Урок-проект «Образ матери в русской литературе»

Разделы: Литература, Информатика


Люди – это всегда дети своих матерей…
ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын…
Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!
М. Горький “Сказки об Италии”

Ученик:

Притча

За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: “Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?”.

Бог ответил: “Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит”.

“Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка?”.

“Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед”.

“Как и когда я должен вернуться к тебе?”.

“Твой ангел скажет тебе всё” .

“А как зовут моего ангела?”.

“Неважно, как его зовут, у него много имён. Ты будешь называть его МАМА…”.

Ученик:

Каждый из нас – будь ты чёрный иль белый,
С жёлтым лицом, или ты – загорелый,
Каждый из нас появился на свет
С помощью мамы. Иного тут нет…

Учитель литературы:

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине. Есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери.

Определение цели занятия.

Литература: Проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображён образ женщины - матери.

Информатика: Применение компьютерных технологий обучения для создания ученических проектов с использованием информационных ресурсов.

В печатной литературе образ матери долгое время оставался в тени. Причина такого явления проста и естественна: ведь дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц. Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне. По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери.

Проблемный вопрос:

Насколько важен образ матери в русской литературе?

Проект №1. Н.А. Некрасов <приложение 1>

Представление проекта <приложение 2>

Учитель: Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.

Проект №2. С. Есенин.

Учитель:

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой “Реквием”.

Проект №3. А.Ахматова “Реквием”.

Учитель: Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору?

Проект №4. Закруткин “Матерь человеческая”

Ученик:Да, такое время придёт. Исчезнут на земле войны… люди станут людьми-братьями… они обретут радость, счастье и мир. Так будет. “И может, тогда не выдуманной Мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине-труженице земли. Соберут белые, чёрные и жёлтые люди-братья всё золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земных, и, сотворённый гением новых неведомых творцов, засияет над землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви”.

Проект № 5. “Последний срок ” В.Распутин. Паустовский “Телеграмма”

Ученик:

Уходят матери. Р. Поспелову

Уходят наши матери от нас,
уходят потихонечку,
на цыпочках,
а мы спокойно спим,
едой насытившись,
не замечая этот страшный час.
Уходят матери от нас не сразу,
нет -
нам это только кажется, что сразу.
Они уходят медленно и странно
шагами маленькими по ступеням лет.
Вдруг спохватившись нервно в кой-то год,
им отмечаем шумно дни рожденья,
но это запоздалое раденье
ни их,
ни наши души не спасет.
Все удаляются они,
все удаляются.
К ним тянемся,
очнувшись ото сна,
но руки вдруг о воздух ударяются -
в нем выросла стеклянная стена!
Мы опоздали.
Пробил страшный час.
Глядим мы со слезами потаенными,
как тихими суровыми колоннами
уходят наши матери от нас...

Песня “Ты жива ещё, моя старушка”

Учитель информатики.

Проект “А сердце стучит...”

Что может быть красивее бьющегося сердца!

Основополагающий вопрос: Может ли статичное изображение стать динамичным?

Проблемный вопрос: Как заставить “биться” сердце в Macromedia Flash?

Цель проекта: Формирование у учащихся интереса к творческой деятельности в процессе создания ими Flash-анимированных роликов.

Задачи.

Обучающие:

  • cформировать представление о процессе заполнения кадров с изменением формы, который используется для трансформации рисованных фигур между начальными и конечными точками кадров;
  • cформировать представление о том, что большинство задач имеют несколько решений.

Развивающие:

  • cформировать творческий подход к поставленной задаче.

Воспитательные:

  • dоспитывать эстетическое восприятие действительности, любовь к экранному искусству;
  • aормировать навыки самоконтроля.

В рамках проекта учащиеся реализуют следующие знания и умения:

  • понимают принципы работы с временной шкалой;
  • знают виды анимации;
  • умеют работать с многослойными документами;
  • умеют выполнять импорт изображений;
  • умеют создавать анимационные ролики.

