Цель: формировать чувство неразрывной связи человека с природой через музыку и живопись.
Задачи:
- познакомить с жанром живописи - пейзажем, его разновидностями;
- научить строить пейзажное пространство с учётом знаний элементов перспективы и законов композиции, изображать природу в различных состояниях;
- совершенствовать изобразительные навыки, тренировать зрительную память, развивать творческое воображение;
- содействовать эстетическому отношению к действительности и искусству;
- выявить, как через тональность музыки меняется окраска звучания, настроение и чувство музыкального произведения;
- познакомить с теоретической основой понятий тон, тональность, музыкальная иллюстрация;
- познакомить с произведениями живописи и музыки изображающими пейзаж;
- развитие чувства любви ребёнка к миру, природе, людям.
Эпиграф к уроку:
“Природа для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Чтобы сокровища эти охранять – надо открывать и показывать…”. М. Пришвин
Ход урока
Дети входят под музыку (Как прекрасен этот мир).
Здравствуйте! Ребята, посмотрите, в каком прекрасном мире мы живем. Что красивого нас окружает? (Ответы детей). (…Деревья, небо, цветы, природа).
- Да все живое, что нас окружает – это природа.
Деревья, небо и т.д. природа прекрасны всегда в любое время года, в любую погоду: “У погоды нет плохой погоды” - есть такая пословица. Но у каждого из нас иногда бывают моменты, когда, выйдя на улицу, мы не можем оторвать глаз от прекрасного заката на небе или от яркой радуги, от северного сияния или же от обыкновенного дерева, которое почему-то именно в этот день нам кажется красивее всего на земле. Нам хочется запечатлеть эти моменты. Есть художники, которые любят рисовать только природу. А как называются картины, изображающие природу мы узнаем из стихотворения, которое нам прочитает ученик. (Чтение стихотворения о пейзаже)
Вывешиваем слово “пейзаж” на доску.
Мы узнали, что картина изображающая природу называется как?
Ответы детей: Пейзаж.
Давайте повторим вместе (пейзаж). У нас в учебниках (или на доске) есть примеры разных пейзажей, разных замечательных русских пейзажистов. Таких как Исаак Левитан и т.д. Мы видим здесь и золотую осень и бурю на море, и холодный осенний вечер в парке. Дело в том, что этот жанр-пейзаж бывает разный и названия их зависит от того, что на них изображено. Пейзаж бывает:
- морской;
- космический;
- архитектурный;
- исторический;
- сельский;
- пейзаж настроения;
- и т.д.
Посмотрите дети на все эти пейзажи. Художники хотели изобразить не только действительность, т.е. дома, деревья, время года, но и своё настроение, впечатление, внутреннее состояние.
Сегодня пытаясь нарисовать пейзаж, мы не будем стараться нарисовать одинаково, а будем выражать своё впечатление и настроение.
- Давайте вспомним с чего начинается любая работа на бумаге. (Рисуем линию горизонта).
- Для чего она нам нужна? (Эта линия разделяет небо и землю).
- Теперь обратите внимание на эти две картины известного художника Исаака Ильича Левитана.
“Осенний день” и “Весна. Большая вода”.
В самих названиях видно, что это разные времена года. Но даже, если бы мы не знали названий взглянув на картину, мы бы увидели не только это, но и разное настроение.
- Какое настроение перейдёт картина “Осенний день” (грусть, печаль) я бы сказала подавленность.
- Какие цвета использовал художник, чтобы передать это настроение (Ответы детей).
- Но эти цвета неяркие, чтобы их заглушить, т.е. сделать темнее, художник добавлял в них чёрный цвет.
- А посмотрите на эту картину. Какой цвет преобладает? (Голубой). Это цвет воды чистоты, свежести, новизны.
Дети, мы знаем, что картина называется “Весна”, а весна это что? (Это звенящая капель, тающий снег, пение птиц, пробуждающаяся от зимнего сна природа, появление листьев на деревьях).
