Тематический урок музыки "Мой край родной!" 3-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (6 МБ)


Название ресурса:  тематический урок музыки  «Мой край родной!»

Краткое описание ресурса: урок состоит из следующих частей: конспект урока, презентации, музыкальное сопровождение.

Цель и задачи ресурса:

  • способствовать формированию интереса к предметам;
  • осмысленное понимание эмоционально-образного восприятия младшими школьниками окружающего мира, мира музыки;
  • применять знания и умения на практике;
  • развивать коммуникативные навыки учащихся;
  • воспитание патриотизма.

Актуальность и значимость ресурса: подготовка к уроку  позволяет   развивать личность, формировать познавательную активность, творческий потенциал учащихся. В ходе подготовки и проведения урока  использованы  смена форм обучения и видов деятельности.  Тематический урок имеет большие перспективы при дальнейшем изучении материала, способствует глубокому взаимопроникновению в одном учебном материале обобщенных знаний. Образовательные стандарты РК предусматривают разучивание песен на уроках музыки в школах с русским языком обучения,  как на русском, так и на казахском языке, поэтому в тематическом уроке звучат песни на государственном казахском языке.

Практическое применение: в ходе урока  расширяется кругозор младшего школьника, формируются  навыки совместной работы, углубляются знания.

Минимальные требования к программным ресурсам: Презентации имеют простую навигацию, переход от слайда к слайду осуществляется по щелчку.

Цели:

  • Знакомство с историей  создания современного гимна РК.
  • Активизация   творческой  деятельности учащихся,  развитие  познавательного интереса. 
  • Развитие  исследовательских навыков и умений.
  • Формирование  системного  мышления  и глубокое осознанное усвоение понятий.
  • Воспитание патриотизма.
  • Раскрытие темы  урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

  • Учить применять полученные знания на практике;
  • оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации;
  • активизировать слуховое внимание, музыкальную память.
  • обогащать  впечатления детей;
  • развивать коммуникативные навыки работы в группах.

Форма урока: тематический урок.

Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемно-поисковый;
  • ретроспективный;
  • репродуктивный;
  • дидактическая игра.

Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности:

  • метод эмоциональной драматургии;
  • создание нравственных переживаний;
  • ситуация занимательности;
  • приём сопоставления;
  • сравнение, анализ.

Музыкальный материал: Песни:  Шамши Калдаяков «Meнің Қазақстаным» («Мой Казахстан), гимн РК,  С. Апасова  «Казахстан» и «Добрый день»,  казахская народная песня «Туған жер» («Родной край»), Роза Рымбаева «Туған жер» («Родной край»).

Оборудование: презентации к уроку,   CD-диски, компьютер, экран.

Предварительная подготовка к уроку:  группы учащихся   разучивают  совместно с учителем   на государственном казахском  и русском языках песни, стихи, пословицы о Родине.

ХОД УРОКА

Звучит песня С. Апасовой «Добрый день!» (исполняют учащиеся)

Презентация 1

(Слайд 1 – Казахстан)

Учитель на казахском и русском языках

– Қайырлы күн!
– Добрый день!

 Беседа   о родной стране, столице, Президенте РК.

– Как называется наша Родина?
– Наша Родина – Казахстан.
– Назовите столицу нашей Родины.
– Столица нашей Родины город Астана.

(Слайд 2 – Нурсултан Назарбаев)

– Кто президент нашей Республики?
– Президент нашей Республики Нурсултан Назарбаев.

Учитель. Приглашаю  вас в виртуальное  путешествие по нашей Родине. (Астана – столица, Усть-Каменогорск – областной центр, Зыряновск-родной город)

(Слайд 3)

С третьего слайда и до последнего  Презентации 1 переход слайдов осуществляется автоматически, на фоне слайдов звучит песня Розы Рымбаевой «Туған жер» («Родной край»).

Презентация 2.

(Слайд 1 – названия городов на двух языках по щелчку)

Учитель.  Мы живём с вами в замечательной стране – Республике Казахстан. Где проживают в мире и согласии разные народы. Назовите города нашей Родины, по которым мы сейчас путешествовали,  на государственном казахском языке и родном русском.

Ответы детей на казахском и русском языках  (названия городов)

Астана қаласы – город Астана
Өскемен – Усть-Каменогорск
Зырян – Зыряновск

Учитель акцентирует внимание на правильное произношение названий городов на двух языках  и предлагает исполнить песню С. Апасовой «Добрый день»

Исполнение песни  С. Апасовой «Добрый день»

(Слайд 2 – высказывание президента РК  и  государственная  символика)

Учащийся.  (читает стихотворение)

Герб и флаг наш гордый
Народу государством дан!
Пусть всегда хранит свободу
Наш суверенный Казахстан!

