Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Цели урока:
- проверить знание устройств ввода и вывода информации, знание элементов компьютерного окна;
- познакомить с группами клавиш, назначением основных клавиш;
- формирование умения набирать текст;
- способствовать развитию памяти, аккуратности;
- способствовать формированию умения анализировать ситуацию и делать выводы, работать в парах, делать самооценку деятельности.
Методы:
- учения – объяснительно-иллюстративный, побудительный, инструктивно-практический
- преподавания – репродуктивный, продуктивно-практический
Средства: раздаточный материал, ПК, проектор, презентация
Структура урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Этап актуализации знаний (2 мин)
- Этап постановки темы и целей урока (1 мин)
- Этап ознакомления с новым материалом (15 мин)
- Этап проверки знаний (7 мин)
- Физкультминутка (1 мин)
- Этап формирования умений и навыков (10 мин)
- Этап подведения итогов (1 мин)
- Этап постановки домашнего задания (2 мин)
Этап актуализации знаний
– Добрый день, ребята. На одном из предыдущих уроков мы с вами изучали устройство компьютера. Сейчас для разминки нам пригодятся эти знания. Предлагаю сыграть в футбол с участием команды «устройства ввода информации» и команды «устройства вывода информации». На экране будут появляться мячи с названиями устройств, необходимо определить, в какие ворота отправить мяч. Если правила игры понятны, то можно начать. (Слайд 2)
Принтер – устройство вывода информации
Клавиатура – устройство ввода информации
Колонки – устройство вывода информации
Мышь – устройство ввода информации
Клавиатура – устройство ввода информации
Сканер – устройство ввода информации
Монитор – устройство вывода информации
Клавиатура – устройство ввода информации
Микрофон – устройство ввода информации
– Ребята, вы ничего особенного не заметили?
Возможный ответ учащихся: Несколько раз
встречалась клавиатура.
– Как вы думаете, ребята, почему такой акцент
сделан на клавиатуре?
Возможные ответы учащихся:
– Сегодня будем изучать клавиатуру.
– Потому что клавиатура входит в базовый
комплект компьютера
– Чтобы запутать
Этап постановки темы и целей урока
(Слайд 3). На самом деле мы сегодня посвятим урок изучению клавиатуры. Запишите в тетрадях число и тему урока.
(Слайд 4). Для этого мы познакомимся с группами клавиш и назначением некоторых из них, повторим элементы окна – все это необходимо для последующего выполнения практической работы
Этап ознакомления с новым материалом
(Слайд 5). Ребята, посмотрите на слайд. Клавиатуры могут отличаться одна от другой по внешнему виду и внутреннему устройству, но у всех одно назначение – они нужны для ввода информации в компьютер. Запишите определение в тетрадь. Как правило, на каждой клавиатуре четко выделены группы клавиш.
(Слайд 6). В центре находится самая
большая группа алфавитно-цифровых клавиш.
Верхний ряд этой группы – это цифры и различные
специальные символы, ниже расположены буквы
русского и латинского алфавитов.
Функциональные клавиши F1-F12, размещенные в
верхней части клавиатуры, заранее
запрограммированы на выполнение определенных
действий.
Следующая группа – это клавиши управления
курсором. В тексте курсор – это вертикальная
мигающая черточка, которая показывает место, где
появится символ, набранный на клавиатуре. Эти
клавиши позволяют перемещаться по тексту.
Дополнительная клавиатура содержит клавиши,
которые могут работать в режиме цифр или в
качестве клавиш управления курсором.
Специальные клавиши не собраны в одну группу, а
размещены так, чтобы их было удобно нажимать.
Мы с вами рассмотрели клавиатуру «общим планом»,
теперь предлагаю более детально познакомиться с
назначением клавиш, которые необходимы для
набора текста.
(Слайд 7). Клавиша Enter (иногда
изображается со стрелкой). Их на клавиатуре две. В
квадратных скобках на слайдах записано, как
правильно нужно произносить название клавиши.
Enter предназначен для завершения ввода команды, а
в тексте для перехода на новую строку.
Самая длинная клавиша – Пробел, нужен для
отделения слов в тексте.
Клавиша Backspace – удаляет символ, стоящий слева от
курсора, а Delete – удаляет символ, стоящий справа
от курсора.
Давайте потренируемся с клавишами Backspace и Delete.