То есть настроение у этих картин противоположные. Сегодня мы попробуем с вами нарисовать два разных пейзажа (Осенний и весенний). Первый ряд будет рисовать весенний пейзаж, а второй ряд – осенний.
Мы уже знаем, что огромную роль в настроении пейзажа играет цвет неба и земли. В зависимости от того, какой вам дался пейзаж, нарисуй небо и землю.
Работа детей.
Все нарисовали? Дети, на уроках музыки мы с вами встречались с такими жанром, название которого позже на жанр изобразительного искусства.
На доске висит небольшой перечень жанров из которого вы должны выбрать необходимое слово. (Выбирают).
- Правильно, это музыкальная иллюстрация.
- Мы с вами знакомились с этим жанром на примере произведения какого композитора? (Свиридова).
- Иллюстрации к чему? (К повести Пушкина “Метель”). Вспомните название знакомых иллюстраций под одну из которых мы с вами рисовали. (Романс: “Весна и осень” Г.Свиридова).
- Правильно!
Так мы сегодня говорим о пейзаже, мы будем говорить о примерах музыкального пейзажа Г.Свиридова. Эти примеры, как мы сказали, называются “Весна” и “Осень”. Давайте обратимся и к графическому изображению этих двух отрывков. Вы все знаете нотацию, что бросается в глаза? (Это два примера совершенно одинаковые).
- Правильно! Но если посмотреть на знаки альтерации, что разное? (Во втором отрывке три диеза).
- Да. Эти три знака совершенно меняют настроение мелодии. Я вам сейчас проиграю мелодию первого (Проиграла). Давайте пропоём её (пропели).
- Теперь послушайте второй отрывок (Прослушали). Что изменилось? (Прозвучала мажорная музыка).
- Изменилось ли настроение? (Да. Изменилось).
- Вспомните, что мажор по итальянский – твёрдый, а минор мягкий. “Мажор” и “минор” это что? (Лад)
- Всего один звук изменен в мелодии, а какой яркий, контраст настроений. (Звук подчеркиваю на графике).
Сейчас, вы будете заканчивать свои пейзажи во время звучания пьесы- музыкальной иллюстрации Г. Свиридова, которая представляет собой как бы две картины, где одна и та же мелодия звучит сначала в мажоре, а затем в миноре. И, конечно же, на ваши пейзажи повлияет ладовая окраска музыки.
Итак, дети, перед вами ещё пока незаконченные пейзажи. Сюжет у всех одинаковый – вы нарисуете дерево в разное время года, часть из вас будут рисовать его весной, а часть осенью.
- Вспомните, пожалуйста, какие изменения происходят с деревьями весной? (Набухают почки, распускаются листья).
- А осенью? (Листопад, желтеют, краснеют листья).
- Можете приступить к работе.
Выполнение работы под музыку
- Я вижу, что многие из вас уже закончили свои пейзажи.
- Давайте поговорим, что такое пейзаж? (Это картины, изображающие природу).
- Какие бывают виды пейзажей? (Ответы детей).
- Что в живописи влияет на настроение картины? (Цвет).
- Дети, а как мы называем окраску, цвет в музыке? (Тембр).
- Что влияет на окраску в музыке? (Лад).
- Какие вы знаете два основных лада? (Мажор и минор).
Мы хорошо запомним этот жанр – пейзаж, отличим от других жанров и сможем рассказать своим друзьям много интересного о нем.
Дети, слово пейзаж в переводе с французского обозначает – природа.
Мы сегодня рисовали природу, любовались ею на картинах замечательных русских художников, слушали, как нарисовал природу русский композитор Георгий Свиридов. А великий русский писатель Михаил Пришвин, которого тоже можно назвать “пейзажистом” только в литературе сказал такие замечательные слова. (Эпиграф к уроку).
Это и помогала нам сделать великая сила искусства музыкального и изобразительного.