Учитель. Обязательный атрибут суверенного государства – Государственные символы,  визитная карточка, которая отражает национальные особенности, традиции населения страны.  О каких  государственных  символах  прозвучало  стихотворение? (Ответы детей.)
Стихотворение о символах нашей Родины  – герб и флаг.  

(Слайд 3 с государственной символикой)

Учитель. Что вы видите на слайде?

Ответы детей  на двух языках.

  • ту  –  флаг,
  • елтаңба – герб, 
  • әнұран  – гимн
  • Это символы нашей Родины  – Республики Казахстан.

Учитель. Молодцы, хорошо знаете государственные символы.  

Учитель. Какой из государственных  символов является  музыкальным символом нашей Родины? 

Ответы учащихся. Музыкальный символ нашей Родины – гимн. 

Учитель. Назовите авторов государственного гимна

Учащиеся  дают ответы, что автором  гимна является Президент РК  Нурсултан Назарбаев,   но часто не произносят имена других авторов.

(Слайд 4 – песня «Meнің Қазақстаным»)

Учитель   рассказывает историю создания современного гимна РК.

Счастливая судьба этой удивительной песни «Meнің Қазақстаным» началась во второй половине 50-х годов прошлого века, а точнее в  1956 году.  Ее авторами были студенты Алматинской Государственной консерватории имени Курмангазы молодые таланы –  композитор Шамши Калдаяков и поэт  Жумекен Нажимеденов, а первым исполнителем стала легендарная казахская певица Жамал Омарова. Именно с ее «легкого голоса» песня приобрела славу воистину народного гимна.

Учащиеся старшего класса (гости): Песня «Менін Казакстаным» («Мой Казахстан») не была задумана как гимн.   Ее звездная судьба — это результат всенародного признания и воли большинства в обществе.   Музыка написана в  маршевом характере, поэтому песня  не могла  претендовать на звание гимна страны.
Но, несмотря на это, судьба популярной песни как народного гимна продолжалась. Ее с большим удовольствием пели и восторженно принимали и в школах, и в детских садах, на церемониях открытия важных общественно-политических и спортивных мероприятий, на семейных торжествах.
Такое отношение, в конце концов, подняло популярную песню на вершину официального признания. Она стала основой нового Государственного гимна страны. Если говорить образно, вот уже в течение полувека она живет вместе с народом, вместе разделяя его горе и радости. За это время она превратилась как бы в духовное знамя масс.

(Слайд 5  – музыкальный символ Родины)

В целях популяризации звуковой символики страны в 2006 году был принят новый государственный гимн. Его основой стала популярная в народе патриотическая песня «Менiң Қазақстаным».   
Для придания песне высокого статуса государственного гимна и более торжественного звучания Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев доработал первоначальный текст. Парламент Казахстана на совместном заседании палат 6 января 2006 года внес соответствующие поправки в Указ «О государственных символах» и утвердил новый государственный гимн страны.

Слова – Нурсултана Назарбаева и Жумекена Нажимеденова, музыка – Шамши Калдаякова

(Слайд 6)

Учитель. Что нового вы сегодня узнали о музыкальном символе нашей Родины?

Проводится работа по слайду 6 презентации 2.

Запомним.    (Учащиеся повторяют и закрепляют)                                     

  • День  рождения нового гимна Республики Казахстан  – 10 января 2006 год.   
  • Впервые исполнялся –  11 января на инаугурации Президента Н. А. Назарбаева в Президентском Дворце “ Ак Орда”.
  • Основа нового гимна  – популярная в народе патриотическая песня “ Менің Қазақстаным” (“Мой Казахстан”).   
  • В утвержденном официальном тексте гимна – 59 слов, новыми являются 25 слов. Мелодия была сохранена полностью.
  • Ақыны  (поэты) –  Нурсултан Назарбаев и Жумекен Нажимеденов
  • Сазгер (композитор) – Шамши Калдаяков

 (Слайд 7– словарные слова)

В таблице на слайде представлены слова на государственном языке, по щелчку появляется в таблице перевод каждого слова.
Государственный гимн исполняется на государственном казахском языке. Поэтому работа проводится над правильном произношением названий государственных  символов  на двух языках, родном русском и государственном казахском.

Повторяем  и  закрепляем  с учащимися слова.

ту

  флаг

елтаңба

  герб

әнұран

  гимн

Қазақстан елінің әнүраны

  музыкальный символ Родины

сазгер

  композитор

ақын

  поэт

Учитель  и  учащимся  повторяют  правила исполнения государственного гимна.

