Обязательные позиции |
Комментарии |
Цель: |
Рассказать учащимся о первых этапах развития космической эры. |
Задачи:
|
|
Оборудование: |
Компьютер, экран, проектор, авторская работа-презентация «Космические открытия», раздаточный материал. |
Ожидаемые результаты |
Дети узнают не только имена первых космонавтов, но и будут иметь представление, как выглядят герои страны. Должны ощутить гордость за страну, которая ввела новые слова для всего мира. Играя, научиться применять слова в соответствии с их значением. |
Этапы урока:
|
Слайды представляют собой фоновое оформление экрана. Предназначены для усиления эмоционального воздействия и контроля. |
Ход занятия
1. Слайд №2.
Тему сегодняшнего классного часа вы узнаете, если отгадаете загадки и найдёте общую тему в отгадках.
Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)
Крыльев нет, но эта птица
Прилетит и прилунится. (Луноход)
Рассыпалось ночью зерно,
А утром – нет ничего. (Звёзды)
Бродит одиноко гневное око,
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не съели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька. (Луна, месяц)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своём скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт)
[О. Узорова, Е. Нефёдова «Большая книга загадок». – М. «Планета детства»]
Ну что, догадались, глядя на доску и зная отгадки, какая будет тема занятий?
2. Слайд №3.
Прочитайте внимательно предложения, представленные на слайде.
- Что вы узнали из них?
В этих предложениях встречаются слова, значение которых я бы хотела уточнить. Заслушиваются высказывания учащихся, а затем уточняется учителем.
- Караван? (франц. – движущаяся вереница чего-либо)
- Пионер? (франц. – человек, прокладывающий новые пути)
- Эра? (лат. – событие, момент, от которого ведётся летоисчисление)
Слова, которые проникли в русскую речь из других языков, обогащают нашу лексику и со временем становятся широко употребляемыми, родными. Русские слова проникают в речь других народов. Но прежде разберёмся в том, кто такие «пионеры космоса», что значит «космическая эра» и как понимать выражение «караваны ракет».
3. Слайд №4.
Заранее подготовленный ученик рассказывает о Ю. А. Гагарине.
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль-спутник «Восток», пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным. Сбылась мечта человечества. Впервые житель нашей планеты устремился к звёздам. Юрий Гагарин сделал всего один виток вокруг Земли, который длился 108 минут (1ч 48мин), и открыл новую эру – эру полётов человека в космическое пространство.
Юрий Алексеевич Гагарин по праву можно назвать пионером, первопроходцем космоса.
- Что вы узнали из услышанного?
4. После первого полёта Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Всё они делали впервые, с огромным риском для жизни. К сожалению, не все остались живы, но их дело продолжили другие. С каждым новым полётом усложнялись программы, задания космонавтам, но герои честно и добросовестно выполняли свою работу.
5. Слайд №5.
Заранее подготовленный ученик рассказывает о космонавте Германе Титове.
6-7 августа 1961 года на корабле «Восток-2» в космос полетел Герман Титов. В отличии от Юрия Гагарина, он совершил 17 витков вокруг Земли. Этот полёт был первым в мире многовитковым полётом. Его цель – проверить, как действует на организм человека фактор невесомости.
- Что вы узнали из услышанного?
6. Слайд №6.
Заранее подготовленный ученик рассказывает об Андрияне Николаеве и Павле Попович.
Через год в космическое пространство полетели одновременно два корабля «Восток-3» и «Восток-4». Их пилотами были Андриян Николаев и Павел Попович. Это был первый в мире групповой многосуточный полёт.
- Что вы узнали из услышанного?
7. Слайд №7.
Заранее подготовленный ученик рассказывает о Валерии Быковском и Валентине Терешковой.
С 14 по 19 июня и с 16 по 19 июня 1963 года опять в космосе два корабля: «Восток-5» пилотируемый Валерием Быковским, и «Восток-6», на котором полетела первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. Между космонавтами была установлена двусторонняя радиосвязь и велись телевизионные передачи. Этот совместный полёт продолжался 70 часов.
- Что вы узнали из услышанного?
8. Слайд №8.
Заранее подготовленный ученик рассказывает о полёте Владимира Комарова, Бориса Егорова и Константина Феоктистова.
С 12 по 13 октября 1964 года на околоземную орбиту поднялся первый многоместный корабль «Восход». На его борту находились три человека: командир Владимир Комаров, врач Борис Егоров и учёный Константин Феоктистов. Впервые в космосе работали люди разных специальностей, которые проводили наблюдение и изучение космического пространства.
- Что вы узнали из услышанного?
9. Слайд №9.
Заранее подготовленный ученик рассказывает о Павле Беляеве и Алексее Леонове.
18-19 марта 1965 года – в космическом пространстве – «Восход-2». Командир корабля – Павел Беляев, второй пилот – Алексей Леонов, который впервые в мире вышел из корабля в открытый космос и выполнил ряд экспериментов вне корабля. О своих впечатлениях он написал книгу «Я выхожу в космос».
- Что вы узнали из услышанного?
10. Слайд №10.
С каждым полётом человека во Вселенную усложнялись задания для космонавтов, увеличивалось время их пребывания в космосе. Появились другие пилоты и учёные, которые на борту своих кораблей проводили исследования в разных областях науки. Но именно людей, о которых мы говорили сегодня, можно назвать пионерами, то есть первопроходцами космического пространства. Именно они открыли новую эру – эру космических исследований. Это после них отправились в космос корабли других стран. Давайте ещё раз назовём их имена и фамилии и запомним их. Мы имеем право гордиться нашими земляками.
