Любовь и рассудок в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • На примере повести Карамзина «Бедная Лиза» познакомить учащихся с литературным направлением – сентиментализм.
  • Развивать навык сотрудничества в группе.
  • Способствовать воспитанию такого нравственного качества, как ответственность за свои поступки перед людьми.
  • Способствовать развитию критического мышления

Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувствительный, эмоциональный, демократичный, прогрессивный.

Оборудование: иллюстрации учащихся к повести Карамзина Н.И.

Музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (Е.Дога)

ХОД УРОКА

Николай Михайлович Карамзин…
Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей? Чем она интересна современному читателю, насколько она актуальна сегодня?  Давайте же продолжим работу над произведением.
Для начало  вспомним об авторе.

Слайды 4-5

Факт или мнение.

  • Детство прошло в имении отца около г.Симбирска  (факт)
  • В 17 лет начинает военную карьеру в чине поручика (факт)
  • Он свидетель важнейшего исторического события – Великой французской революции (факт).
  • Огромная заслуга в том, что он вслед за Ломоносовым предпринял попытку реформы русского литературного языка (факт)
  • Карамзин в 1789 году отправляется в путешествие по Казахстану (мнение)
  • В своей повести Карамзин описал местность близ Симонова монастыря в Москве (факт)

Чтение стихотворения.

– Как вы думаете, почему урок по повести Карамзина мы начали с этого стихотворения? (Похожие сюжеты)
– Как стихотворение Пушкина перекликается с повестью Карамзина? (Темы «твердого ума и нежнейшего чувства»)
– В повести речь идет о любви и о том вечном, что волнует сердце, заставляет порой терять разум.
– В каком литературном направлении обращается внимание на внутренний мир лирического героя, его чувства? (Сентимитализм)

Работа в группах

Ключи мудреца  (слайд 7)

1 группа. Чего никогда не будет в литературе сентиментализма: признания античного искусства высшем образцом, культа разума, строгой сюжетно-композиционной организации.
2 группа. То, что присутствует в литературе сентиментализма: стремление представить личность в движениях души, мыслях, переживаниях, утверждения нравственной чистоты, не испорченности простых людей.

На слайде 8: набор слов

Чувственность, порядок, разум, душевность, слезы, ах, долг, природа, служенье, честь, убеждение, мечтанья, античность, гармония, надежда, потрясение, страдание, пропорциональность, оде, герой.

1 группа работает по течению  «сентиментализм», вторая по течению «классицизм».

1. Чувственность, душевность, слезы, ах, природа, мечтанья, надежда, потрясенье, страдания (Сентиментализм)

2. Разум, порядок, долг, честь, служенье, убеждение, античность, гармония, пропорциональность, оде, герой. (Классицизм)

Слайд 9

Беседа

– Как часто Вам приходилось читать произведения такого характера, ведь повесть необычная?

Деятельность учителя Деятельность учащихся
– Легко ли было читать? Почему?
– Почему повесть, написанная в 1792 году, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика?
– В чем смелость, новизна позиции автора?
– От чего лица ведется повествование?

– Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей
– Внимание автора сосредоточенно на раскрытие внутреннего мира  человека
– От первого лица – повествователя.

– Посмотрим как в повести прослеживается тема «Рассудка и любви». Давайте обратимся к героям повести.  Предлагаю Вам тест для эрудитов. Ваша задача ответить на вопрос: Что не так на званом обеде?

На обед по поводу выхода в свет второй (первой),  сентиментальной повести в русской литературе были приглашены Карамзин, Жуковский, Муравьев, Ломоносов, Державин. Туда же явился и Эраст, довольно бедный (богатый) дворянин, живший в Москве.
Приехали и родители Лизы, они прибыли из Симонова монастыря. (Саженях в семидесяти от монастырской стены в пустой хижине)
По казенной надобности была проездом (жила в Москве) и пожилая богатая вдова, влюбленная в Эраста
Анюта, которая находилась здесь тоже, была очень грустна и печальна.

Мозговой штурм

– Набросайте пожалуйста всех персонажей  этой повести.  А теперь посмотрим, правы ли вы?

Слайд – герои.

Работа в группах

Группа 1

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?

2. Какими эпитетами наделяет автор свою героиню.

3. Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью

4. В  чем Лиза видит свой долг перед матерью.

5. Сравните отношение Лизы к матери с отношениями героини из рассказа  «Телеграмма». Чем  занималась Лиза целыми днями?

6. А почему Лизе пришлось работать?

7. Что вы можете сказать о матери Лизы?

Задание. Составить акростих по образу Лизы.

1. Лиза была последний дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам.

