"Сложение и вычитание в пределах 1000. Закрепление изученного материала. Числовые и буквенные выражения". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3


Цели.

  • Закрепить умение читать, записывать и решать числовые и буквенные выражения.
  • Решать задачи, записывая решение числовым и буквенным выражением.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание и аналитические способности.
  • Формировать навыки учебного сотрудничества, умения договариваться, работать в паре, в группе.

Ход занятия

Умственная гимнастика

1. Качания головой: сядьте ровно: дышите глубоко, расслабьте плечи и наклоните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди.

2. “Шапка для размышлений”: “наденьте шапку на уши”, т.е. мягко кончиками пальцев рук заверните каждое ухо от его верхней точки до мочки 3 раза.

3. “Зоркие глазки”: закрыв глаза, нарисуйте глазами 3 круга по часовой стрелке и 3 круга против часовой стрелки.

I. Разминка.

Занятие начнем с разминки, во время которой вам необходимо постараться как можно быстрее отвечать на предлагаемые вопросы. Разминка поможет вам включиться в быстрый темп работы.

1) Какой по счету в году нынешний месяц? (3) А сентябрь? (9)

2) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть, ему покажет. (Зеркало)

3) Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа, и пять угрей. Сколько птиц? Считай скорей! (5)

4) Ольга – бабушка Тани. Света – не внучка Ольги. Надя - не бабушка Тани. Кто внучка Ольги? (Таня)

5) На одной руке 5 пальцев, на двух – 10. Сколько пальцев на десяти руках? (50)

6) Имя какой девочки говорит о ее росте? (Дюймовочка; 1 дюйм – 2,5 см)

7) Кто бродит по цепи кругом? (Кот ученый)

II. Тренировка зрительной памяти.

Обратите внимание на предложенную запись, постарайтесь ее запомнить.

(Запись закрывается)

Ответьте на вопросы:

1) Чему равно значение частного чисел? (12)

2) Каким примером на умножение можно представить сумму предложенных одинаковых слагаемых? (26 · 3)

3) Какое время показывают часы? (3 часа, 15 часов)

4) Назовите выражение разности, и его значение. (84 – 15 = 69)

5) Назовите знак сравнения. (<)

6) Какова масса пакета соли? (1 кг = 1000 г)

7) Какова длина предложенного отрезка? (2 дм = 200 см)

8) Назови число, в котором в разряде десятков записана цифра 9. (591)

Запишите это число. Что вы можете о нем сказать?

II. Работа с числами.

1) Найдите правило, по которому записаны числа и продолжите ряд еще тремя числами.

591 622 653 684 . . . (+ 31; . . . 715 746 777)

С помощью, каких цифр записано последнее число?

2) Запишите число, которое:

  • на 4 больше, чем произведение чисел а и 2
(а • 2 + 4)
  • на 6 меньше, чем частное чисел у и 12
(у : 12 – 6)
  • в 9 раз больше, чем разность чисел х и 7
((х – 7) • 9)
  • в 10 раз меньше, чем сумма чисел с и 18
((c + 18) : 10)

III. Работа с выражениями.

1) Найдите значения выражений устно.

700 – 160 ? 2 (620) (525 – 525) • (396 + 489) (0)
584 + 0 ? 216 (584) (800 – 200 + 40) ? (201 – 200) (640)

2) Определите порядок действий в выражениях и прочитайте их.

a • b + c : 4 (7 + x) : 25 (12 : у) • (10 – b)

3) Письменные приемы вычислений.

Составьте программу действий и вычислите числовое выражение. (Самопроверка)

620 - (732 – 598) + (923 – 798) (611)

Гимнастика для глаз

1) “Палец двоится”

Встаньте, вытяните руку вперед, посмотрите на кончик указательного пальца вытянутой руки, медленно приближайте палец к лицу, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. (3 раза)

2) “Письмо носом”

Закройте глаза. Используя нос, как длинный карандаш, нарисуйте солнышко.

IV. Решение задач.

1) Коллективное решение задачи.

Текст задачи:

В двух альбомах 95 календариков. Когда из одного альбома взяли 35 календариков, то в альбомах их стало поровну. Сколько календариков было в каждом альбоме первоначально?

Решение.

Что помогает увидеть чертеж задачи?

Что получится, если забрать от 95 кал. 35 кал.?

(Узнаем, что в I и II ал. календариков станет поровну.) 

  1. 95 – 35 = 60 (к.) – стало в I и II альбомах поровну (2 одинаковые части)
  2. Что еще узнаем этим действием? (Во II ал. календариков станет столько же, сколько и в I ал.)

  3. 60 : 2 = 30 (к.) – в I альбоме
  4. 30 + 35 =65 (к.) – во II альбоме

Как можно узнать по-другому, сколько календариков во II альбоме? (95 – 30 = 65 (к.))

