Обобщение изученного о глаголе

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (413 кБ)


Девиз урока: «Только вера в свои силы и знания нам поможет добиться успеха.»

Цель:

Обучающая

  • обобщить и закрепить знания учащихся о глаголе, как части речи (неопределённая форма, вид, лицо, время, спряжение, правописание частицы «не» с глаголами);

Развивающие

  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • развивать кругозор, воображение, восприятие;

Воспитывающая

  • воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С.Пушкина.

Оборудование:

  • презентация к уроку,
  • кроссворды (у всех),
  • индивидуальные карточки (у всех) для самоконтроля за учебной деятельностью,
  • сказительница (ученица),
  • портрет А.С. Пушкина,
  • детские книги А.С. Пушкина.
  • задания для работы в группах (на листочках в кейсах).

Ход урока

№ пп

Ход урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.

Целеполагание (целевая установка учебной задачи).

– Ребята, сегодня наш урок необычный, у нас гости. А ещё он необычен тем, что будет сказочным и поэтичным.

– Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет. В этом вам поможет музыкальный отрывок.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…

– Но наш корабль, на котором мы сегодня отправляемся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. Его нужно завести с помощью отгадывания кроссворда. Отгадав его, вы узнаете тему нашего урока и повторите словарные слова.

№ 1

Титульный Лист

№2

МР3 запись отрывка сказки. Модель парусника.

– постановка учебной задачи перед учениками

 

 

 

 

 

 

– ставит учебную задачу.

  • регулятивные – принятие учебной задачи, восприятие информации учителя.

II.

Мотивация

Учитель читает отрывки с пропуском словарных слов (эти слова даны в скобках), дети записывают слова в личные кроссворды, а проверку осуществляют со слайда № 3.

Проверка со слайда № 3.

  1. Вот открыл царевич очи,
    Отрясая грёзы ночи
    И дивясь перед собой
    Видит город он большой…

  2. Пушки с пристани палят,
    кораблю пристать велят…

  3. Царь Дадон к шатру спешит,
    Что за чудная картина
    Перед ним его два сына…

  4. Море вздуется бурливо,
    Закипит, поднимет вой,
    Хлынет на берег пустой,
    Расплеснется в скором беге –
    И очутятся на бреге,
    В чешуе, как жар горя,
    Тридцать три богатыря.

  5. Корабельщики в ответ:
    «Мы объехали весь свет,
    Торговали мы недаром,
    Неуказанным товаром,
    А лежит нам путь далёк
    Восвояси на восток.

  6. Вот въезжает в город он,
    Вдруг раздался лёгкий звон,
    И в глазах у всей столицы
    Петушок вспорхнул со спицы.

№ 3

Отрывки из сказки с пропусками словарных слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд № 4

кроссворд

готовый

выделено слово ГЛАГОЛ

– читает отрывок с пропуском словарных слов

– записывают слова в личные кроссворды

– проверяют словарные слова со слайда №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют кроссворд

  • коммуникативные-умение оценивать свою учебную деятельность.
  • предметные – позитивное отношение к правильной устной речи.
  • метапредметные – умение контролировать, умение принимать учебные задачи.
  • познавательные- подбор слов и запись их в кроссворд.

III.

Практическая значимость знаний и умений.

1. Наша первая остановка у пристани «Вспоминайка».

Учитель диктует отрывок:

«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…»

Учитель:

– С помощью каких слов А.С.Пушкин показал, что происходит с ветром? (гуляет, подгоняет)

– Какой частью речи являются эти слова? (глаголы)

– Что они обозначают? (действие предмета)

– На какие вопросы отвечают? (что делает?)

– Подчеркните глаголы.

– Определите вид (несов. вид)

Проверяют со слайда № 4. Обобщаем-глаголы в предложении подчеркиваем двойной линией, вид несовершенный, потому что отвечаетна вопрос (что делает?).

2. Наша вторая остановка у пристани «Сказочная». Послушайте нашу сказительницу.

Выходит ученица.

Учитель: Вот и царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» делает добро людям.

Задание:

– Найди глаголы.
– Какую роль глаголы играют в предложении?
– Найди и подчеркни главные члены предложения. Выдели основу предложения.

Вывод, обобщение со слайда № 6.

3. Наша следующая остановка у пристани «Словознайка».

Учитель:

– Что такое время?

– В.И. Даль

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время-это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

Помните в сказке. Читаем со слайда (ученеки).

Работа в парах

Задание:

– Запишите транскрипцию этого слова.

время - [вр'эм''а]- 2 слога 2 гласн., 2 согласн., 5 букв, 5 звуков.

