Урок русского языка на тему «Буквы "ч" и "щ" в суффиксах имен существительных -­чик- -щик­-» с элементами сингапурской методики. 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Использование сингапурского метода обучения на уроках русского языка способствует развитию  высокообразованной  личности с активной жизненной позицией, способной конкурировать.

Элементы сингапурской методики:

МЭНЭДЖ МЭТ (Мanage Mat) – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.

СИНГЛ РАУНД РОБИН (Single Round Robin) – «однократный раунд робин» – обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Think-Write-Round Robin) – «подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ высказывание или ответ на какой-либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде. При обсуждении даётся определенный промежуток времени каждому учащемуся, чтобы он за это время успел высказать свою точку зрения по вопросу.

МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group) – обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.

В ходе урока применяются здоровьесберегающие технологии: письменные задания чередуются с устными, используется физкультминутка. Учащиеся не успевают утомиться благодаря постоянной смене вида деятельности.

Применение ИКТ технологий (компьютерная презентация) позволяет разнообразить урок, успешнее контролировать выполнение упражнений, экономить время проверки упражнений.

Применение элементов сингапурской методики позволяет добиться следующих результатов:

  1. Совершенствуются навыки логического мышления и понимания.
  2. В процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
  3. Участвуют все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная.
  4. Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.
  5. Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и понукания других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.
  6. Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные познавательные: преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Предметные: видеть в словах орфограмму­букву ч и щ в суффиксах существительных ­чик­ (­щик­), писать слова с этой орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.

Учащиеся распределяются учителем на команды из четырех человек (отличник, ударник, троечник, слабый ученик). На столе у каждой команды есть МЭНЭДЖ МЭТ, цветные листочки для записи, карточка со звёздочкой (Приложение 2), номер стола.   

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Повторение изученного материала

Ученики рассаживаются по МЭНЭДЖМЭТУ, в каждой команде по 4 человека.  (Приложение 1)
Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?
– Способы образования имён существительных.
Сколько способов мы узнали? Какие? Посовещайтесь в командах.
На экране:
Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение.
РАУНД РОБИН
Ученики под номером 2, раздайте голубые листочки команде.
Приведите по одному примеру к каждому способу. Ученик 1 – суффиксальный, ученик 2 – приставочный, ученик 3 – приставочно-суффиксальный, ученик 4 – сложение.
(Дается время подумать каждому. Далее каждый участник команды высказывается в команде.)
Обсудите в команде по кругу. Начинает ученик 1.
Поблагодарите друг друга.
Проверим итог работы. Какие способы образования вызвали затруднения?

Познавательные УУД

1. Извлекать и преобразовывать информацию (составлять схему, графический образец, конструировать по схеме).
2. Анализировать, синтезировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Постановка проблемы урока.

Тема нашего урока связана с профессиями людей. Решили ли вы для себя, кем бы вы хотели стать? Может быть, для определения понравившегося дела вам поможет стихотворение Джанни Родари  "Чем пахнут ремесла?"

У каждого дела 
Запах особый: 
В булочной пахнет 
Тестом и сдобой. 
Мимо столярной 
Идешь мастерской – 
Стружкою пахнет 
И свежей доской. 
Пахнет маляр 
Скипидаром и краской. 
Пахнет стекольщик 
Оконной замазкой. 
Куртка шофера 
Пахнет бензином. 
Блуза рабочего – 
Маслом машинным. 
Пахнет кондитер 
Орехом мускатным. 
Доктор в халате – 
Лекарством приятным. 
Рыхлой землею, 
Полем и лугом 
Пахнет крестьянин, 
Идущий за плугом. 
Рыбой и морем 
Пахнет рыбак. 
Только безделье 
Не пахнет никак. 
Сколько ни душится 
Лодырь богатый, – 
Очень неважно 
Он пахнет, ребята! 

Определяем проблему урока.

Сначала на слайде представлены слова, от которых нужно образовать названия лиц.

Рассказ, барабан, разносить, сварка.

– Запишите на листочках. Проверьте работу партнера по плечу. Поблагодарите друг друга.
– Какое значение имеет выделенный суффикс? (Лицо по профессии)
– Произнесите концовки слов. Сравните с написанием.

                    [щик]
резать – резчик

                                  [щик]
барабан – барабанщик
                                    [щик]
разносить – разносчик
                         [щик]
сварка – сварщик

– Что вас удивило?
– Сформулируйте проблему урока. (Когда в суффиксах существительных -чик- (-щик-) нужно писать букву ч, а когда щ?)

Запись даты и темы урока.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

IV. Открытие нового знания

1. Упражнение 1 наблюдение над характером букв согласных перед суффиксами имён существительных.

