Практика сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, показывает разное отношение родителей к нарушенному развитию своих детей, к их ограниченным возможностям здоровья.
Синягина Н.Ю. выделяет две группы родителей, которые осознанно или неосознанно создают благоприятные или неблагоприятные условия развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья [1].
К первой группе относятся:
- Понимающие родители, хорошо знающие своего ребенка, реально оценивающие его возможности, адекватно реагирующие на разные ситуации.
- Покровительствующие родители, реально оценивающие возможности ребенка, реагирующие на его запросы и потребности, но в общении с ним занимающие позицию старшего. Они не принимают диалога, считают свою точку зрения единственно правильной.
- Безразличные родители, часто не знающие возможностей ребенка, но заботящиеся о внешних результатах: их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, принятому в обществе.
Неблагоприятные условия развития создают:
- Подавляющие родители, эмоционально отвергающие ребенка. Все запрещают и приказывают. Они уверены, что хорошо знают своего ребенка, но не могут предсказать его поведение в разных ситуациях.
- Тревожные родители, в реальности, неплохо знающие своих детей, сенситивные по отношению к ним, но не уверенные в правильности своего поведения, и поэтому порой жестоки к ребенку.
- Отстраненные родители, крайне жесткие, не готовы к диалогу. Их ожидания и требования к нему завышены.
- Отвергающие родители, мало знающие особенности своего ребенка по причине отстраненности и не желания вникать в его проблемы, уделять внимание, замечать изменения. Эмоциональные отношения выражены не ярко, преобладает элемент отвержения. Они не знают, что чувствует и переживает их ребенок.
Данные характеристики свидетельствуют о том, что у родителей, воспитывающих детей с нарушенным развитием либо сформирована, либо не сформирована зрелая родительская позиция, позволяющая активно действовать (бездействовать) по изменению ситуации развития и социализации своего ребенка.
В родительской позиции выделяют две важные переменные: эмоциональное принятие и контроль. Их сочетание формирует поведение родителей и ребенка при взаимодействии.
Родителями сразу не становятся, это происходит постепенно. Подготовка к родительской роли формируется в четырех аспектах: психологическом, социальном, бытовом и интеллектуальном [2].
Психологический аспект предполагает выработку внутренней родительской позиции, включает позитивное отношение и принятие ответственности за воспитание, развитие ребенка.
Социальный аспект направлен на познание и принятие социальных установок, родительских ролей.
Интеллектуальный аспект содержит поиск информации о том, как следует ухаживать за ребенком и его воспитывать.
Бытовой - предполагает выработку новых договоренностей между супругами, определяет новые сферы обязанностей и ответственностей в бытовой сфере по отношению к ребенку.
В рамках деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) было проведено анкетирование родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья по оценке качества работы ПМПК. В анкете предусматривались вопросы, направленные на выявление инициаторов обращения на ПМПК: кто инициировал их обращение на ПМПК, намерены ли родители следовать рекомендациям комиссии. В опросе приняло участие 386 родителей, результат опроса представлен в таблице.
Таблица №1. Анализ качества работы ПМПК.
Инициатива направления на ПМПК | Родители согласны следовать рекомендациям | ||
Полностью | Частично | Не будут | |
Семья | 95,36% | 4,64% | - |
Образовательных учреждений | 94,9% | 4,08% | 1,02% |
Иное (врачей большей степени) | 89,74% | 7,69% | 2,56% |
Анализ приемов родителей на ПМПК за 2012 год показал, что 6,7% родителей, обратившихся за помощью в ПМПК с целью определения ребенку образовательной программы, на заседание комиссии не пришли. Это означает, что 62 ребенка станут потенциальными клиентами ПМПК на последующих этапах обучения. Статистика повторных обращений свидетельствует о том, что через некоторое время родители осознают важность смены программы обучения, изменения социальных условий, так как к этому времени, почувствовав свою интеллектуальную несостоятельность, ребенок станет избегать неприятной для него ситуации в форме непослушания, агрессивного и асоциального поведения. Ситуация постоянной неуспешности влечет ухудшение психофизического состояния.
Ответы родителей на вопросы анкет позволили выделить следующие показатели незрелой родительской позиции:
- неприятие проблемной ситуации развития ребенка,
- стремление оградить семью и ребенка от факта установления нарушенного развития.
