Анализ личностных ресурсов педагогов в рамках психологического занятия «Я против стресса»

Разделы: Школьная психологическая служба


Одним из направлений деятельности педагога-психолога является работа с педагогическим составом. Эмоциональное состояние каждого учителя непосредственно отражается на самих учащихся, поэтому педагогу необходимо обладать знаниями о стрессе как о личностном так и о профессиональном, уметь дифференцировать признаки кратковременного и затяжного стрессового состояния, а также знать способы борьбы с напряжением.

В данной работе делается упор на наличие или отсутствие ресурсов как внешних так и внутренних для совладания со стрессовыми ситуациями.

Таким образом, целью занятия является: формирование представлений о стрессе, а также поиск и актуализация ресурсов, как способа совладания со стрессовой ситуацией.

Задачи встречи.

  1. Показать педагогам актуальность темы личностного и профессионального стресса.
  2. Диагностика включающая серию рисунков, направленных на определение психологической резистентности (“Человек”, “Человек под дождем”, “Дождь в сказочной стране”).
  3. Предоставить возможность поиска и актуализации внутренних ресурсов как способа противостояния неблагоприятного воздействия внешних факторов окружающей среды.

План занятия

Диагностика настроения

Линии настроения (проводится в начале и в конце занятия).

Цель: диагностика эмоционального состояния личности на начало занятия.

Материалы: фломастеры, краски, карандаши. Также для данного упражнения необходима длинная полоска бумаги, сложенная заранее в гармошку.

Инструкция: “Сейчас я пущу по кругу сложенную бумагу, ваша задача сосредоточиться на эмоциях, чувствах и переживаниях, которые вы ощущаете в данный момент и нарисовать линии вашего настроения с помощью карандашей, красок или фломастеров. Какие это будут линии – решать вам”

После того, как задание будет выполнено всеми участниками занятия, бумагу с нарисованными линиями можно вывесить на стене в виде растяжки.

Теоретическая часть “О стрессе”

Все мы слышали слово “стресс”, возможно даже употребляли его в своей личной жизни и профессиональной деятельности. Так что же это такое на самом деле? (Участники все по очереди отвечают, при этом слова, характеризующие слово “стресс” выписываются в столбик на доске).

Стресс – это реакция организма на ту или иную ситуацию. В переводе с английского – напряжение, давление. Мы сталкиваемся со стрессом постоянно: на работе, дома, при общении с близкими, с друзьями. Стресс бывает разным – это и профессиональный и эмоциональный, психологический, личностный, информационный. Другая классификация стресса предполагает его деление на так называемый “эустресс” (т.е. полезный) и “дистресс” (разрушающий). Эустресс тонизирует работу организма, мобилизирует его. Дистресс же, наоборот, разрушающе воздействует на организм. Мы испытываем дистресс тогда, когда стрессовая ситуация не разрешается, а воздействует на организм постоянно, в течении длительного времени. Именно поэтому необходимо бороться со стрессовыми ситуациями.

Другая классификация предполагает деление стресса на кратковременный и затяжной. Кратковременный стресс возникает резко, как правило, в критической ситуации, в этом случае, стресс – здоровая функция, т.е. мобилизует организм, если стресс осознается, то можно тут же себе помочь, для этого: успокаиваем дыхание, сосредотачиваемся на напряжениях в мышцах (в основном в руках и ногах), с помощью движений “стряхиваем” это напряжение, подключаем мышление “О чем я сейчас думаю? О том, что как все плохо, или о том, что мне делать в этой ситуации”.

Затяжной стресс – чаще всего не осознаваем, как правило, длительный, изматывающий, уже разрушающий наш организм в виде бессонницы, отсутствия аппетита, постоянного напряжения, плохого настроения, слабого иммунитета. Как правило затяжной стресс длится с детства, плавно переходя из одного стресса в другой. В этом случае уже эмоциональная саморегуляция неэффективна, необходима помощь специалиста [4].

Причины психологического стресса [1]

Влияние стресса можно обозначить в схематическом виде (рисуем на доске). В центре – внутренние ресурсы. Это то, что позволяет нам преодолевать кризисы жизни, определяет интенсивность сопротивления стрессу. Если наши ресурсы снижаются, то это способствует уязвимости к разным расстройствам, таким как тревогоа, страх, депрессия.

Следующая область – внутриличностный стресс. В область внутриличностного стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, болезненность воспоминаний, бесцельность поступков и т. Эта область является самой основной, оказывающая влияние на все сферы нашей жизни. Другими словами, если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее переживание проявляется в негативном отношении и затрагивает уже следующую область взаимоотношений – так называемые межличностные. В первую очередь рушатся семейные взаимоотношения (возникновение супружеских проблем и конфликтов) за которыми следуют также профессиональные (конфликты, ролевая неопределенность)

Таким образом, внутриличностный стресс заслуживает детального рассмотрения, т.к. он затрагивает и проецируется на различные жизненные события и влияет на особенности отношения к ним самой личности.

