Цели и задачи.
- Анализ влияния технологии ТРИЗ на различные аспекты деятельности учащихся.
- Систематизация приемов и методов способствующих повышению качества знаний учащихся.
- Способствовать формированию творческой личности, которая может успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи.
Форма: cеминар, методический совет.
Учебно-наглядный комплекс: презентация, в/фрагменты, буклет.
Участники: педагоги, методисты.
Сценарий мероприятия “Технологии ТРИЗ в ОУ”
2 слайд. Идея основоположника ТРИЗ — Генриха Сауловича Альтшуллера — состоит в том, что творчеству можно учить так же, как и другим видам человеческой деятельности. Действительно, ведь творчество — это создание чего-то нового. Но если познать закономерности, по которым это новое появляется, то их можно научиться применять — а значит, научиться “вычислять” новое, то есть изобретать. Работу над созданием ТРИЗ Альтшуллер начал в 1946 году. Первоначально все его разработки были направлены на инженерное творчество. Современная ТРИЗ находит применение не только в технической области. Сегодня специалисты по ТРИЗ решают сложные социальные задачи, участвуют в разработках рекламных кампаний.
3 слайд. Основные цели, которые ставит перед собой теория решения изобретательских задач - это:
- научить детей решать открытые задачи (для этого собраны большие картотеки задач из разных областей знаний, разработаны методы обучения);
- научить видеть вокруг себя, формулировать и разрешать противоречия — потому что по-настоящему творческие задачи возникают тогда, когда в условии есть противоречие;
- развить системное мышление — потому что решение творческих задач подразумевает понимание не только самой системы, но и ее окружения (надсистем), и ее частей (подсистем) во взаимодействии и во времени (в процессе рождения, существования, разрушения);
- обучить методам креативного мышления, методам нахождения нового результата.
4 слайд. Принято говорить, что тризовское мышление — это мышление по правилам, но это не совсем так. Советы Гина Анатолия Александровича педагогу, который использует в своей работе технологию ТРИЗ.
1 совет: формулируйте детям проблему в виде противоречия, так как противоречие заставит перейти от слабых идей к серьёзному поиску ответа.
2 совет: знакомьте детей с противоречиями через загадки.
3 совет: придумывайте для детей и вместе с ними новые изобретательские задачи, а для этого выберите вещь, которую хотите улучшить и предъявите к ней обязательно одно - два противоположных требования.
4 совет: учите детей во всём видеть хорошие и плохие стороны. Следует помнить, что абсолютно хорошего или плохого в жизни не существует. Решить задачу – значит устранить “минус”, сохранив “плюс”.
Смотреть видеофрагмент “Гин А. А.”(приложение)
4–9 слайды. “Креатив-бой”. Основная цель игры: показать, что такое открытые задачи.
Открытые задачи окружают нас повсюду. По сути, наша жизнь — это и есть сборник открытых задач. А раз это так, то мы должны давать инструменты решения таких задач уже в школе.
1. Как утереть нос сопернице
Великая французская актриса Сара Бернар, находясь на вершине славы, обрела соперницу — Бель Отеро, которая одно время почти сравнялась с нею по известности и богатству. Как-то раз обе собрались в один и тот же ресторан. Причем, Бернар заранее было известно, что ее конкурентка явится туда разодетая, надев все свои украшения, которые у нее были. Ей так хотелось затмить соперницу. Как быть Саре Бернар?
ИКР: Сара, не надевая драгоценностей, сама показывает свое богатство и ум.
Противоречие: Сара Бернар должна надеть богатые драгоценности, чтобы показать свое богатство, и не должна их одевать, чтобы быть не похожей на соперницу и доказать превосходство не только богатства, но и ума.
Идеи.
- Сара Бернар должна предстать так, чтобы отличаться от Бель Отеро.
- Она пришла полуобнаженная
Контрольное решение.
- Сара Бернар предстала перед собравшейся в обеденном зале изысканной публикой в платье без единого украшения. Но войдя в помещение она как бы нехотя обернулась к следовавшей чуть поодаль служанке, облачившейся в роскошный наряд, сверкавший ювелирными изделиями. Сару Бернар узнали все. Ее прислугу — тоже.
2. Надоедливые туристы
Одни неприятности доставляли американскому фермеру Джеймсу Миноту бесцеремонные туристы. Они протаптывали тропинки от дороги до леса через его поле. Временами казалось, что все методы борьбы уже испробованы и победа любителей природы неизбежна. Как быть фермеру?
ИКР: Туристы сами не могут (не хотят) ходить по полю. Вам нужно придумать способ, чтобы туристы не хотели или боялись ходить через поле.
Идеи.
- Поставить забор вокруг поля.
- Повесить у тропинки объявление: “Пройдя через поле, внимательно осмотрите друг друга, и стряхните с одежды всех клещей. При обнаружении присосавшегося клеща, обращаться в больницу города (30 км)”. Народ испугается.
- Поставить вышку со снайпером и предупреждающую табличку: “Сквозной проход сквозь поле запрещён”
- Повесить табличку “Внимание мины”
- Сделать хорошую дорожку не через его поле.
- Посеять вокруг поля, например, крапиву.
- Расставить капканов на медведей. Предупредить об этом туристов.