Ну а теперь настало время и для наших космических открытий. Наша задача выполнить ряд заданий, в результате которых мы расширим свой словарный запас, узнаем кое-что нового о планетах. Для этого вы должны проявить выдержку, ответственность перед товарищами и показать свои знания на космическую тему. Экипажи, готовы?
11. Слайд №11.
Первое задание. «Расшифруйте слова, объясните их значение».
Группы получают заранее подготовленное задание на отдельных листах, где могут выполнять необходимые записи.
ТРААЕКРБТОАИНАВТОМСОК
СОЬТМОСЕВЕНДОСОМКРОМТЛЕЕСКПО
ОТМКЕААТОРСОНЯИМПУСНИТК
12. Слайд №12.
Проверка выполненного задания.
13. Слайд №13.
Второе задание. «От маленькой к большой».
Все десять планет надо расположить в порядке возрастания их размера. Экипажи получают текстовый материал, читая который должны выстроить планеты в порядке возрастания, в зависимости от диаметра.
МЕРКУРИЙ – самая близкая планета к солнцу, но не самая маленькая. Поверхность планеты каменистая и пустынная, покрыта кратерами. Она немногим больше луны. Расстояние от Солнца – 58 млн.км
ВЕНЕРА– яркая планета. Атмосфера планеты состоит из углекислого газа и серной кислоты, а под плотным облачным покровом стоит невыносимая жара. Расстояние от Солнца – 108 млн. км. В цепочке возрастания планет она находится между Марсом и Землёй.
ЗЕМЛЯ – Вероятно единственная планета, на которой есть вода. Расстояние от Солнца – 150 млн. км.
МАРС – иногда называют Красной планетой, так как он состоит из красного камня. Температура воздуха на Марсе опускается до минус 85 градусов. Воздух не пригоден для дыхания. Расстояние от Солнца – 228 млн. км. В цепочке возрастания планет эта планета находится перед Венерой.
ЮПИТЕР и САТУРН – состоят из газов и жидкостей и не имеют твёрдых поверхностей.
ЮПИТЕР – самая большая планета Солнечной системы. Он состоит из различных газов. Расстояние Юпитера от Солнца – 778млн. км. САТУРН вторая по величине планета солнечной системы, у него 18 спутников – это шары и твёрдые льды. Вокруг Сатурна имеются огромные кольца из кусков камня и льда. У Сатурна 10 лун, причём одна почти такого же размера, как меркурий. Расстояние Сатурна от Солнца – 1427млн. км.
УРАН и НЕПТУН – состоят из газов. Они так далеки от Солнца, что на них темно и холодно.
УРАН окружён девятью кольцами. Планету сопровождают 15 спутников. Расстояние от Урана до Солнца – 2870 млн. км. В цепочке возрастания планет эта планета находится левее Сатурна.
НЕПТУН мерцает голубоватым цветом. Температура на поверхности Нептуна составляет минус 200 градусов. Вокруг Нептуна вращаются 8 спутников, а на поверхности бушуют ураганы. Расстояние Нептуна от Солнца – 4497млн. км. В цепочке возрастания планет он расположен сразу после планеты Земля.
ПЛУТОН – самая маленькая планета солнечной системы, был обнаружен последним в 1930г. На этой планете постоянный холод – минус 230 градусов. Расстояние от Солнца – 5950млн. км
Все эти планеты составляют солнечную систему.
14. Слайд №14.
Проверка выполненного задания.
15. Слайд №15.
Третье задание. «Словоград».
За одну минуту надо составить как можно больше слов из букв слова «КОСМОНАВТИКА».
(1 Космонавт 2 Коса 3 Ком 4 Кот 5 Мост 6 Нота 7 Восток 8 Воск 9 Ток 10 Носок 11 Сок 12 Сон 13 Сом 14 Нос 15 Сова 16 Мак 17 Кант 18 Кит 19 Осока 20 Оса 21 Тик 22 Стон 23 Винт 24 Вата 25 Вино 26 Сито 27 Канат 28 Окно 29 Вина 30 Каток 31 Совок 32 Сани)
16. Слайд №16.
Четвёртое задание. «Вот такая арифметика».
Когда Юрий Алексеевич Гагарин вернулся на Землю после своего полёта, он написал такие строки: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, … . Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»
У вас на столах лежат задания, которые помогут расшифровать пропущенные слова. Расставьте буквы в указанном порядке и мы восстановим пропущенные строчки.
17. Слайд №17.
К – 1, 3, 7 | П – 4, 17 | Е – 6, 21 |
Н – 11, 13, 20 | С - 10 | Ш - 15 |
Л - 18 | Р – 5,8 | Т – 22 |
А – 2, 9, 12, 14, 16, 19, 23 | ! - 24 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
18. Слайд №18.
Чтение полученного высказывания. Сравнение со своими вариантами.
19. Слайд №19.
Выполняя задания, кто-то узнал новые слова, кто-то научился работать в группе, кто-то познал тайны планет. Каждый из вас совершил небольшое космическое открытие для себя. Теперь пришло время подвести итоги нашей познавательной игры.
После первых полётов в космос словари русского языка пополнились словами-неологизмами. Новые слова, которые появились в языке благодаря развитию науки и технике, называются неологизмы. Но и словари других языков обогатились новыми терминами. На всех языках мира слово СПУТНИК звучало так, как произносим его мы – россияне.