Дано слово МАЛШИНА. Курсор находится после буквы
Л. Какое слово получится, если нажать Backspace, а если
нажать Delete
(Слайд 8). Группа клавиш Shift, Ctrl, Alt –
изменяют действия других клавиш. Так например,
если удерживать Shift и нажать букву, то мы получим
в тексте заглавную букву. У нас в кабинете для
переключения языка используется сочетание
клавиш Ctrl+Shift, может использоваться сочетание
Alt+Shift.
Именно эти специальные клавиши отвечают за
символ, который будет печататься при нажатии
клавиши из алфавитно-цифрового поля.
(Слайд 9). Рассмотрим в качестве примера клавишу, с помощью которой можно напечатать четыре различных символа. Символы слева печатаются на английской раскладке, справа – на русском языке. В то же время символы верхнего ряда набираются с нажатой клавишей Shift.
(Слайд 10). Клавиша, расположенная в верхнем левом углу клавиатуры, называется Esc, она нужная для отказа от выполненного действия. Клавиша Caps Lock переключает режимы прописных и строчных букв. Прописные буквы – это заглавные, строчные – это маленькие. Клавиши Home и End имеют противоположные значения, они быстро переводят курсор в начало и конец строки соответственно.
(Слайд 11). Также клавиши Page Up и Page Down –
позволяют перелистывать документ вверх и вниз.
Клавиша Num Lock переключает режимы работы
дополнительной клавиатуры. Если Num Lock включен и
горит соответствующий индикатор, то клавиши
работают в цифровом режиме, в противном случае –
как клавиши управления курсором.
Для создания компьютерного текста недостаточно
одной клавиатуры. Нужна специальная программа
(среда), например, Блокнот.
(Слайд 12). Для запуска этой программы необходимо выполнить последовательность команд Пуск ––> Все программы ––> Стандартные ––> Блокнот. Но перед тем, как приступить к выполнению практической работы, проверим, насколько хорошо вы знаете элементы окна.
Этап проверки знаний
(Слайд 13). Учащимся предлагается записать элементы окна и выполнить самопроверку в парах.
(Слайд 14). Правильные ответы:
1 – Заголовок
2 – Свернуть
3 – Развернуть/Восстановить
4 – Закрыть
5 – Строка меню
6 – Полоса прокрутки
7 – Рамка
8 – Рабочее поле
(Слайд 15). Критерии самопроверки:
8 правильных ответов – отметка «5»
7 правильных ответов – отметка «4»
5, 6 правильных ответов – отметка «3»
4 и меньше правильных ответов – отметка «2»
Физкультминутка
(Слайды 16-21). К нам в гости прилетела пчелка. Она хочет показать несколько упражнений для глаз. Попробуем повторить за ней
Этап формирования умений и навыков
(Слайд 22). Теперь предлагаю сесть за компьютеры.
– Примите правильную позу. Запустите программу
Блокнот. На следующем уроке мы с вами рассмотрим
основную позицию пальцев при печати «вслепую», а
сегодня только «пробы пера». Запишите большими
буквами слово ИНФОРМАТИКА. Это можно сделать
двумя способами: удерживая Shift или включить режим
прописных букв с помощью Caps Lock.
Перейдите на следующую строку, нажав Enter. Здесь
запишите свою фамилию, имя и класс. Не забывайте
начинать фамилию и имя с большой буквы.
(Слайд 23). А дальше каждый из вас должен принять самостоятельное решение. В практической работе предложены 3 уровня заданий: на отметку «3», на отметку «4» и на отметку «5». Выберите такое задание, с которым сможете справиться. (Приложение 1)
Этап подведения итогов
(Слайд 24)
– Ребята, мы сегодня посвятили урок подробному изучению клавиатуры. А всем ли нужно уметь работать на клавиатуре? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, люди каких профессий связаны с компьютером?
Возможные ответы: писатель, секретарь, бухгалтер, машинист в типографии и т. д.
– В современном мире все люди в той или иной мере работают с компьютером, поэтому всем необходимо знать, как устроена клавиатура и как с ней нужно обращаться.
У учащихся на столах лежат круги красного, желтого и зеленого цветов.
– Оцените свою работу на уроке и поднимите один цветной круг, если
- круг зеленого цвета – я знаю назначение клавиш и смогу набрать текст
- круг желтого цвета – я знаю назначение клавиш, но не смогу набрать текст
- круг красного цвета – я не знаю назначение клавиш и не смогу набрать текст
Эта информация поможет учителю в построении следующего урока.
Этап постановки домашнего задания
(Слайд 25) Читать учебник § 1.7 стр 20, выполнить № 31 стр 19 (рабочая тетрадь)