- Договориться с гидами, чтобы те рассказывали какую-нибудь легенду о том, что поле заколдованное (кто ступит на него будет проклят или что-нибудь в этом духе).
- Поставить надпись (или договориться с гидами, чтобы те предупреждали об этом) “Осторожно! В растениях на это поле водятся особо опасные насекомые — переносчики такой-то болезни”
- Удобрять поле навозом. Эффективно во всех отношения (особенно полезно для растительности) и дешево.
Контрольное решение.
- Каждое утро Джеймс выводит на многострадальное поле огромного быка и привязывает его к хрупкой(!) стойке. А на стойке укреплен обращенный в сторону шоссе транспарант с надписью: “Кто способен пробежать расстояние от дороги до леса за 9,9 секунды, может быть спокоен — быку для этого необходимо ровно 10 секунд!”.
3. Кот и скворцы
Как только в скворечнике на дереве запищали птенцы, тут как тут объявился кот — ходит, облизывается, поживу чует. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам. И придумал способ, как закрыть котам доступ к скворечнику напрочно. Как же?
ИКР: Кот сам себе мешает залезть на дерево.
- Отгонять котов.
- Перевесить скворечник.
- Пристрелить одного кота, повесить его на палку. Тогда остальные лезть не будут. Энергозатратно.
- Отпугиватель котов. Ультразвуковой. На 9 Вольт.
- Под деревом сделать большую лужу. Но это может повредить дереву.
- Смазать дерево каким-нибудь котоотталкивающим маслом, краской.
Контрольный ответ.
- Мальчик обернул ствол дерева жестяным кольцом.
4. Задача "Кошка, которая любила поспать"
Кошка аптекаря из Женевы Жана Пиното любила спать в витрине. Как ни пытался Жан отучить ее от этой привычки, ничто не помогало – вновь и вновь кошка пробиралась в витрину и сладко там засыпала. Ну, раз кошку не отучить, пришлось придумать, как извлечь из этого пользу. Что придумал хозяин кошки?
- Жан решил использовать животное в качестве живой рекламы. Он повесил рядом с ней плакат, рекламирующий пилюли от бессонницы. После этого сбыт снотворного возрос, а аптека стала городской достопримечательностью.
- поставил рядом с ней пузырек, с надписью "валерьянка", а с другой стороны - какое-нить снотворное, которое ему надо было продать. и написал рекламу этого снотворного.
5. Задача "Как помочь?"
Часто приходиться в жизни решать такие задачи.
Мама ехала с детьми в Анадырь с пересадкой в Москве. В одной руке чемодан, в другой держит трехлетнюю дочку, рядом с которой тоже за руку идет пятилетняя. Все было хорошо, пока не вошли в метро. Здесь стало ясно, что как бы она не держала детей, все равно кого-нибудь отцепят, потому что люди идут сплошной толпой.
Возникает ситуация - чемодан я бросить не может, взять двоих детей на руки тоже не может. Что делать? Подскажите
Решение - связала детей шарфиками между собой, и мы спокойно преодолели метро.
10 слайд. Рефлексия Составление паспорта технологии ТРИЗ
11. Дебаты. Вопросы о ТРИЗ
- Можно ли жить, не осваивая ТРИЗ? Многие ведь не знают о ней?
- Что даст изучение ТРИЗ?
- Есть ли у ТРИЗ конкуренты, аналогичные методы, технологии поиска решений?
- Как долго нужно осваивать ТРИЗ?
- В чем главные трудности освоения ТРИЗ?
- Чем отличается освоение ТРИЗ от обучения другим методам? Отличие от тренингов? От бизнес-школ?
12 слайд. Сегодня, когда сотни педагогов-тризовцев работают с детьми, когда издано много учебной и методической литературы. С этой целью для построения системы обучения ТРИЗ разраатываются четыре типа программ:
- ТРИЗ как отдельный предмет;
- интегрированные курсы на основе ТРИЗ;
- применение элементов ТРИЗ в различных предметах;
- дополнительное образование на основе ТРИЗ.
Смотреть новостной сюжет “ТРИЗ в Бердске”(приложение)
Заключение.
Притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса:
- Какой час на земле самый главный?
- Какой человек на земле самый главный?
- Какое дело на земле самое главное?
Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты:
- самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил;
- самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой;
- дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.
Литература по ТРИЗ
1. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества. - Вопросы психологии, 1956, №6.
2. Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий. 1 изд., 1969, 2 изд., 1973.
3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - Петрозаводск: Скандинавия, 2004 г.
4. Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б., Крылья для Икара. - Петрозаводск, Карелия, 1980.
5. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986.
6. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. - М.: Детская литература, 1990 г.
7. Журналы ТРИЗ с 2005 года. Главный редактор Кислов А.В. Научно-популярный журнал Ассоциации ТРИЗ.
8. www.altshuller.ru ТРИЗ Официальный Фонд Г.С. Альтшуллера (автора ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ).
9. www.knowledge.allbest.ru Педагогика ТРИЗ
Приложение 1. Презентация
Приложение 2. Видеофрагмент “Гин А. А.”
Приложение 3. Видеофрагмент “ТРИЗ в Бердске”
Приложение 4. Буклет