Ученики могут подчеркнуть карандашом в учебнике буквы согласных перед суффиксами ­чик­и ­щик­

докладчик              переписчик                постановщик
советчик               заказчик                      приёмщик
перебежчик                                              бетонщик

– Повторяются ли буквы согласных?

ТАЙМД РАУНД РОБИН. Каждому ученику в команде дается 30 секунд ответить.
– Обсудите в командах, после каких букв согласных пишется буква ч в суффиксе -чик- (-щик-).
Поблагодарите друг друга.

Проверка работы команд.

– Сравните свой вывод с текстом правила (с.15).

2. Чтение формулировки правила в учебнике после рубрики «Сравниваем свой вывод с авторским».
– О суффиксах с каким значением  идёт речь в правиле? (Обозначают лицо по роду занятий, профессии.)
– Какое условие является основным при выборе суффикса ­чик­ или ­щик­? (Конечная буква основы исходного слова.)
– Как легче запомнить буквы согласных, после которых пишется суффикс ­чик­?
– Обратимся к «подсказке» после правила.
– Догадайтесь, какая подсказка содержится во фразе, которую предложил учёный     М.В. Ушаков? «Я тоже здесь»
– Как воспользоваться этой подсказкой? Кроме этой подсказки есть и другие.
Ты Же Должен Знать Суффикс ­чик­!

Рассказ о суффиксе ­чик­

Человеку не обойтись без суффикса ­чик­! Ведь он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и называет профессии людей. Если он называет людей, у него есть пять друзей, после которых суффикс ­чик­ всегда стоит в словах.

– Ребята, догадались вы, кто эти друзья? (Буквыд, т, з, с, ж.) Запомните их! Для легкого запоминания давайте воспользуемся звездочками.
– Ученики под номером 3, раздайте всем карточки со звёздочками (Приложение 2)
– Составьте схему правила (Ученики должны расставить буквы д, т, з, с, ж)

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, преобразовывать информацию (строить алгоритм, схему, свёртывать информацию до ключевых слов).
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

Личностные результаты:

Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.

V. Развитие учебно­языковых и орфографических умений.

Упражнение 2развивается умение разграничивать омонимичные суффиксы ­чик­, находить слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы­буквы ч и щ в суффиксе имён существительных ­чик­ (­щик­).
Барабанщик, апельсинчик, стульчик, переводчик, грузчик, пальчик, каменщик, перевозчик, водопроводчик, бетонщик, портфельчик, добытчик.
– Один  и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в парах существительных?  (Разные – чик может быть уменьшительно-ласкательным суффиксом)
– К словам с каким значением суффикса применимо изученное правило правописания? (Обозначающие род занятий, профессию)
Рефлексия. Найдите лишнее слово. Обсудите в командах.

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН

– Разработайте алгоритм применения правила написания букв ч и щ в суффиксе существительных -чик- (-щик-) с учётом полученной информации.

– Поблагодарите друг друга.
– Сравните с образцом на презентации.

Физкультминутка под музыку.

МИКС-ФРИЗ-ГРУПП

  1. Сколько склонений у имени существительного? (3)
  2. Сколько падежей у имени существительного? (6)
  3. Сколько способов образования имён существительных мы изучили? (4)
  4. Сколько форм числа можно образовать у существительного? (2)

Упражнение 3 (неосложнённое списывание) – развивается умение видеть орфограмму­букву ч или щ в суффиксе существительных ­чик­ (­щик­), включать слова с этой орфограммой в письменную речь.

Задание выполняется в 2 столбика.

Разведчик, бакенщик, каменщик, вертолётчик, рассказчик, компьютерщик, обманщик, разносчик.

Партнеры по лицу, проверьте друг у друга. Поблагодарите друг друга.

– Запишите слова на экране, вставьте пропущенные буквы.

Извоз…ик, прессов…ик, груз…ик, обход…ик, застрой…ик.

Словарная работа

Извозчик – кучер наёмного экипажа, повозки. (В старину распространённая профессия на Руси.)

Обходчик – рабочий, совершающий обход чего-либо с целью осмотра, проверки.
Подберите по два слова, обозначающие лиц по профессии, с суффиксами -чик- и -щик-. Составьте словосочетание.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (правило в алгоритм).

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VI. Итог урока

– Чему учились на уроке?
– Найдите лишнее слово: болельщик, плащик, каменщик, сборщик.
– Объясните свой выбор.

Рефлексия

 – С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Продолжите одно из высказываний. (Учащиеся по желанию высказывают своё мнение)

На уроке

  1. Я узнал…
  2. Я научился…
  3. Мне понравилось…
  4. Мне показалось сложным…
  5. Мое настроение…
Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание

1. Правило в рамке передать в схеме; вспомнить «подсказки».
2. Упр. 359.
3. Словарные слова записать в словарик.