Название ресурса: тематический урок музыки «Мой край родной!»
Краткое описание ресурса: урок состоит из следующих частей: конспект урока, презентации, музыкальное сопровождение.
Цель и задачи ресурса:
- способствовать формированию интереса к предметам;
- осмысленное понимание эмоционально-образного восприятия младшими школьниками окружающего мира, мира музыки;
- применять знания и умения на практике;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- воспитание патриотизма.
Актуальность и значимость ресурса: подготовка к уроку позволяет развивать личность, формировать познавательную активность, творческий потенциал учащихся. В ходе подготовки и проведения урока использованы смена форм обучения и видов деятельности. Тематический урок имеет большие перспективы при дальнейшем изучении материала, способствует глубокому взаимопроникновению в одном учебном материале обобщенных знаний. Образовательные стандарты РК предусматривают разучивание песен на уроках музыки в школах с русским языком обучения, как на русском, так и на казахском языке, поэтому в тематическом уроке звучат песни на государственном казахском языке.
Практическое применение: в ходе урока расширяется кругозор младшего школьника, формируются навыки совместной работы, углубляются знания.
Минимальные требования к программным ресурсам: Презентации имеют простую навигацию, переход от слайда к слайду осуществляется по щелчку.
Цели:
- Знакомство с историей создания современного гимна РК.
- Активизация творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса.
- Развитие исследовательских навыков и умений.
- Формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.
- Воспитание патриотизма.
- Раскрытие темы урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи:
- Учить применять полученные знания на практике;
- оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации;
- активизировать слуховое внимание, музыкальную память.
- обогащать впечатления детей;
- развивать коммуникативные навыки работы в группах.
Форма урока: тематический урок.
Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
- ретроспективный;
- репродуктивный;
- дидактическая игра.
Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности:
- метод эмоциональной драматургии;
- создание нравственных переживаний;
- ситуация занимательности;
- приём сопоставления;
- сравнение, анализ.
Музыкальный материал: Песни: Шамши Калдаяков «Meнің Қазақстаным» («Мой Казахстан), гимн РК, С. Апасова «Казахстан» и «Добрый день», казахская народная песня «Туған жер» («Родной край»), Роза Рымбаева «Туған жер» («Родной край»).
Оборудование: презентации к уроку, CD-диски, компьютер, экран.
Предварительная подготовка к уроку: группы учащихся разучивают совместно с учителем на государственном казахском и русском языках песни, стихи, пословицы о Родине.
ХОД УРОКА
Звучит песня С. Апасовой «Добрый день!» (исполняют учащиеся)
Презентация 1
(Слайд 1 – Казахстан)
Учитель на казахском и русском языках
– Қайырлы күн!
– Добрый день!
Беседа о родной стране, столице, Президенте РК.
– Как называется наша Родина?
– Наша Родина – Казахстан.
– Назовите столицу нашей Родины.
– Столица нашей Родины город Астана.
(Слайд 2 – Нурсултан Назарбаев)
– Кто президент нашей Республики?
– Президент нашей Республики Нурсултан Назарбаев.
Учитель. Приглашаю вас в виртуальное путешествие по нашей Родине. (Астана – столица, Усть-Каменогорск – областной центр, Зыряновск-родной город)
(Слайд 3)
С третьего слайда и до последнего Презентации 1 переход слайдов осуществляется автоматически, на фоне слайдов звучит песня Розы Рымбаевой «Туған жер» («Родной край»).
Презентация 2.
(Слайд 1 – названия городов на двух языках по щелчку)
Учитель. Мы живём с вами в замечательной стране – Республике Казахстан. Где проживают в мире и согласии разные народы. Назовите города нашей Родины, по которым мы сейчас путешествовали, на государственном казахском языке и родном русском.
Ответы детей на казахском и русском языках (названия городов)
Астана қаласы – город Астана
Өскемен – Усть-Каменогорск
Зырян – Зыряновск
Учитель акцентирует внимание на правильное произношение названий городов на двух языках и предлагает исполнить песню С. Апасовой «Добрый день»
Исполнение песни С. Апасовой «Добрый день»
(Слайд 2 – высказывание президента РК и государственная символика)
Учащийся. (читает стихотворение)
Герб и флаг наш гордый
Народу государством дан!
Пусть всегда хранит свободу
Наш суверенный Казахстан!
Учитель. Обязательный атрибут суверенного государства – Государственные символы, визитная карточка, которая отражает национальные особенности, традиции населения страны. О каких государственных символах прозвучало стихотворение? (Ответы детей.)
Стихотворение о символах нашей Родины – герб и флаг.
(Слайд 3 с государственной символикой)
Учитель. Что вы видите на слайде?
Ответы детей на двух языках.
- ту – флаг,
- елтаңба – герб,
- әнұран – гимн
- Это символы нашей Родины – Республики Казахстан.
Учитель. Молодцы, хорошо знаете государственные символы.
Учитель. Какой из государственных символов является музыкальным символом нашей Родины?
Ответы учащихся. Музыкальный символ нашей Родины – гимн.
Учитель. Назовите авторов государственного гимна
Учащиеся дают ответы, что автором гимна является Президент РК Нурсултан Назарбаев, но часто не произносят имена других авторов.
(Слайд 4 – песня «Meнің Қазақстаным»)
Учитель рассказывает историю создания современного гимна РК.
