Цели и задачи: продолжить формирование навыков нахождения неизвестных компонентов умножения и деления, уяснение взаимосвязи умножения и деления. Развивать у учащихся умение применять знания на практике, творческие способности и приёмы быстрых вычислений.
Воспитывать положительное отношение к знаниям.
Структура урока:
- Организационный момент. (2 мин.)
Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся. - Устный счёт. (3 мин.)
- Этап актуализации опорных знаний и умений учащихся. (4 мин.)
- Этап формирование умений и знаний). (7 мин.)
- Физминутка. (2 мин.)
- Игра-сказка “Волшебное число”. (22 мин.)
- Подведение итогов урока. (2 мин)
- Рефлексия. (1 мин.)
- Домашнее задание. (3 мин.)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Каждое из данных чисел разделите на 10, на 100, на 1000: 595 000; 370 000; 13 000; 907 000; 650 000.
2. Угадайте неизвестное число: 15 • а = 15 : а; х • 10 = х : 10.
3. Учебник № 228.
III. Актуализация знаний.
1. Используя данное равенство, найдите значения двух следующих выражений:
а) 945 : 35 = 27; 27 ·35 = ; 945 : 27 = . |
б) 555:15 = 37; 555 : 37 - ; 15 · 37 = . |
Опорная схема:
Делимое : делитель = частное
Частное · делитель = делимое
делимое : частное = делитель
2. Найдите неизвестное число: а) 1190 : с = 34; б) b : 17 = 201. Как найти неизвестное делимое? делитель?
IV. Формирование умений и навыков.
1. Найдите неизвестное число, пользуясь приемом “маленького примера”:
34 • х= 136 Учитель показывает прием на доске
х = 136: 34 2• 3 = 6
х = 4 3 = 6:2
2. Учебник, № 232 (в, е, и) (самостоятельно). Трое учащихся выполняют задание на переносных досках. Проверка выполнения.
Физкультминутка.
Положите голову на руки. Руки на парте. Закройте глаза. Отдохните. А пока вы отдыхаете, я расскажу вам сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. Повстречал Иван-царевич Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену. Иван-царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую. Вы отдохнули? Тогда давайте поможем Ивану-царевичу.
1. Игра-сказка “Волшебное число”. Для проведения игры можно использовать проектор. Заранее подготовить рисунки по сюжету сказки.
Вышли Иван-Царевич и его спутники к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне надписи:
81 • а = 162; х • 18 = 360; 12 • b= 2640.
Если правильно найти волшебное число, то камень повернется и освободит дорогу. (С каждого ряда вызывается по одному ученику, которые решают уравнения. Остальные учащиеся решают на местах.)
Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы-яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если его воины разгадают волшебные числа, написанные на избушке:
х : 16 =30; 144 : а = 6; b: 20=9.
(Работа проходит аналогично.)
Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба-яга рассказала ему о силе волшебных чисел: “Коль нужно тебе запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух волшебное число. Мигом исполнится”. Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на шесть замков.
Узники подземелья решают уравнения, написанные на замках:
535 : х = 5; х : 51 = 6; с · 9 = 747;
4 · а = 416; 32 · b = 6464; 33 · х; = 132.
Иван-царевич назвал волшебные числа. Двери подземелья открылись. И стали воины перед воротами Кощеева дворца, на которых написано: у + 12 705 : 121 =105.
Иван-царевич произнес волшебное число. Двери подземелья открылись. Освободил он Елену Прекрасную, и в тот же день сыграли свадьбу. Стали они жить-поживать и добра наживать.
Подведение итогов игры.
V. Домашнее задание. Учебник № 231 (а, б), 232 (а, б, ж, з), 244 (а).