"Чтобы счастье и радость людям дарить, добрым и вежливым нужно быть"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: упражнять в употреблении различных форм приветствия, прощания, благодарности, извинения, закрепить знания о правилах культуры поведения и культуры общения; умение оценивать положительные и отрицательные поступки; воспитывать положительные черты характера: доброту, заботу, внимание, вежливость. Формировать у детей понимание того, что вежливость является составляющим качеством воспитанного человека.

Предварительная работа: беседы на темы: “Зачем нужны правила поведения”, “Сила вежливого слова”, “Чтобы ты сделал доброго для людей”; игры: “Цветик - семицветик”, “Волшебный сундучок”; чтение: К. Шим “Шар в окошке”, С. Погореловский “Вежливый”, Мексиканская сказка “Вежливый кролик”, Э. Малиновская “Вежливое слово”, С. Маршак “Правила приличия”.

Оборудование: плоскостное изображение солнца с лучиками, мячи на половину группы детей, сундучок “Волшебных слов”, картинки с изображениями хороших и плохих поступков, волшебное перо, цветок-макет “Цветик-семицветик”, поляна с красивыми цветами, детские работы (эмблема солнца), “Волшебные палочки” по количеству детей, аудиозапись песни Кота Леопольда из мультфильма “Приключения кота Леопольда” (“Если добрый ты...”).

Ход занятия

(на доске прикреплено солнышко с лучиками)

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас непростое занятие, а волшебное, а знаете почему? Потому, что сегодня мы с вами попробуем стать добрыми волшебниками. Хотите? А как вы думаете, каким должен быть такой волшебник?

Ответы детей: (добрым, вежливым, хорошим, помогать добрым людям, мешать проявлению зла, помогать взрослым, играть с малышами и т.д.).

Воспитатель. Значит, вы можете быть волшебниками? Ведь главное волшебство-это доброта. А доброта - это стремление человека дарить людям радость. Народная мудрость гласит: “Доброта- это солнце”. В каждом из вас есть маленькое солнышко. Это-доброта. Добрый человек любит людей, помогает им, любит природу, бережет ее, заботится о ней. А любовь и помощь всегда согревают, как солнце. Вот и к нам заглянуло солнце. Каждый лучик этого солнышка - волшебный. Он дарит тепло, заботу, ласку, любовь. Я беру волшебную палочку, взмахиваю ею, и волшебный лучик летит к Настеньке. Он делает тебя, Настенька внимательной и заботливой. К кому бы ты проявила заботу, Настенька?

Девочка. К маме, папе, брату...

Воспитатель. Что бы ты для них сделала?

Девочка. Сказала бы доброе слово, помогла что-нибудь, поцеловала.

Воспитатель.  Почему бы ты это сделала?

Девочка. Я их люблю, они заботятся обо мне и я о них.

Воспитатель. Кто хочет взмахнуть палочкой и поймать волшебный лучик и послать его кому- нибудь?    (раздает волшебные палочки).

Воспитатель. Теперь пусть каждый совершит свое волшебство. Встали. Приготовились... Взмахнули своими волшебными палочками! Да свершится чудо! То, которое каждый из вас захочет.

Некоторые желания детей: “Хочу всегда радовать маму”, “Хочу, чтобы дети в нашей группе не ссорились”, “Чтобы не обижали слабых” и т. п.

Воспитатель. Видите, ребята, как много доброго вы хотите сделать по отношению к сверстникам, близким. А когда хочешь сделать добро, оно исполнится. Такова волшебная сила добра. Старайтесь быть полезными людям. Давайте произнесем клятву добрых волшебников:

Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Будь счастлив, что день не напрасно ты прожил
Что годы живешь ты не зря.

Воспитатель. Доброта тесно связана с вежливостью. Вежливый человек умеет не только культурно себя вести, но и вежливо общаться. И делает это он с помощью чего?

Ответы детей. (Волшебных слов, хороших поступков и т.д.).

Воспитатель. Кстати, к нам пришла в детский сад посылка от феи Вежливости. Фея заметила, что не все дети в группе вежливы. Поэтому она прислала волшебный сундучок, который поможет все стать вежливыми. Открыть этот сундучок можно с помощью волшебных слов, которые вы сейчас произнесете. Каждый называет слово и при этом касается волшебной палочкой крышки сундучка.

Ответы детей: (доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте, рад тебя видеть, какая приятная встреча, до свидания, до встречи, всего доброго, благодарю и т.д).

Воспитатель.