Обобщение Что мы сейчас повторили? (фонетику) Молодцы!

Проверяем со слайда № 6.

4. Следующая остановка нашего корабля у пристани «Шуточная».

Я вам расскажу про одного Лейтяйкина. Однажды я у него спросила: «Если я говорю: он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?» Лентяйкин не задумываясь воскликнул: «Утро!»

– А вы как думаете, в каком времени употреблены глаголы? (в настоящем).

Дети пишут в тетради.

– Определите число, лицо глаголов.

  • я говорю (1 л. ед.ч.),
  • он умывается (3л. ед. ч.)
  • мы умываемся (1 л. мн. ч.)
  • они умываются (3 л. мн. ч.)

– А в каком времени ещё употребляются глаголы?

– На какие вопросы отвечают?

Вывод-глаголы бывают настоящего, прошедшего, будущего времени.

5. Остановка у пристани «Думайка»

– Выпиши глаголы в три столбика: 1 столбик – настоящее время, 2 столбик – прошедшее время, 3 столбик – будущее время.

Проверяем со слайда

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Учитель:

– Ветер весело шумит,
Судно весело бежит.

Мы продолжаем наше путешествие. Наша следующая остановка у пристани «Угадайка».

– Вы знаете как изменяются глаголы, если замените формы 1-го лица ед. ч. глаголами неопределенной формы. Вопросы неопределенной формы (что делать? Что сделать?).

Проверяем со слайда.

Вывод: глаголы спрягаются

7. Давайте сделаем остановку у пристани «Здоровье».

Физкультминутка.

8. Пристань «Пушкинская».

Работа в группах. Повернулись друг к другу (группами).

Задание: чья группа быстрее справится с заданием. Групп 6.

Задания на листочках

1 группа Раскрой скобки и напиши

3 группа «не с глаголами».

2 группа Напиши –тся -ться в

4 группа глаголах

5 группа Из каких сказок А.С.

6 группа Пушкина были отрывки?

Что повторили о глаголе?

9. Рефлексия. Оценка достижений учащихся.

Что больше всего понравилось на уроке?

– У кого в индивидуальном листочке «5» -? и «4»-?

Почему?

– Наше путешествие закончилось.

 

 

Слайд № 5

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №6

«Сказка о глаголе»

 

Слайд № 7

Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала

 

 

Слайд № 8, 9

Царь велит своим боярам
Времени не трате даром,
И царицу и приплод,
Тайно бросить в бездну вод.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 11

И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена,
Землю чувствует она,
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет

Н.в. – спасена, чувствует

П.в. – послушалась, вынесла

Б.в. – вынет, покинет

 

 

 

Слайд № 12

  1. Прошу –
  2. Терплю –
  3. Соберу –
  4. Пойму –

 

 

 

Слайд № 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 14 Д/з

Слайд № 15, 16

 

 

Слайд № 17

«Спасибо за внимание»

– диктует отрывок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– учитель рассказывает про Лентяйкина

 

 

 

– задает вопросы

 

 

 

 

 

 

 

– дает задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– задайте вопросы

 

 

 

 

 

 

 

– проходит по рядам, оказывает направляющую помощь

Записывают предложение в тетрадях

 

 

 

 

 

– отвечают на вопросы учителя.

– подчеркивают глаголы, определяют вид глаголов.

– отмечают в индивидуальном листе.

 

 

 

– слушают сказку

 

 

– находят и подчеркивают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– работают в парах, объясняют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– записывают в тетради

– проверяют

– делают вывод, обобщают

 

 

 

 

– читают отрывок со слайда

 

 

 

 

 

 

– заносят результаты в личные таблицы

 

 

 

 

– отвечают на вопросы

– записывают глаголы в неопред. спр-е

 

 

 

 

 

 

– работают в группах на листочках

– отвечают, доказывают

– делают выводы по каждому этапу (пристани) урока

  • регулятивные

 

 

 

 

 

 

  • личностные(самооценка)
  • регулятивные (контроль)
  • познавательные (делать выводы)

 

 

 

 

  • коммуникативные (слушать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • коммуникативные (работа в парах, слушать собеседника, доказывать)
  • личностные (развитие самостоятельности)
  • познавательные (развитие знаково-символичных действий)

 

 

 

 

  • регулятивные (принимать учебную задачу)

 

 

 

 

  • коммуникативные (общаются с учителем, отвечают на вопросы)
  • регулятивные (отвечают в индивидуальных листочках)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • коммуникативные
  • регулятивные
  • метапредметные

 

 

 

 

 

  • личностные (умение сотрудничать)
  • коммуникативные (умение оценивать свою учебную деятельность)

Приложение.