Именно поэтому сегодня мы с вами будем работать над собственным стрессом.

Практическая часть

Для проведения данной части занятия необходим опыт пользования проективной диагностикой “Человек-Человек под дождем-Дождь в сказочном царстве” [3].

Для оценки адаптивных возможностей и устойчивости человека к воздействию стрессовых факторов используется комплекс рисунков Е. Романовой и Т. Сытько “Человек — Человек под дождем”.

Материалы: 3 листа белой бумаги формата А4; набор цветных карандашей.

Инструкция №1: “Пожалуйста, нарисуйте человека”

После того, как все педагоги нарисовали человека, психолог просит письменно ответить на вопросы: расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует? Сколько ему лет? Kакое у него настроение? В какой момент времени мы его застали? Kакие у него перспективы? (вопросы могут быть зачитаны, а могут быть заранее подготовленными).

Инструкция №2: “Нарисуйте человека под дождем”

Вопросы:

Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации? Что ему больше всего хочется сделать? Дождь пошел неожиданно или согласно прогнозу? Человек был готов к тому, что пойдет дождь, или для него это неожиданность? Любите ли вы дождь? Если да — почему? Если нет — почему? Если человеку под дождем дискомфортно (плохо), то чем ему можно помочь? Что сам человек может сделать, чтобы помочь себе справиться с дождем?

Инструкция №3: “Нарисуйте дождь в сказочной стране”

Вопросы:

Расскажите об этой сказочной стране. Что произойдет в сказочной стране после того, как дождь закончится? Kак относятся к дождю жители сказочной страны? Что дает дождь жителям сказочной страны? Давайте попробуем придумать сказку, которая начинается словами: “Однажды в одной сказочной стране пошел дождь...”

После рисования необходимо указать следующее “Сейчас я хотела бы показать, как с помощью рисунка можно определить личную стратегию действий при стрессе, а также оценить наличие ресурсов, которые существуют у каждого лично для того, чтобы справляться с неблагоприятным воздействием”. Далее следует описание интерпретаций рисунка в свободной форме с указанием наиболее типичных символов. Описание интерпретаций можно найти в соответствующей литературе. Необходимо озвучить также следующее сообщение: “У тех педагогов, у которых возникают сложности в понимании своих рисунков, прошу подойти к моему столу, для того, чтобы мы вместе с вами смогли проанализировать ваш рисунок”.

Далее переходим к анализу и поиску ресурсов противостояния неблагоприятным воздействиям с помощью рисунка “Дождь в сказочном царстве”.

Теоретическая часть “Ресурсы преодоления стрессов”

Ресурс – это “вспомогательное средство”. Столкнувшись со стрессом, люди обладают различными ресурсами преодоления. Ресурсы бывают внутренними (личными) и внешними. К ресурсам личности традиционно относят знания, умения, навыки, способности, опыт, занятость, фетиши (вещи, предметы, обстановки, драгоценности), здоровье, статус, самоуважение, адекватная самооценка. К внешним ресурсам относятся: занятость (работа), социальная поддержка (семья, брак, дом, друзья). Внутренние ресурсы могут быть более доступны, чем внешние. Использование же внешних ресурсов, требует больших временных затрат на их мобилизацию [2].

Практическая часть “Поиск ресурсов”

Первый вариант

Упражнение “Мне нравится…”

В практической части педагогам дается задание актуализировать свои знания о ресурсах. Для этого предлагается вспомнить любимые вещи, напитки, занятия, места, где любят бывать, люди, с кем нравится общаться или просто проводить время. Затем, участники разбиваются на пары и рассказывают о своих увлечениях.

Второй вариант

Упражнение “Декларация жизненных целей” [2].

Заключительный этап

На заключительном этапе занятия необходимо организовать групповое обсуждение проделанной работы, а также диагностику настроения с помощью упражнения “Линии”, проведенного в начале занятия. Бумага с нарисованными линиями сравнивается. При этом психолог, проводивший занятие, может указать на изменение или не изменение настроения, а может оставить без обсуждения.

Список литературы

  1. Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000.
  2. Водопьянова Н.В., Старченкова Е.С. Синдром эмоционального выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т., Кудзилов Д. “Рисунок в психодиагностике”. - Школьный психолог №43, 2003 г.
  4. Селье Г. Стресс без дтстресса. М.,1982.