2. «Плачевная судьба бедной Лизы» «прекрасная, любезная Лиза»

3. «Ты кормила меня грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть» 

4. «Бог дал мне руки, чтобы работать».

5. Дочь Настя 3 года не приезжала к матери и даже после прихода письма не поехала.
Работала, продавала ландыши и ягоды, вязала чулки, ткала холсты

6. Потому что отец умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином.

7. Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6-ой десяток. Дочь  воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудом своим и ничего не брать даром»

Слайд по образу Лизы.

Группа 2

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Расскажите об Эрасте. Каким он предстал перед Вами, перед  матерью Лизы?

2. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

3. При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

4. Как Вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

5. Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

6. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

Задание. Составить ассоциативную карту по образу Эраста.

1. Молодой человек, довольно богатый дворянин; с разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином.

2. Вел рассеянный образ жизни. Думая о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.

3. Лиза продавала в городе ландыши.

4. Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительными.

6. Самые добрые «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив»

– О чем предупреждает автор Лизу? Каков Эраст на самом деле?

«Безрассудный  молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих»
Группировка: проверка знания содержания повести. (разрезается и ищут пару) работа в парах.

Ландыши Лиза продает
Ландыши Эраст покупает
Сердце Эраст, разбив сердце Лизе несчастлив
Сердце Лиза трагически кончает жизнь самоубийством
Деньги Эраст покупает цветы, пытаясь заплатить за них больше, чем они того стоят
Деньги Лиза дает матери
Деньги Считает, что ими можно купить даже любовь
Деньги Лиза передаст подругой матери
Лучи солнце Раскрывает душевное состояние героини
Состояние природы Даст оценку поступкам героев
История любви Написана на лоне природы
Слезы Они упоминаются в тексте несколько раз
В ее образе много черт Которых, лишен он
Отказавшись от любви Он не находит личного счастья

1. Какая тема здесь не затронута? (Тема страсти)

2. Разбейте на эпизоды по содержанию

(– Хотят выдать замуж;
– Встреча с Эрастом;
– Объятия, поцелуй;
– и…)

3. Как развивается тема рассудка? (Лиза вспоминает о том, что у нее есть мать)
4. Какой момент повести вы считаете кульминационным? (Встреча Лизы с Эрастом спустя 2 месяца)
5. Как разрешается конфликт в повести? (Трагически)
6. Почему когда уже все совершилось, у Эраста изменилось отношение к Лизе?
7. Для кого написана эта повесть?
8. В чьих уста вкладывает автор рассуждения? (Это мать Лизы, ее разумный взгляд на выбор друзей)
9. Почему рассудку Лизы не суждено взять вверх над чувствами? (Чувства не поддаются контролю.  Они сильнее разума)
10. Какова позиция автора? Осуждает ли он своих героев за «падение»? (Не осуждает, он испытывает по отношению к Лизе – сочувствие, по отношению к Эрасту – сожаление)

Вывод.

Автор не осуждает, он не судья. По его мнению существует сила, которая выносит приговор, что это за сила. (природа). В чем особенность образа природы? (он делает ее полноправным героем повести)
Какие образы, взятые из природы характеризуют героев повести? (Лиза сравнивается с зарей, с майским утром. Можно провести параллель, Лиза – ландыш. Они белые, хрупкие)
Чем закончились отношения героев? (Эраст сообщает, что жениться на другой, дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета)
Какова судьба героев?  (Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, был вынужден был жениться на старой  вдове).
Назовите причины самоубийства Лизы?

Работа в группах

1 группа: Колесо последствий

img1.gif (5563 bytes)

2 группа: Стратегия Исиковы

 Слайд

– Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство? (Нет, он жалеет ее)
– А ваша позиция по поводу самоубийства Лизы? Можно ли было найти другой выход?
– Вернемся к тому стихотворению, с которого начали свой урок.
– Так что же у поэта Пушкина побеждает рассудок или любовь? (Любовь)
– Чем же, по-вашему, нужно руководствоваться: рассудком или любовью?

Вывод.

Для Карамзина как писателя-сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека, человеком,  если они чисты и благородны.
Может быть и Вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш практичный век часто побеждает рассудок, еще чаще расчет. Старая добрая классика напоминает нам, что без настоящих чувств человек  теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).
Карамзин и предупреждает: исполнение всех желаний есть самая опасное искушение любви, помните об этом.   Писатели часто затрагивают проблему чувств и разума, но не дают ответа, ведь в этом и есть тайна, а выбор всегда за вами. И мой вам совет: прежде чем  что-то совершить всегда включайте свой рассудок, что бы вам ни пришлось отвечать за последствия.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Рассудок и любовь»

Литература:

Использовалась статья фестиваля «Открытый урок» 538039 (2008-2009)