён
существительных чик (щик). ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН – Разработайте алгоритм применения правила написания букв ч и щ в суффиксе существительных -чик- (-щик-) с учётом полученной информации. – Поблагодарите друг друга. Физкультминутка под музыку. МИКС-ФРИЗ-ГРУПП
Упражнение 3 (неосложнённое списывание) – развивается умение видеть орфограммубукву ч или щ в суффиксе существительных чик (щик), включать слова с этой орфограммой в письменную речь. Задание выполняется в 2 столбика. Разведчик, бакенщик, каменщик, вертолётчик, рассказчик, компьютерщик, обманщик, разносчик. Партнеры по лицу, проверьте друг у друга. Поблагодарите друг друга. – Запишите слова на экране, вставьте пропущенные буквы. Извоз…ик, прессов…ик, груз…ик, обход…ик, застрой…ик. Словарная работа Извозчик – кучер наёмного экипажа, повозки. (В старину распространённая профессия на Руси.) Обходчик – рабочий, совершающий
обход чего-либо с целью осмотра, проверки. |
Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и
систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в
устной и письменной форме. |
VI. Итог урока |
– Чему учились на уроке? Рефлексия – С какими трудностями
столкнулись? С чем это связано? На уроке
|
Регулятивные УУД 1.
Соотносить цели и результаты своей деятельности. |
VII. Домашнее задание |
1. Правило в рамке
передать в схеме; вспомнить «подсказки». |
|