Я учитель и воспитатель самых юных учеников – учеников начальных классов. Ко мне приходят семилетние дети, у которых основным видом деятельности является игровая деятельность У них есть определенный багаж знаний, родители приобрели учебники, и я должна этих детей вовлечь в совершенно новую деятельность – в учебный процесс. Моя основная задача направлена на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование ключевых компетенций, овладение учащимися универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования. Для этого эффективно использовать метод проектной деятельности. Данный метод направлен на развитие учебно-познавательной деятельности школьников, на результат решения практической и теоретической деятельности, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной задачи. Проектная деятельность должна совмещать учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность, иметь общую цель, согласованные методы, способы деятельности и быть направленной на достижение общего результата.
Исходя из возрастных особенностей детей начальных классов, я на уроках математики в начальных классах использую игры для мобилизации умственных усилий, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях. Мною разработана система обучения, которая объединяет все игры в единое целое и называется это “поток познания”. При этом учтены возрастные особенности учащихся начальных классов, их интересы к окружающей действительности, сохранена межпредметная связь (информатика, окружающий мир, татарский и русский языки).
Презентация 1.Игры собраны в “букет”, состоящий из шести цветков (обучающие, обобщающие, контролирующие, сюжетно-ролевые, парные, индивидуальные). Количество лепестков соответствует количеству игр данного вида. Имеется справочный материал (“Справка”).
Далее выбрать лепесток и открыть игру по щелчку - выполнить задание – вернуться на главный слайд по щелчку на <Рисунок>.
По данному алгоритму составлено 28 игр. Многие из них озвучены, использовано очень много анимационных картинок. Данные игры предназначены для работы на интерактивной доске, когда сам ребенок прикосновением пальца или маркера управляет игрой.
1. Обучающая игра. В этом “букете” собраны игры обучающего характера. Слайды представлены с возможностью перехода на главный слайд и на следующую страницу.
2. Обобщающая игра. Здесь собраны игры, которые учитель может использовать при обобщении материала за урок или, закончив определенный раздел математики, как для фронтальной работы, так и каждый ученик может работать индивидуально, т.к. перед началом работы ребенок может прочитать инструкцию.
3. Сюжетно-ролевая игра. Нажав на красный лепесток, открывается игра-сказка “Колобок”, где использованы анимационные картинки и звук. Используя слайды, учитель дает задания ученикам исходя из дидактических целей урока. Используя кнопки листания можно открывать сказку постранично (игра состоит из 7 взаимосвязанных слайдов).
4. Парная игра. Данный “лепесток” предназначен для развития коммуникативных способностей учащихся, научить слышать и слушать друг – друга, доказывать свою точку зрения. Слайды созданы по тем же принципам, как и в других разделах.
5. Контролирующая игра. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных работ, диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. К тому же, если что-то не получилось, можно повторить все сначала.
“Наша игра” - выполнена с помощью доступной технологии Microsoft Office PowerPoint аналогично телевизионной программе “Своя игра”. Приложение.
Также данная разработка содержит тест Презентация 2, после выполнения, которого компьютер выдает ученику количество верных и неверных ответов с выставлением отметки: открыть тест, нажав на слово “тест” - выполнить задание - вернуться на главный слайд по щелчку “нет”.
После прохождения темы “Таблица умножения” во 2 и 3 классе можно неоднократно поиграть в игру “Яблоня”, Презентация 3.
Веселые игры и задания заряжают энергией, дети испытывают радость – значит, цель достигнута, и наиболее выгодный способ – проведение игр с использованием компьютера:
- обеспечивает диалог через компьютерную сеть;
- наглядное анимационное изображение привлекает внимание учеников, помогает запоминанию нового материала, в результате повышается качество знаний;
- материал выводится на экран проектора, это удобно при исправлении ошибок другими участниками игры;
- возникает возможность эффективного использования времени.
Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Ребенок в школе не просто учится, но и реально живет, взаимодействует с целым миром посредством системы образования. Моя главная задача – доказать ребенку, что образование не всегда нудное занятие. Себе я это доказала. Результатом успешной совместной работы учащихся, учителя и родителей станет не только улучшение интеллектуальных возможностей ребенка, но и повышение его уверенности в своих способностях, самореализации личности в профессиональной деятельности и в личной жизни.
Программный продукт: MS Word, MS PowerPoint, звукозапись.
Литература.
- Л.Г.Петерсон. Математика , 1 – 4 классы. Учебники для начальной школы. – М.: Издательство “Ювента”, 2008.
- Л.Г.Петерсон, И.Г.Липатникова.Устные упражнения на уроках математики. – М.: Издательство “Ювента”, 2008.
- А.В.Горячев. Информатика в играх и задачах, 3 – 4 классы. Учебники для начальной школы. – М.: Баласс, 2008.
- Картинки и изображения героев использованы из Интернета.