“Я не могу научить никого ничему, я только могу заставить человека задуматься”
Сократ (469-399гг. до н.э.)
древнегреческий философ.
В современном мире дети нуждаются не только в фактических знаниях, предписанных учебным планом. Необходимо подготовить их к решению проблем, с которыми они неизбежно встретятся в постоянно меняющемся, непредсказуемом взрослом мире, совсем не похожим на школу. Поэтому, имеет смысл предлагать учащимся задания, имеющие отношение к реальной жизни, требующие размышления и принятия решений, а также задач, связанных с обработкой и структурированием информации.
Целесообразность комбинировать решение практических задач с обучением иностранному языку, способствует как развитию познавательных, так и лингвистических навыков. Материалы, подбираемые для обучения иностранному языку, должны обеспечивать целесообразное изучение лексико-грамматического материала для решения определенной коммуникативной задачи. Важно, что в процессе изучения языка учащиеся развивают собственные мыслительные навыки, особенно умения, решать проблемы и делать обоснованные выводы, что очень полезно для будущей самостоятельной жизни.
Различные виды деятельности, предлагаемые учащимся, направлены на решение главной задачи – ответить на вопрос «Каковы главные черты хорошей школы?» Идея для серии уроков, была взята из учебника О.В. Афанасьевой и И.В Михеевой для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка (Модуль 2, упр. 3). В процессе работы над темой учащиеся приобретают следующие полезные навыки: проводить опрос-исследование, обрабатывать полученную информацию, используя программы Excel и Power Point, писать отчет о проделанном исследовании, представлять результаты исследования в устной форме с опорой на презентацию, обсуждать результаты, представляя развернутые аргументы и выдвигая контраргументы.
Последовательность учебных заданий представлена в таблице:
Вид деятельности | Краткое описание | Учебная цель, результат |
1) Проведение опроса в 3-4-х группах в 7 и 8 классах | Каждому учащемуся предлагается выбрать 5 самых важных и 5 самых незначительных, на его взгляд, черт хорошей школы, из списка, включающего 24 пункта. | Расширение словарного запаса Развитие навыка ранжирования, выделения главных черт. (Приложение 1) |
2) Обработка результатов | Результаты были представлены в двух таблицах: рейтинг для 5 самых важных качеств и для 5 самых незначительных для хорошей школы качеств. | Развитие логико-математических навыков обобщать и структурировать информацию. |
3) Представление информации в графическом виде. | Учащиеся представили информацию наглядно, используя программы Excel, Power Point. | Развитие навыка работы с компьютерными программами, с целью визуального представления информации. |
4) Написание отчета об исследовании | Учащиеся практиковались в написании отчета об исследовании согласно предложенному плану, используя фразы «полезного языка», помогающие четко организовать информацию. (Приложение 2) | Развитие навыка выполнения конкретного
письменного задания – обучение организации
изложения фактов логично и последовательно,
четко ответив на два важных вопроса: «1) О чем я
собираюсь писать?» и «2) В каком порядке я буду
излагать факты?» Развитие лексико-грамматических навыков: 1) способы выражения процентного соотношения, дробных чисел, различных пропорций, и 2) использование «речевых маркеров» («полезного языка») для логичной организации текста. |
5) Представление результатов и обсуждение их в классе | Учащиеся практиковались представлять результаты исследования, объяснять, почему были выбраны те или иные черты, выражать согласие, несогласие, приводить развернутые аргументы и контраргументы. | Развитие навыка говорения –
монологического высказывания, обсуждения
проблемы в группе. Развитие умения устно
излагать тему. Развитие навыка критического мышления – умения анализировать факты, аргументированно отвечать на вопросы, выражать личное мнение, согласие и несогласие с другими. |
На диаграмме представлен выбор учащихся – пять наиболее важных черт хорошей школы.
Из диаграммы видно, что пять опций, выбранных большинством, это: «дружелюбная атмосфера», «понимающие учителя», «квалифицированные учителя», «хорошая столовая» и «современное оборудование». Выбор учащихся оказался очень разнообразным, при этом, немногие выбрали опцию «мотивированные учащиеся» среди пяти важных черт, поэтому возникла идея провести опрос среди родителей и учителей, а затем сравнить результаты. Таким образом, к первоначальному плану добавились еще два пункта.
Вид деятельности |
Краткое описание |
Учебная цель, результат |
1) Проведение опроса среди родителей и учителей, обработка результатов. | Учителям-предметникам и родителям были заданы те же самые вопросы, переведенные на русский язык. | Развитие навыка перевода с английского
на русский язык. Развитие навыка проводить исследование, работать с информацией. |
2) Сравнение результатов трех опросов. | Учащиеся анализировали и сравнивали информацию. | Развитие навыка критического мышления
наряду с навыками говорения. Развитие навыка анализировать факты, выявлять сходства и различия, объяснять их. Развитие навыка учитывать мнение других людей, делать выводы. |
На завершающем этапе работы было решено провести урок-презентацию в форме дискуссии между двумя группами учащихся 8В и 8Г классов. (Подробный план урока представлен в Приложении 3). В ходе урока учащиеся представили тему исследования, её содержание, описали результаты, объяснили свой выбор, сравнили его с выбором родителей и учителей. Особенно важно, что учащиеся практиковались приводить развернутые аргументы, подтверждая свое мнение, и пытались приводить контраргументы в случае несогласия. Эти полезные навыки, безусловно, пригодятся в дальнейшем при проведении дискуссий, дебатов, написании письменных работ различного формата, не только на иностранном языке, но и на русском, что, безусловно, полезно для будущей самостоятельной жизни.
Сравнивая три диаграммы, учащиеся отметили, что опции «дружелюбная атмосфера», «квалифицированные учителя» и «современное оборудование» – оказались среди пяти самых важных во всех диаграммах, в то время как опция «мотивированные учащиеся» была выбрана только родителями и учителями, но не учащимися. Во время обсуждения этого факта, многие ученики, возможно в первый раз, задумались о том, что для успешного образовательного процесса их собственное желание учиться, не менее важно, чем остальные черты.
Дискуссия была главной частью обобщающего урока, но не единственной. Как раз накануне данного урока, в школе проходила «Неделя иностранных языков», в программе которой был «День самоуправления», когда учащиеся 8-11 классов проводили уроки в начальной школе и в 5-7 классах. Это дало возможность взглянуть на образовательный процесс совсем с другой стороны. Во время заключительного урока «учащися – учителя» поделились своим опытом, рассказали о впечатлениях – положительных моментах и трудностях.
Другим интересным видом деятельности было командное задание объяснить цитаты известных людей об образовании. Ещё одно задание – после просмотра отрывка из фильма «Школа рока» (на английском языка) – выполнить задание – установить соответствия между фразовыми глаголами и их дефинициями.
Подводя итог, уместно привести слова Альберта Эйнштейна: «Образование – это то, что остаётся после того, как ты забыл все, чему тебя учили в школе». Будем надеяться, что навыки думать, умение критически оценивать факты и принимать решения, наряду с другими полезными умениями, будут полезны нашим учащимся в будущей самостоятельной взрослой жизни.