Любим мы всегда при встрече
Всем знакомым и родным
“С добрым утром!” “Добрый вечер!”
“Доброй ночи” - говорить.
И живется вроде лучше
И на сердце веселей
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.

Воспитатель. Вот видите, ребята, волшебная сила доброго слова действует! Сундучок открылся! И что же в нем?

Дети. Картинки.

Воспитатель. На них Фея запечатлела разные поступки жителей своей страны. Героями здесь являются животные, но может среди них кто - то узнает себя. Фея предлагает оценить поступки на картинках, разобрав их на хорошие и плохие.

(Дети вместе распределяют картинки и дают им оценку)

Воспитатель. Почему этот поступок вы осуждаете? Что хорошего совершил этот герой? Молодцы, ребята вы прекрасно оценивали поступки. Эти картинки Фея дарит нам, чтобы мы не забывали делать хорошие дела и не совершали плохих, глядя на эти картинки.

Воспитатель. А, теперь я предлагаю поиграть в игру: “Дружные пары”. Нужно стать парами спиной друг к другу и перенести мяч между вашими спинами до этого стула. Пара, которая донесет мяч, не уронив - дружная пара.

(Играют 1-2 раза).

Воспитатель. Дружные ребята у нас в группе. А в сундучке есть еще кое-что (достает перо). Это перо вежливости. Фея предлагает нам поиграть в игру “Волшебное перо”. Когда вы пойдете в школу,  ребята, у каждого из вас будет такое перо, которым вы научитесь писать волшебные слова, а какие вы сейчас их назовете (дети стоят перед воспитателем и отгадывают загадки, заканчивая предложение и делают шаг вперед на каждый правильный ответ).

  1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого... Спасибо!
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит... Добрый день!
  3. Нечаянно толкнули Витю и все сказали... Извините!
  4. Достать мне шарик на кустах прошу я брата и говорю... Пожалуйста!
  5. Готов я добраться до вершины горы, если услышу слова… Будьте добры!
  6. В России и в Дании на прощанье говорят... До свидания!

Воспитатель. Ребята, смотрите, волшебное перо привело нас на волшебную поляну. Давайте присядем, как много красивых цветов здесь. А этот особенный. Это Цветик-семицветик. На его лепестках написаны вопросы, на которые нам предстоит ответить:

  1. Встречаются два друга. Кто поздоровается первым? (Кто вежливее)
  2. Вы пришли в гости, там уже собрались приглашенные. Как вы поздороваетесь? С каждым отдельно или всем скажете ... (Здравствуйте)
  3. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
  4. Что нужно сделать, прежде чем войти в комнату взрослого, в кабинет врача? (постучать и спросить разрешения войти)
  5. Как вести себя за столом? (Есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, не расставлять локти, не ставит их на стол, если что-то нужно передать со стола, вежливо об этом попросить, не разговаривать с набитым ртом)
  6. Вы идете с другом по улице. Он приостанавливается и здоровается с незнакомым вам человеком. Надо ли вам здороваться? (Да, это знак вежливости)
  7. Вы пришли в кино. Нашли свой ряд, как прийти к своему месту, мимо сидящих в этом ряду зрителей? (Следует извиниться за беспокойство и проходить, повернувшись лицом к сидящим.) Будет вежливо если сидящие привстанут и пропустят вас.

Воспитатель. Какие вы у меня знатоки вежливости. И я думаю, вы сможете стать добрыми волшебниками. Эти волшебные палочки теперь ваши. Они помогут вам быть добрыми обрести много друзей. Ведь у добрых и вежливых людей всегда много друзей.

Быть добрым волшебником только попробуй
Тут хитрости вовсе не надо особой
Понять и исполнить желанье другого,
Одно удовольствие - честное слово!

Советую вам, ребята, как можно чаще говорить волшебные слова, чтобы от них теплее и светлее было окружающим вас людям, как от солнышка.

Ведь ежели вы вежливы и к совести не глухи
Вы место без протеста уступите старухе
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы, т.е. сами
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей
И с бабушкой, и с дедушкой вы их не перебьете.
И лучик солнца доброго всем людям вы пошлете!

И сейчас дорогие мои волшебники, я предлагаю вам подарить ваши солнышки, которые вы изготовили на предыдущем занятии, малышам. И пусть их лучики согреют теплом и лаской наших малышей, порадуют их.

(Звучит песня кота Леопольда “Если добрый ты...” из мультфильма “Приключения кота Леопольда”

Предлагаю вам ребята, взять свои работы “эмблемы солнца”, и подарить их малышам).