2) Решение задачи с буквенными данными.

Послушайте задачу еще раз.

Текст задачи:

В двух альбомах и календариков. Когда из одного альбома взяли b календариков, то в альбомах их стало поровну. Сколько календариков было в каждом альбоме первоначально?

Решение.

1. аb - к. стало в I и II альбомах поровну (2 одинаковые части)

2. (аb) : 2 - к. в I альбоме

3. (аb) : 2 + 35 - к. во II альбоме (аb) : 2 (к.))

3) Самостоятельная работа в парах.

Блиц-турнир по решению задач.

(Дифференцированное задание: карточки записаны на листах разного цвета.).

1 карточка

Решите задачи по действиям и выражением.

1. На каждом этаже 7-этажного дома по 6 квартир, а на каждом этаже 9-этажного дома по 4 квартиры. В каком доме больше квартир и на сколько?

(6 • 7 – 4 • 9 = 6)

2. Мама купила к празднику a конфет. Из них b конфет она положила в вазу, а остальные раздала поровну двум детям. Сколько конфет досталось каждому из них? (Если трудно решить задачу, замени буквы на числа. (а = 30; b = 24)

((аb) : 2 (30 – 24) : 2 = 3)

2 карточка

Решите задачи по действиям и выражением.

1. Оля испекла а пирожков, а ее сестра – b пирожков. Эти пирожки они разложили поровну на три тарелки. Сколько пирожков на каждой тарелке?

((а + b) : 3

2. С одной клумбы сорвали  с   гвоздик, а с другой – на х гвоздик меньше. Во сколько раз больше сорвали гвоздик с первой клумбы, чем со второй?

с : (с – х)

3. В коробке было у конфет. Четверо ребят взяли по a конфет. Сколько конфет осталось в коробке?

у – а • 4

Веселая переменка

  1. Встаньте. Дотроньтесь сначала левой рукой до правого уха, а правой - до левого. А теперь поменяйте руки. Переведите левую руку на правое плечо, а правую – на левое; поменяйте руки. Дотроньтесь до талии, затем до колен, а потом и до щиколоток. Поменяйте руки. То же самое делаем по направлению вверх: колени – талия – плечи – уши.
  2. Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу и назад. В это же время, правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно.

V. Самостоятельная работа в группах (задание на карточках).

Задание: Решите уравнения устно. Расположите значения уравнений в порядке возрастания их значений, и вы узнаете слово.

Уравнение Ответ  
8 • х = 480  

и

х + 15 = 16 • 5  

ц

х – 7 • 7 = 34 + 7  

ы

64 ? х = 2 • 8  

у

39 + х = 13 • 6  

н

– 15) • 4 = 28  

м

 

Значение            
Буква            

VI. Графический диктант (дополнительное задание под диктовку учителя).

Поставьте точку, отступив от края листа 4 клетки. Постройте фигуру.

(Читать по столбцам)

VII. Рефлексия работы.

Ваше трудолюбие и стремление к знаниям помогли нам на уроке.

Вспомните слова, которые все знаем: “Математику уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит”.

Я думаю, что сегодня вы смогли привести в порядок свои знания.

Что нового вы узнали? Чему научились? Довольны ли вы своей работой?

Я предлагаю вам самостоятельно оценить проделанную работу.

Возьмите лист с вопросами для самооценки:

  • если все было понятно, то есть вы уверены в своих знаниях, поставьте знак “ + ”,
  • если еще нужно потренироваться, то поставьте знак “ ? ”.

Вопросы для самооценки.

1) Я умею работать с числовыми выражениями.

2) Я умею читать и записывать буквенные выражения.

3) Я могу решить задачу выражением, если даны в ней числовые значения.

4) Я могу решить задачу выражением, если даны в ней буквенные значения.

Посмотрите на свои ответы по самооценке.

После выполнения заданий данного урока, вы уже поняли, что надо потренировать дома.

Я уверена, что после этой тренировки многие вопросы к следующему занятию исчезнут.

Помните, “что старанье и труд все перетрут”.

Окончание занятия.

Спасибо за занятие!

Используемая литература:

  1. Математика: Учебник для 3 класса начальной школы/ Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”: Изд-во МЦНМО, 2010.
  2. Н.К. Винокурова, Т.Б. Лифанова “Развиваем способности детей” 3 класс.- М: ООО “Издательство “Росмэн-Пресс”, 2010.
  3. Л.Ф. Тихомирова “Упражнения на каждый день: логика для младших школьников”. – Ярославль: “Академия развития”, 2009.
  4. О. Холодова “Юным умникам и умницам”. Задания по развитию творческих способностей. 3 класс. – М.:, 2011.