В первом случае поведение родителей непродуктивно и неэффективно, оно проявляется в перекладывании ответственности за несвоевременное обращение к специалистам. Анкетирование выявило причины, по которым родители не спешат обращаться за помощью:
- большой перечень документов, представляемых на ПМПК (представители учреждений оформляют ходатайство, не предоставляют полностью все документы),
- в школе выставлены положительные оценки (ребенок формально справляется с программой, “зачем менять программу?!”).
Во втором случае они всячески “тормозят” факт установления ограниченных возможностей здоровья, ссылаясь на ряд факторов, вызванными объективными и субъективными причинами: по просьбе родителей учителя в школе выставляются положительные оценки, родители меняют место жительства из-за неуспешности ребенка, отказываются переводить его на адекватную детским возможностям программу обучения. Причинами такого поведения родителей является понимание ограничений жизненных перспектив ребенка, заключающихся в том, что он (ребенок):
- не сможет получить водительские права на машину,
- не сможет получить высшее образование,
- что переход в коррекционную школу - это клеймо для него.
Ярлык “неполноценного ребенка” окончившего коррекционную школу, которого не готово принять общество заставляет родителей мощно сопротивляться, и они часто не готовы согласиться перевести ребенка на более легкую программу обучения.
Даже те родители, которые окончили коррекционную школу часто против получения детьми аналогичного (подобного) образования.
В современном обществе формируется потребительская позиция, растет поколение не готовое создавать, а рассчитывающее только получать. Каждый родитель видит будущее своего ребенка в получении высшего образования, не учитывая ограничение его возможностей. Родители не видят ту сферу рынка труда, где может реализовывать себя их ребенок без высшего образования. Существует мнение, что физический труд – это тяжелый и не благодарный труд, и родители хотят оградить от него ребенка. Недооценивая сложность умственного труда, не имея представление о структуре рынка труда, родители не могут составить образ будущего своего ребенка и это их пугает.
Статистические данные свидетельствуют, о том, что каждый второй ребенок (50,8%) был обследован на комиссии по инициативе семьи. Однако чаще всего инициаторами обращений на психолого-медико-педагогическую комиссию выступают образовательные организации. Каждый третий ребенок (33,9%) был обследован на комиссии по инициативе образовательных организаций с учетом всех формальных и нормативных процедур обследования. Только после приведения родителям аргументов о перспективах развития ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, на основе интерпретации диагностических данных родители соглашаются пройти обследования специалистов ПМПК.
Анализ данных журнала регистрации протоколов ПМПК в части ознакомления родителей с рекомендациями показывает, что не все законные представители интересов детей согласны с решением специалистов ПМПК. 7,3% родителей сомневаются или не согласны с решением комиссии. По результатам обратной связи 5% родителей согласны следовать рекомендациям ПМПК частично, а 3% отказываются следовать рекомендациям комиссии.
Опыт показал, что формирование ответственной (зрелой) родительской позиции можно осуществлять в процессе социально-педагогического консультирования. На принятие родителями ответственных, адекватных решений направлены консультации всех членов ПМПК, в том числе и социального педагога.
Консультирование предполагает доверительную беседу с родителями в ходе, которой им рассказывают об особенностях развития ребенка, вариантах его адаптации и социализации, возможных в условиях специальной помощи и без нее.
Тематику бесед можно разделить на 3 группы:
- ответственность родителей за воспитание ребенка и соблюдение права на образование в соответствии с его потребностями;
- особенности организации специального образования;
- роль специального образования в развитии ребенка (о важности и доминировании жизненных компетентностей в социализации ребенка с ограниченными возможностями).
Во время социально-педагогического консультирования родителей уведомляют в том, что они (вольно или невольно) нарушают потребности ребенка (в том числе образовательные), акцентируют внимание на важности развития самостоятельности у ребенка (т.е. на ценность развития жизненных навыков), информируют о вариантах получения профессионального образования и трудоустройства детей с ОВЗ.
В ходе консультирования часть родителей меняет позицию сопротивления и принимает решение, предложенное членами ПМПК в интересах развития ребенка.
Список литературы.
- “Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии”, автореф. дис. канд. психол. наук / В.В.Ткачева. – М., 1999 г.
- http://m.7ya.ru/article/V-preddverii-peremen/ Статья: “В преддверии перемен”, автор Юлия Василькина, журнал “Беременность. Мама и малыш”, №6, 2008 г.