Счастливая судьба этой удивительной песни «Meнің Қазақстаным» началась во второй половине 50-х годов прошлого века, а точнее в 1956 году. Ее авторами были студенты Алматинской Государственной консерватории имени Курмангазы молодые таланы – композитор Шамши Калдаяков и поэт Жумекен Нажимеденов, а первым исполнителем стала легендарная казахская певица Жамал Омарова. Именно с ее «легкого голоса» песня приобрела славу воистину народного гимна.
Учащиеся старшего класса (гости): Песня «Менін Казакстаным» («Мой Казахстан») не была задумана как гимн. Ее звездная судьба — это результат всенародного признания и воли большинства в обществе. Музыка написана в маршевом характере, поэтому песня не могла претендовать на звание гимна страны.
Но, несмотря на это, судьба популярной песни как народного гимна продолжалась. Ее с большим удовольствием пели и восторженно принимали и в школах, и в детских садах, на церемониях открытия важных общественно-политических и спортивных мероприятий, на семейных торжествах.
Такое отношение, в конце концов, подняло популярную песню на вершину официального признания. Она стала основой нового Государственного гимна страны. Если говорить образно, вот уже в течение полувека она живет вместе с народом, вместе разделяя его горе и радости. За это время она превратилась как бы в духовное знамя масс.
(Слайд 5 – музыкальный символ Родины)
В целях популяризации звуковой символики страны в 2006 году был принят новый государственный гимн. Его основой стала популярная в народе патриотическая песня «Менiң Қазақстаным».
Для придания песне высокого статуса государственного гимна и более торжественного звучания Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев доработал первоначальный текст. Парламент Казахстана на совместном заседании палат 6 января 2006 года внес соответствующие поправки в Указ «О государственных символах» и утвердил новый государственный гимн страны.
Слова – Нурсултана Назарбаева и Жумекена Нажимеденова, музыка – Шамши Калдаякова
(Слайд 6)
Учитель. Что нового вы сегодня узнали о музыкальном символе нашей Родины?
Проводится работа по слайду 6 презентации 2.
Запомним. (Учащиеся повторяют и закрепляют)
- День рождения нового гимна Республики Казахстан – 10 января 2006 год.
- Впервые исполнялся – 11 января на инаугурации Президента Н. А. Назарбаева в Президентском Дворце “ Ак Орда”.
- Основа нового гимна – популярная в народе патриотическая песня “ Менің Қазақстаным” (“Мой Казахстан”).
- В утвержденном официальном тексте гимна – 59 слов, новыми являются 25 слов. Мелодия была сохранена полностью.
- Ақыны (поэты) – Нурсултан Назарбаев и Жумекен Нажимеденов
- Сазгер (композитор) – Шамши Калдаяков
(Слайд 7– словарные слова)
В таблице на слайде представлены слова на государственном языке, по щелчку появляется в таблице перевод каждого слова.
Государственный гимн исполняется на государственном казахском языке. Поэтому работа проводится над правильном произношением названий государственных символов на двух языках, родном русском и государственном казахском.
Повторяем и закрепляем с учащимися слова.
флаг |
|
елтаңба |
герб |
әнұран |
гимн |
Қазақстан елінің әнүраны |
музыкальный символ Родины |
сазгер |
композитор |
ақын |
поэт |
Учитель и учащимся повторяют правила исполнения государственного гимна.
(Слайд 8 – текст гимна РК на экране)
При публичном исполнении Государственного Гимна присутствующие поют (выслушивают) стоя, при этом граждане Республики Казахстан прикладывают правую руку к сердцу. Государственный Гимн исполняется на государственном языке в точном соответствии с утвержденным текстом и музыкальной редакцией. Государственный Гимн исполняется в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном исполнении. При этом могут использоваться средства звукозаписи.
Допускается сокращенное исполнение Государственного Гимна Республики Казахстан. (http://ru.government.kz/docs/z070000258_20070604.htm – правила исполнения гимна)
На этом же слайде по щелчку воспроизводится музыка.
Исполняется Гимн РК – 1 куплет и припев на государственном языке.
Презентация 3.
(Слайд 1)
Учитель. Народ издавна слагал пословицы о Родине, слагал стихи родному краю, посвящал песни. Какие пословицы и стихи вы, ребята, знаете?
Учащиеся рассказывают (мақал) пословицы и читают (тақпақ) стихи на государственном казахском и русском языках.
1) Кісі елінде сұлтан болғанша,
Өз елінде ұлтан бол.
2) Отансыз адам – ормансыз бұл-бұл.
3) Туған жердің жері де көрікті,
Елі де сүйікті.
4) Отан оттан да ыстық.
5) Отан от басынан басталады.
6) Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
7) На чужой стороне Родина милей вдвойне.
8) Береги землю родимую, как мать любимую.
9) Всякому мила своя сторона.
10) За морем теплее, а у нас светлее.
Менің Республикам
Елтаңбасы елімнің,
Ортасында шаңырак.
Мемлекеттік туымнан
Күн шығып тұр жарқырап.Әнұраны елімнің,
Шақырады бірлікке.
Егеменді халқымның,
Болшағы бірлікте.
А. ӘпсембетоваҚазақстан – менің отаным
Асыл өлкем ерекше,
Қазақстан – мекенім!
Беп – белгілі емес пе,
Сенің ғажап екенің!
Биік болсын шоқтығың,
Атауды айтам ән қылып.
Желбірейді көк туың –
Төбемізде мәңгілік!Д. Елайқызы
Родина
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.Татьяна Бокова
Лучше нет родного края
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!П. Воронько