У учащихся формируются следующие компетенции:

  • учебные через умение учеников организовать свою учебную деятельность, умение решать возникающие образовательные проблемы, использование на практике приобретенных знаний и умений;
  • личностно-адаптивные через умение адаптироваться к новым коммуникативным технологиям, использовать данные технологии в своей деятельности, умение использовать новую информацию, придумывать собственные решения;
  • исследовательские через исследовательскую деятельность, умение находить и обрабатывать информацию, обращаться к различным источникам данных (электронные носители, бумажные носители).

Результат: флеш-ролик.

Алгоритм выполнения

Уровень 1

На первом слое разместите фон (импортируйте понравившийся вам фон из папки <Фон> на Рабочем столе).

 Добавьте второй слой для того чтобы создать на нём сердце.

Рис.1 - Выберите перо (Pen Tool).

- Рисуем фигуру, проставляя опорные точки.

Рис. 2 - Инструментом Selection измените кривизну линий для преобразования сначала одной стороны.
Рис. 3 - А потом второй, для превращения общей фигуры  в контур сердца.
Рис. 4  - Выберите Paint Backet Tool (Заливка), а затем тип заливки радиальный-красный. Закрасьте его, щелкая левой кнопкой мыши в нужном месте.

Теперь необходимо заставить сердце биться.

Рис. 5  - Выберите самый первый кадр на шкале времени своего фильма, нажмите 9-10 раз клавишу F6, что даст возможность сделать 9-10 копий исходного ключевого кадра. (Только в ключевом, а не в обычном кадре изображение фильма может быть изменено вручную)
Рис. 6 - Инструментом Selection выберите сердце.
- Затем выберите пункт меню Modify-Transform-Scale (Изменение размеров объекта)
Рис. 7 - Последовательно выбирая кадры, измените размеры сердца, постепенно увеличивая его примерно до 7-го кадра, а затем в остальных постепенно уменьшая.

Отследить корректное изменение размеров сердца позволяет включение режима "луковая кожура" - Onion Skin в нижней части шкалы времени.

Нажмите Ctrl-Enter, чтобы просмотреть полученный анимационный ролик.

Выберите пункт меню File-Export-Export Movie. - Animated GIF. Теперь ваша анимация сохранится в простом GIF файле, который можно просмотреть на любом компьютере (без FLASH-проигрывателя). GIF можно вставить в открытку, послать по электронной почте, и наслаждаться биением сердца на заставке. Сохраните ваш проект, выбрав пункт меню File-Save.

Уровень 2

 Чтобы добавить текстовое поле в Flash-фильм, следует выполнить следующие действия:

  1. Включить инструмент Text Tool на панели Tools.
  2. Щелкнуть мышью в той позиции на столе, куда требуется поместить текстовое поле; в результате в этой позиции появится текстовый курсор, окруженный выделяющей рамкой.
  3. Набрать текст.

Нет на свете теплее сердца,
Чем то, что бьется
В маминой груди…

(Слайды с фотографиями детей и родителей) на фоне музыки.

Какими бы взрослыми, умными, красивыми мы ни стали, как бы далеко жизнь ни увела нас от родительского крова, мама всегда остается для нас мамой, а мы – ее детьми.

Мы в неоплатном долгу перед нашими матерями. И наш священный долг – беречь их от жизненных неурядиц, любить и просто быть благодарными детьми.

Чем же мы можем отплатить матери за ее любовь, пронесенную, словно горящая свеча, через все годы ее жизни!

Чем воздадим матери за бессонные ночи, проведенные около нашей кровати, когда мы больны!

Позвольте поклониться всем женщинам-матерям Земли Русской, которые сохраняют тепло родного дома, перенося бесчисленные трудности и превратности нашей сегодняшней очень нелегкой жизни.

Низкий поклон всем, кого мы зовем этим светлым именем – МАМА…Нана…Апай…