(Слайд 8 – текст гимна РК на экране)

При публичном исполнении Государственного Гимна присутствующие поют (выслушивают) стоя, при этом граждане Республики Казахстан прикладывают правую руку к сердцу. Государственный Гимн исполняется на государственном языке в точном соответствии с утвержденным текстом и музыкальной редакцией. Государственный Гимн исполняется в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном исполнении. При этом могут использоваться средства звукозаписи. 
Допускается сокращенное исполнение Государственного Гимна Республики Казахстан. (http://ru.government.kz/docs/z070000258_20070604.htm – правила исполнения гимна)
На этом же слайде по щелчку воспроизводится  музыка.
Исполняется Гимн РК – 1 куплет и припев на государственном языке.

Презентация 3.

(Слайд 1)

Учитель. Народ издавна слагал пословицы о Родине, слагал  стихи родному краю, посвящал песни. Какие пословицы и стихи  вы, ребята, знаете?

Учащиеся рассказывают  (мақал) пословицы  и читают  (тақпақ) стихи  на государственном казахском и русском языках.

1) Кісі елінде сұлтан болғанша,
Өз елінде ұлтан бол.

2) Отансыз адам – ормансыз бұл-бұл.

3) Туған жердің жері де көрікті,
Елі де сүйікті.

4) Отан оттан да ыстық.

5) Отан от басынан басталады.

6) Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

7) На чужой стороне Родина милей вдвойне.

8) Береги землю родимую, как мать любимую.

9) Всякому мила своя сторона.

10) За морем теплее, а у нас светлее.

Менің Республикам

Елтаңбасы елімнің,
Ортасында шаңырак.
Мемлекеттік туымнан
Күн шығып тұр жарқырап.

Әнұраны елімнің,
Шақырады бірлікке.
Егеменді халқымның,
Болшағы бірлікте.
                        А. Әпсембетова

Қазақстан – менің отаным

Асыл өлкем ерекше,
Қазақстан – мекенім!
Беп – белгілі емес пе,
Сенің ғажап екенің!
Биік болсын шоқтығың,
Атауды айтам ән қылып.
Желбірейді көк туың –
Төбемізде мәңгілік!

Д. Елайқызы

Родина

Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

               Татьяна Бокова

Лучше нет родного края

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!

                         П. Воронько

Учитель. Молодцы! Знаете и стихи и пословицы на государственном казахском языке и на родном русском.   
Богато и музыкальное наследие  народа. Много песен посвятили   композиторы и поэты  нашей Необъятной Родине.   

(Звучит знакомая учащимся  мелодия казахской  народной песни   «Туған жер»)

Узнали мелодию? Какая песня? (Ответы учащихся)

Учащиеся исполняют  казахскую народную  песню  «Туған жер» («Родной край»)  на государственном казахском языке.

(Слайд 2)

После исполнения песни  проводится словарная  работа  по тексту песни, с целью закрепления правильного произношения слов при её  исполнении.
Учащиеся выполняют работу.  У каждого на столе  листок с заданием.
После выполнения задания осуществляется переход щелчком к третьему слайду Презентации 3.

(Слайд 3

Работа анализируется и подводится итог выполненной работы.

Презентация 4

(Слайд 1)
 
Учитель.Сегодня мы с вами уже исполнили песню нашей землячки Светланы Апасовой, композитора Казахстана.

Наиграть фрагмент мелодии песни  С. Апасовой «Добрый день», чтобы дети вспомнили, о какой песне идёт речь.

– Какие ещё песни этого композитора мы разучивали? (Ответы детей.)
– Песня называется «Казахстан» и тоже посвящена нашей Родине.

Учащиеся исполняют песню «Казахстан» С. Апасовой.

(Слайд 2)

Рефлексия

–  О чём  учащиеся  на уроке узнали? Было ли интересно? Что особенно запомнилось?

Подводится итог урока. Оценивается  работа  учащихся.

(Слайд 3)

Учитель. Наш урок начался  с  путешествия  по городам нашей Родины. Это путешествие сопровождала песня замечательной казахстанской певицы золотого голоса Казахстана  Розы Рымбаевой «Туған жер» («Родной край»).

– На следующем   уроке  мы будем знакомиться с её творчеством.

 Домашнее задание.

– Постарайтесь подготовить короткие сообщения о творчестве Розы Рымбаевой.

Завершается урок звучанием песни Розы Рымбаевой «Туған жер» («Родной край»)

(Слайды 4, 5, 6, 7, 8)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4